православный молодежный журнал |
Causa privataЛучшие школы России: рейтинг, критерии, перспективыВ советское время наше школьное и вузовское образование было одним из лучших в мире. Это общепризнанный факт, и он доказан многократно данными, касающимися индустриального и экономического развития страны. СССР занимал достойные позиции в области военного космоса, вооружений, тяжелой промышленности, фармакологии. У нас были сильные математические, физические и химические научные школы. «Архитектура» образовательного процесса строилась таким образом, что талантливому ребёнку из провинции были действительно открыты все пути – государство было заинтересовано в том, чтобы социальные лифты поднимали на вершину знаний действительно одаренных личностей. Разумеется, были в советском образовании и проблемные зоны. К таковым мы отнесём, прежде всего, область гуманитарного знания. Общественные науки строились на парадигме марксизма-ленинизма. Идеологическая заданность не только сковывала развитие истории, философии, права, но и «оравнодушивало» юношество и студенческую молодежь. Отчасти поэтому советские люди оказались не подготовлены к общественным переменам. Разрушение СССР и вступление в постсоветскую эпоху стало вехой в развитии отечественного образования. Прежнее «единомыслие» ушло, новые подходы только выстраивались. Эти процессы, проходящие в школе, совпали с падением интереса к знанию, к утрате авторитета учительской профессии. Реформирование школы проходило под знаком «оптимизации» и сокращения государственных расходов. Одновременно появлялись учебные заведения нового типа: частные школы, лицеи, гимназии. В учебных планах расцвела вариативность, единое образовательное пространство стремительно размывалось. Стабилизация экономической ситуации в стране сформировала в обществе новый запрос – родители осознали ценность образования в новых условиях. Профессиональные конкурсы «Учитель года России», «Лучшая школа России», «Лучший педагог дополнительного образования», «Директор года» и т.п. стали основой для формирования в общероссийском масштабе рейтинга школ (см., например, здесь: https://1000sovetov.ru/article_reiting-shkol-rossii ). Критерии для создания подобных рейтингов со временем стали включать количественные показатели, связанные с результатами, которые достигли ученики при сдаче ЕГЭ, на предметных олимпиадах различного уровня, с количеством выпускников, поступивших в престижные вузы или на факультеты с высоким конкурсным отбором. Сегодня рейтинг школ «стабилизировался», и любое повышение – хотя бы на один пункт вверх, свидетельствует о слаженной работе всего педагогического коллектива, об умелом менеджменте администрации учебного заведения. Сегодня каждый ответственный родитель осознаёт важность выбора учебного заведения для своего ребенка. Образование – фундамент личности, будущей профессии, самоопределения человека, его успешности. Концептуальная основа современной школы достаточно размыта, о чём свидетельствуют постоянные реформы в области образования (пока их итог – повышение оснащенности школ мультимедийным оборудованием, перестройка преподавания под сдачу ЕГЭ и достаточно ранняя профилизация). Общий итог данных перемен пока не внушает оптимизма – российская школа продолжает утрачивать свои позиции в мире, о чем свидетельствуют исследования, проводимые в том числе и западными образовательными организациями. Тем важнее для родителей иметь ориентир в «образовательном море», и «сарафанного радио» для этого явно недостаточно. Вот здесь можно познакомиться со многими важными для каждого родителя сведениями. Данная информация поможет не только выбрать хорошую школу, но и будет весьма полезна вашим детям. Пусть их путь к знаниям будет добрым и плодотворным. Сергей Рябцев ← Вернуться к списку |
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |