православный молодежный журнал |
МозаикаЭлектрогенератор – сердце автомобиляНи одни автомобиль не обходится без электрооборудования – это, думаю, знают все, даже такие крашеные блондинки, как я. А кто делал электрооборудование, в частности, генераторы автомобиля в советской промышленности? Тогда в Автопроме существовал главк «Автоэлектроприбор», в который входило 25 заводов. Ну, и, конечно же, существовал НИИавтоприборов, который занимался изобретениями и научными изысканиями. К моменту, когда в СССР решили выпускать «Жигули» (на базе «Фиат») ситуация с электрооборудованием в стране была неровная – по идеям, конструкторским разработкам мы были вполне на европейском уровне, а вот с реализацией дело хромало. Между тем, генератор, не побоимся этого высокого слова – сердце автомобиля. От него зависит и расход топлива, и экология, и всё-всё. Зато по генераторам переменного тока в 60-х годах СССР был пионером в Европе. Поэтому на наши «Жигули» (их «Фиат») советские конструкторы предложили установить именно такие генераторы. По сравнению с постоянным током у них меньше масса, выше надежность. Для «Жигулей» генераторы делали на Куйбышевском заводе – КАТЭК (ныне Самарский). Понятно, что и ремонт генератора автомобиля здесь был отработан до мельчайших деталей. Борьба за качество электрооборудования развернулась тогда на ВАЗе – итальянцы настаивали на своих стандартах, а местные руководители пытались работать по-старому. Но – победило качество, и это обеспечило хорошую судьбу «копейкам» - их можно встретить на дорогах и по сей день! И этот «металлолом» вполне себе катит. (Особенно по нашим дорогам.) Журнал «Автомобильная промышленность США» однажды опубликовал фото, где на рабочем столе конструктора было размещено множество деталей. Среди них советские инженеры увидели и отечественный стартер – американцы внимательно изучали продукцию конкурентов. Это правильно, потому что без знания аналогов в технике невозможно идти вперед, любую деталь надо, что называется, «пощупать». Да и в автосервисе, когда мастера осуществляют ремонт стартера по-другому этот процесс не осуществишь. К сожалению, при массовом производстве «восьмёрок» в отечественной электронике обнаружился столь же массовый брак (об этом вспоминает один из конструкторов Юрий Александрович Купеев), посему было принято «антипатриотичное» решение отказаться от советских элементов. Эта же беда – бракованная элементная база – сопровождает наш автопром, авиапром, и прочие «промы» по сей день. Цена технологическому отставанию – аварии на дорогах, упавшие ракеты и спутники. А ведь когда-то мы были вполне на уровне… Анна Жалова ← Вернуться к списку |
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |