Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Carpe diem

Константин Бабкин о технологическом отставании России от Запада


На фото: Константин Бабкин, председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России

– Когда-то я учился на физтехе, писал научные работы по теории отверждения полимеров, готовился стать ученым. Но потом произошли 90-е годы, произошел обвал промышленности, полимеры в России стали никому не нужны, теория их производства и проектирования тоже стала малоперспективным занятием в России. И я разными путями оказался в промышленности. Сегодня я – председатель Совета директоров компании «Ростсельмаш».

Таким образом, разрыв связи между наукой и промышленностью повлиял на мою судьбу. И сегодня я вижу, что компания «Ростсельмаш», как и многие другие компании, развиваться и конкурировать не может, если не работает связь между наукой – фундаментальной наукой, отраслевой наукой – и промышленностью. Мы можем выступать лишь в форме догоняющего и не имеем шанса даже выйти на передовые позиции технологически развитой компании. Потенциал улучшения этих связей в России очень велик.

Когда-то в Советском Союзе была достаточно стройная система, были академические институты, были отраслевые институты. Только на сельхозмашиностроение работало 14 институтов, которые имели региональную или отраслевую специфику – кто-то специализировался на машинах для животноводства, кто-то для растениеводства, какие-то институты специализировались в горюче-смазочных материалах или концентрировались на посевных материалах. Четырнадцать институтов отраслевых, в каждом из которых работало по 700 человек примерно. Эти институты получали заказы от предприятий, эти институты поставляли свои наработки промышленным, аграрным предприятиям. Советский Союз имел достаточно развитое сельхозмашиностроение, наши машины поставлялись и в Китай, и в Америку. Доля РСФСР в мировом производстве продовольствия была в четыре раза выше, чем сегодня.

Сегодня этой системы нет. Есть Академия наук, которая подвергается постоянно реформам. Есть отраслевые институты, они сохранились, хотя и не в прежней форме, они сегодня объединены в одну структуру – Всероссийский институт механизации. Но эта структура живет отдельно, она не спрашивает у предприятий, чем ей заниматься, какие разработки вести, и предприятия не потребляют результаты работы этой структуры.

Реформа науки, реформа образования, которая проводилась в последние годы, не преодолевает эту проблему. Я бы сказал, что те, кто проводит эту реформу, они проблему разрыва между промышленностью и наукой не видят. Я не вижу лично движения со стороны тех, кто строит эту структуру подготовки кадров, структуру научных исследований, я не вижу у них нацеленности на усиление этой связи. Вроде как идет движение на то, чтобы наука была сосредоточена в университетах. Хорошо, действительно сегодня университеты заинтересованы в том, чтобы укрепить связи с промышленными предприятиями.

Мы обращаемся в некоторые университеты, где-то у компании «Ростсельмаш» переговоры прошли уже на достаточно глубоком уровне. Мне говорят: «Вам надо разработать программу, софт, систему распознавания образов, чтобы комбайн или машина умела отличать в автоматическом режиме сорняк от полезного растения». Мы как университет можем эту задачу решить. Конечно, нужно финансирование. «Мы выделяем вам как предприятию для сотрудничества лабораторию. Вот руководитель лаборатории, профессор, молодая перспективная девушка, у нее 20 человек в лаборатории работает». Они говорят: «Да, мы возьмемся за эту работу». Я говорю: «Хорошо, но эта работа требует серьезного погружения в тему. Как вы построите эту работу?»

Мне отвечают: «Я – профессор, я должна принимать экзамены, читать лекции, вести семинары. Мои преподаватели, сотрудники тоже имеют преподавательскую работу. У нас есть четыре научных направления. Ваше будет пятым». «В таком режиме стать компетентными сотрудниками, углубиться в решение конкретных проблем невозможно». Они говорят: «Наверное, это действительно так. Но мы 100% своего времени уделить вашей проблеме не в состоянии».

Это один из примеров попыток наладить связь с университетами. Компании выгоднее нанимать сотрудников в свой штат, проводить исследования самостоятельно, за свой счет. Получается, что академические институты живут отдельно, отраслевые институты отдельно, университеты отдельно, промышленность отдельно, и каждый копается, барахтается в своих проблемах и действуют, как рак и щука. В то время как за рубежом эта система работает, исследования получают огромное финансирование, работают огромные механизмы, мировые лидеры в сельхозмашиностроении не по одному миллиону долларов в день вкладывают в научные разработки.

Развитие нашей компании сводится к следующему – мы ездим по выставкам, смотрим, что мировые лидеры делают, пытаемся повторить, догнать, скопировать, купить готовые решения. И получается, что мы идем в хвосте у этих самых лидеров, которые снимают сливки с рынка и имеют технологическое превосходство.

Мы приехали в город-наукоград Дубну. Это действительно всемирно известный наукоград, известный своими достижениями, и известный промышленный центр. Мы посетили две экономические зоны. Прекрасно, что предприятия развиваются, они производят впечатление технологически развитых, технологически продвинутых. Но пока я не увидел, честно говоря, рецепта преодоления этой проблемы – связи между фундаментальной, даже отраслевой наукой и промышленностью.

Успех этих предприятий, как я понял, базируется на том, что им предоставляется земля, налоговые льготы, и предприятия получают возможности развиваться. Это скорее относится к области налоговой политики, преодолению бюрократических проблем. Это действительно очень важно, и это прекрасная иллюстрация того, что наша страна имеет огромный потенциал. В России земли много, земли для предприятий должно хватить на всех. Налоговых льгот Правительство тоже может дать гораздо больше, чем дает сегодня, потому что профицит бюджета огромный в России, денег у нашего правительства больше, чем оно может переварить. И пример этих экономических дубненских зон показывает, что в особую экономическую зону, зону наибольшего благоприятствования может превратиться вся наша страна.

Это все хорошо, но давайте обсудим вопрос, как усилить связь между наукой и промышленностью? Сегодня на научные исследования выделяется больше денег, чем несколько лет назад, но надо посмотреть идеологию этой реформы, которая проводится. Кто получает эти деньги? Идеологи реформы современной науки отрицают, как я понял, ценность советской системы, решили построить что-то новое. «Сколково», «Роснано» – эти структуры получили огромные, десятки и сотни миллиардов рублей инвестиций. Пока мы не видим ни одного продукта, вышедшего из этих структур.

Я лично не вижу того, что эта реформа имеет правильное целеполагание. Сегодня с представителями этих реформаторов у меня лично – расхождение в лозунгах, на уровне идеологии. Мы говорим о необходимости связи промышленности и науки. Идеологи реформы такую задачу не ставят. Более того, представители гайдаровского движения – для них развитие реального сектора не является приоритетом, связь между реальным сектором и наукой является чем-то не особо ценным, не особо важным.

Я сегодня разговаривал с академиком Черноивановым, он сегодня в Минпромторге участвует в большом заседании. Он говорил: «Я – парень из Узбекистана. В молодости что-то изобретал, был подхвачен Всесоюзным обществом «Знание», Всесоюзным обществом рационализаторов и изобретателей. Меня в том числе поддерживали деньгами, помогали внедрять мои разработки. И я так дорос до академика, до министра сельского хозяйства Советского Союза». Он эту всю систему Советскую прекрасно знает и говорит, что была четкая система, стимулирующая вложения предприятий в НИОКРы, была четкая система стимулирования размещения предприятиями заказов в институтах академических, в отраслевых. Наверное, сегодняшними инструментами эту всю систему можно не то что возродить, но повторить на современном уровне.

Из выступления в Дубне, на заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России: «Сотрудничество научных и промышленных организаций в целях создания высокотехнологичной продукции»

Источник: журнал «Суждения», июль 2021 года

О новостных сайтах здесь

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru