Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Очень сложные чувства

№ 18, тема Власть, рубрика Спутник

Влюбленность – совершенно конкретное явление, все понимают, о чем идет речь. Это когда «снесло крышу», «переклинило» на человека противоположного пола. А вот когда мы употребляем слово «любовь», мы не всегда понимаем, о чем говорим.

автор: священник Максим Первозванский

 

Я люблю и жену, и Родину, и Бога, и картошку...

Я и родителей люблю, и детей, и жену, и Родину, и Бога, и картошку… И поэтому слово «любовь» – гораздо более многозначное, чем «влюбленность». И когда мы говорим «любовь», мы подразумеваем, что это, как минимум, нечто большее, чем влюбленность.

Потому что любовь – очень сложное чувство

Любовь и влюбленность могут пересекаться или не пересекаться, но это разные вещи. Влюбленность может стать началом любви. А может быть и такое: можно жить с человеком в любви и вдруг заново в него влюбиться или влюбиться в другого, при этом на самом деле не преставая любить первого. Потому что любовь – очень сложное чувство. Например, есть такая вроде бы простейшая вещь как привязанность. Люди могут даже ненавидеть друг друга и вместе с тем быть настольно привязанными друг к другу, что жить порознь не смогут. В любви может присутствовать дружба. Дружба – одна из разновидностей любви. У супругов дружба проявляется в первую очередь, конечно, в заботе о детях и доме. Это то, о чем муж и жена – в нормальном браке – дружат. И еще много о чем можно дружить. Можно испытывать жалость и сострадание, заботу и ответственность. И поэтому можно жить в любви и согласии десять лет, а потом вдруг влюбиться в собственную жену.

Чтобы не стать Пьеро

Влюбленность возникает неожиданно, стихийно. Причем, как правило, немотивированно, то есть не потому, что ты узнал хорошо человека и в результате в него влюбился. Это то, что овладевает человеком, то, что не зависит от него самого. Влюбленность на него обрушивается – как в песне: «Придет, как ливень, как метель, все заслонив вокруг собою…» И еще влюбленность обязательно проходит. Она может не пройти только в одном случае – когда не реализуется, и человек начинает ходить по замкнутому кругу в своих чувствах. Он начинает любить свои чувства, свои страдания – есть такая страдальческая влюбленность, которая замыкается на самой себе, и ты любишь вот это свое состояние страдающей любви. Как Пьеро. И это может длиться годами, десятилетиями – это такой эмоциональный тупик для человека. А нормальная влюбленность, начавшись, обязательно уходит.

Влюбленность открывает новый мир

Вспомним Александра Сергеевича Пушкина:

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны...

То есть неразвитой, юной, девственной душе очень полезно влюбиться, потому что это развивает ее чувства, это открывает ей новый мир, новые краски…

Важно не сделать опрометчивых шагов, не совершить страшных ошибок, не перейти какую-то грань. Должна быть система табу – того, чего человеку нельзя, и точка. Хорошо, когда влюбленность не выливается в конкретные действия, в сеновалы. Пусть она заставляет человека стихи писать, звезды над головой увидеть, по-особому почувствовать, как пахнет лес, – пусть откроет для человека эту мощную эмоциональную сферу. «Учитесь властвовать собою, – как сказал Татьяне Евгений Онегин, – не всякий вас, как я, поймет, к беде неопытность ведет».

Учимся

Кто-то из великих сказал, что культура – это система табу, неких ограничений свободы человека, не законодательных, а внутренних. Блудить нельзя. Седьмая заповедь Божия, «не прелюбодействуй» приравнивается к шестой «не убивай». Прелюбодействовать – равносильно убийству. Это надо просто понять. И так надо воспитывать человека. Если человек это понимает, то тогда находится в определенных рамках… Смотреть на чужую жену нельзя! Просто нельзя – и все, без компромиссов. Это должно быть написано у человека на лбу и в сердце.

Татьяна продолжала испытывать к Онегину очень сильные чувства: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». А Маша из «Дубровского»? «Я жена князя» – и все. Еще полчаса назад все могло быть по-другому, но теперь поздно. У человека есть то, что превосходит его. Он не может через это переступить.

У нас есть замечательный орган – сердце и замечательная способность – разум. Сердце без разума слепо, разум без сердца холоден. Человек должен жить сердцем, разумом жить нельзя, но разум должен сердце контролировать. И дальше, если ты видишь, что эта влюбленность твоя не пользуется взаимностью, если ситуация такая, что ты должен только сохнуть и мучиться, время проходит, а она уже вышла замуж за другого, – в конце концов, надо научиться владеть чувствами. И жить дальше.

Когда плохо бывает всем…

Но в возраст поздний и бесплотный.
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвый след…

В этих строках Пушкин говорит про Онегина, чувства которого в 27 лет, были не только развитые, но и переразвитые. Его влюбленность в Татьяну превратилась уже в страсть, которая причиняла страдания и ему, и ей, и вообще, если бы Татьяна позволила их отношениям как-то дальше развиться, это принесло бы гораздо больше страданий и ей, и всем остальным. Да, влюбленность не зависит от человека, но ее развитие или подавление от человека зависит. Влюбленность может быть основанием для дальнейшей любви. Вот я люблю свою жену, и вдруг в нее влюбился – это хорошо. Это усиливает наши чувства, их можно серьезно обновить, укрепить. Или, например, я встретил, будучи неженатым человеком, девушку и влюбился в нее. Она свободна, я свободен, и я надеюсь, что эта наша влюбленность может перерасти в любовь и в брак. И это тоже хорошо. Но я могу влюбиться в чужую жену, или я могу быть женатым и влюбиться в другую женщину. И здесь нельзя себя ни в коем случае оправдывать. Влюбленность, в отличие от любви, – это страсть. Какой смысл мы вкладываем в это слово? Страсть – это то, что причиняет человеку страдания. Это то, что насилует человека, овладевает им, подчиняет себе и, так или иначе, заставляет интенсивно переживать, причем не всегда положительные эмоции. Человек начинает метаться, колебаться, даже если это хорошая влюбленность; пока она безответная – человек страдает, мучается, не спит... Помните: «Он краснел, он бледнел, но ни разу улыбнуться не посмел»?

Влюбленность ни в коем случае нельзя обожествлять. И женатый человек, который, влюбившись в чужую жену, позволит своим чувствам развиваться, ничего не добьется, кроме страданий и терзаний. Впоследствии будет плохо всем: ему самому, его жене, чужой жене, детям, окружающим – это будет жизненная катастрофа для целого круга людей. Поэтому запрещенную влюбленность обязательно нужно подавлять. К ней нужно относиться так же, как к некой зависимости. Вот нравится мне каждый вечер пиво пить, но я должен взять это чувство под контроль, иначе я стану алкоголиком, оно будет сильнее меня, я ничего не смогу с ним сделать. Или я регулярно посещаю игровой клуб, где просаживаю всю свою месячную зарплату. Или не могу оторваться от телевизора часами, в ущерб семье. Это – страсть, которая владеет мной, которая отнимает свободу. Влюбленность тоже отнимает свободу, с ней надо бороться, если ты не имеешь права позволить себе влюбиться. Причем влюбленность обладает потрясающим свойством – она вышибает у человека мозги, в буквальном смысле этого слова. И парализует волю, если развивается достаточно интенсивно и долго. И можно перейти некую грань, и тогда ты уже не сможешь остановить себя. Со страстью нужно справляться на ранних этапах. А любовь – совершенно другое чувство.

Боязнь полюбить

Есть две крайности. Первая – когда человек доверяет своему сердцу, он влюбился и готов все на своем пути сокрушить, чтобы реализовать то, что чувствует. Другая крайность – когда человек своему сердцу не доверяет, когда он боится. Причины могут быть разные, а результат один – он боится жить сердцем и «не отпускает» себя. До того как сердце что-то готово почувствовать, разум уже понаставил противотанковых ежей. Часто бывает, что к этой боязни ведет неудачный опыт влюбленности: ты влюбился, и было больно... Тебе один раз отказали – и ты трясешься, что тебе откажут снова. И дальше вся жизнь построена на том, что если тебе было больно, второй раз так делать не надо. Влез в розетку, ударило током – больше так не делай. Полез на дерево, упал, ушибся – больше так не делай; было больно – не повторяй. Поэтому опыт несчастной влюбленности может поставить перед человеком мощную стену страха. Надо разрешить своему сердцу что-то чувствовать.

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru