Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Статьи

История гитары

Гитара представляет собой, пожалуй, самый любимый музыкальный инструмент в современном обществе. Ведь это так романтично взять телефон, на котором безлимитные тарифы Билайн, набрать красивый номер любимой и сыграть мелодию собственного сочинения, льющуюся из самого сердца или же поставить оную себе на звонок с помощью услуги «GOOD’OK». Однако мало кто знает историю гитары, а между тем она уходит корнями в очень далёкие времена, за три-четыре тысячи лет до нашей эры.
Появление классической испанской гитары, которая является национальным инструментом, можно назвать рождением современного инструмента. Однако только длинный путь развития и совершенствования позволил ей принять тот вид, который она имеет на сегодняшний день.
Стоит отметить, что многие историки склоняются к мысли о том, что лук охотников мог использоваться и как оружие, и как музыкальный инструмент. Если натянуть на лук две или три тетивы, то высота звука, который они будут издавать, будет сильно отличаться в силу того, что их длина, толщина и сила натяжения будет различаться. Именно такой инструмент мог стать прототипом египетской или ассиро-вавилонской кифары, которую можно назвать своеобразным «предком» современной гитары. Несколько разновидностей кифар, таких как арабский эль-ауд и египетская набла, распространялись по средиземноморскому побережью ещё с 3 тысячелетия до нашей эры.
Изображение инструмента, который внешним очертанием похож на гитару, было найдено на территории Испании и датируется II веком. Это был рисунок, изображённый на барельефе, который был призван украшать надгробную стелу в городе Мерида. Это может свидетельствовать о популярности инструмента.
В 10 веке стало общепринято изображать струнные щипковые инструменты. В этот период времени инструменты совмещали общие черты, которые в эпоху Возрождения было решено разделить между такими видами щипковых, как гитара, виола и виуэла. Первая из них обладала четырьмя двойными струнами. Играть на гитаре можно было либо пальцами, либо медиатором, либо смычком. Ещё в те времена были доступны все основные принципы извлечения звуков, повлекшие дальнейшее совершенствование конструкции и формирование всех семейств струнных инструментов.
В 13 веке гитара была народным инструментом в Испании, который применялся как для сольной игры, так и для музыкального сопровождения танцев и в качестве аккомпанемента пению. Из культовой среды постепенно она переместилась в сферу бытового музицирования. Обо всём этом свидетельствуют  рукописи, на которых изображены  придворные менестрели с гитарами в руках.
В давние времена на территории современной Испании в древнем государстве Тартес популярностью пользовались два вида гитар: латинская и мавританская. Для каждого из данных типов был характерен особый способ звукоизвлечения.
На латинской кифаре, также известной как римская, использовался способ игры щипком. А на мавританской кифаре, которую называли также арабской, было принято «бряцать» по струнам пальцами правой руки. Позднее игру щипком, получившую название punteado, было решено сделать основой классической школы. К ней добавились такие способы извлечения звуков для правой руки, как пальцевый и ногтевой. А к ним и игра с опорой и без опоры на струну после щипка. «Бряцание» же всеми пальцами правой руки стало основой исполнения фламенко в испанском стиле. Мавританская кифара пользовалась популярностью у коронованных особ, но не среди деревенских музыкантов. Латинская же, в свою очередь, была очень распространена среди менестрелей. Эту информацию весьма любопытно было бы узнать гитаристам. Если они есть среди Ваших знакомых, без промедления звоните им на номера Билайн со своего телефона.
К тому моменту, когда гитара начала проникать в страны Европы, что произошло приблизительно в 15-16 веке, она уже обладала пятью струнами и квартовым строем, также как и лютня. В Италии или Германии решили добавить шестую струну, и таким образом гитара приобрела классический вид. Обновленный строй позволил более полно использовать звук открытых струн. Это позволило расширить её возможности.
В 18 веке в Англии и Америке был распространён инструмент, имеющий грушевидную форму с шестью или максимально четырнадцатью струнами. Именно его можно назвать английской гитарой, хотя более правильно было бы назвать цистрой.
Укулеле – гавайская гитара, использующаяся и в наше время в американской музыке. Она обладает глубоким корпусом и четырьмя металлическими струнами. Играют на ней при помощи плектра. Характерное звучание придаёт ей скользящая стальная пластинка, которая располагается на струнах, однако не слишком давит на них. Таким образом, изменяется их длина, а с ней и высота звука.
В 19-20 веке в России широкое распространение получила гитара семиструнная. Настроена она была обычно по терциям. Техника игры на шестиструнном и на семиструнном инструменте во многом совпадает. Тем не менее, семиструнная гитара лучше подходит для аккомпанирования, нежели для исполнения сложных полифонических произведений. Из этого следует, что испанский музыкальный инструмент более универсальный.
Классическая гитара первый расцвет переживала в 18-19 веке. В этот период такие виртуозные композиторы, как Д. Агуадо, Ф. Сор, М. Джулиани увлеклись данным инструментом. Хороший исполнитель способен заставить гитару звучать, как небольшой оркестр. Её использовали в операх собственного сочинения Россини, Верди, Монтеверди и многие другие. Паганини, знаменитейший скрипач, блистательно играл на гитаре и писал также произведения для неё. Её любили Чайковский и Глинка, а Пушкин, Державин, Лермонтов, Байрон, Гёте отвели ей место в своих произведениях.
После того, как появилось фортепиано, оно переняло пальму первенства. И лишь в двадцатом веке такие удивительные композиторы, как А. Сеговия, Ф. Таррега позволили классической гитаре перейти на высшую ступень развития. Техника исполнения этих виртуозов позволила исполнять довольно сложные произведения, что сделало гитару сольным концертным инструментом.
Появление электрогитар – это новая веха в развитии гитары. Появилась возможность изменить звучание классического инструмента практически до неузнаваемости при помощи звуковой обработки и цифровых процессоров. Вместе с этим исполнительские возможности тоже существенно расширились. У музыкантов появилась возможность максимально приблизить к желаемому результату звучание гитары.
На сегодняшний день гитара является популярным инструментом и используется в студиях, дома, на концертных площадках и, конечно же, в походах.

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru