Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Пираты смутного времени

№ 18, тема Власть, рубрика Культура

Сейчас в Россию принято верить на всех уровнях государственной вертикали. Именно поэтому фильмы с патриотическим содержанием, одобренные «на самом верху», все чаще появляются на наших экранах.

автор: Василий Пичугин

Но именно в отечественном кинематографе с патриотизмом происходят забавные метаморфозы. В пространстве кино падение социализма, который так долго соревновался с капитализмом, привело к выводу: Голливуд во всем прав. Именно Голливуд сделал очень многое для создания жанров современного кинематографа. Поэтому освоение голливудского наследства – вот нехитрое техзадание, которое сегодня требуется выполнить каждому работнику отечественной киноиндустрии. И последнее десятилетие наш кинематограф все осваивает и осваивает различные киножанры: блокбастеры, боевики, фэнтези, триллеры. Хочешь делать патриотический «смотрибельный» фильм? Тогда определяйся с жанром, бери голливудскую технологию, в нее засыпай «нашенскую» патриотическую идеологию и получай желаемый продукт – вот, вроде бы, и вся задача. И тут происходит забавный парадокс: все законы жанра соблюдены, идеологическое содержимое засыпано правильное… а результат, мягко говоря, разочаровывает. Главное ощущение – не наше. И возникает законный вопрос: если квас неотличим от кока-колы, зачем он нужен?

За примером далеко ходить не надо: самый дорогостоящий отечественный боевик во главе с «лучшей няней всех времен и народов» Анастасией Заворотнюк – «Код Апокалипсиса». Заказчик более чем серьезен – ФСБ. На счету предшественника этой организации (КГБ) – продюсирование такого шедевра отечественного кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны». Но когда это было! С того времени КГБ шерстили несколько раз, вот опыт, видно, и пропал…

Итак, взяли классический голливудский сюжет, как гады-террористы хотят уничтожить четыре крупных города нашей планеты с помощью, конечно же, атомных бомб, а призван помешать им в этом, конечно же, суперагент.

Режиссер и сценарист – спецы в «борьбе с терроризмом»: Вадим Шмелев и Денис Карышев уже спасали нашу страну и весь мир от ядерных террористов в фильме «Обратный отсчет».

Денег на съемки не пожалели. Нужен Париж – едем в Париж. Нужна Норвегия – едем в Норвегию. Нужен спецэффект – покажем Голливуду, что мы умеем взрывать и стрелять не хуже.

Но главное ноу-хау – сделать нашего суперагента, нашу «Никиту» такой, чтоб на Западе взвыли от зависти. Анастасия Заворотнюк должна была и воплотить в экранную жизнь великий русский характер, и уничтожить кучу врагов, и спасти нашу «многострадальную планету» от очередных атомных террористов.

Фильм предназначен не только для внутреннего пользования. Поэтому не поскупились: пригласили европейскую звезду Венсана Переса. Сумасшедший коктейль из Переса и Заворотнюк должен был поддержать не забытый подростками «Гессер» – Владимир Меньшов. Ну, и главная идеологическая цель фильма очевидна: мы круче всех. В картине все зависило от «няни Вики». Cумеет ли Заворотнюк создать образ «русской Никиты»? Не сумела.

Мнение первое. Заворотнюк – жалкая копия Никиты. Ничего оригинального. Главный недостаток – полное отсутствие юмора. Ну «гыкнула» бы хоть в одном эпизоде, было б повеселей – глядишь, и фильм бы понравился. За положительным примером далеко ходить не надо. Смотри «Антидурь», где зажигают Дюжев и Турчанский.

Мнение второе. Режиссер – молодец! Ни разу не дал Заворотнюк продемонстрировать свои южнорусские корни. Малейший намек «няни Вики» на высокое происхождение ничего, кроме кривой улыбки, не вызывает.

Мнение третье. Я, конечно, понимаю, что «няня Вика» – необыкновенная женщина. Но сценарист мог бы уважить и объяснить, как героиня Заворотнюк проникла в ближайшее окружение террориста где язык учила, например.

И все-таки есть луч света в темном царстве. Это Меньшов. Единственное лицо на весь фильм, которое напоминает, что фильм снят в России.

Хотя чего мы говорим о «Коде Апокалипсиса»? Вадим Шмелев – это вам не Финчер, не братья Вайнчовски. Гораздо симптоматичней глюки главного госзаказа 2007 года – фильма «1612» известного мэтра отечественного кинематографа Хотиненко.

Фильм, который вышел в прокат аккурат к недавно введенному празднику – Дню согласия, носит предельно функциональное название: «1612», с подзаголовком «Хроники Смутного времени».

Великую русскую Смуту начала XVII века кто только не сравнивал с недавними событиями нашей истории! И наша нынешняя власть, давшая отмашку на съемки фильма, всерьез претендует на то, что именно она выводит нашу страну из Смуты конца ХХ столетия. Поэтому: «Вы, поколение пепси, не любите книжки читать – ну мы вам тогда фильму покажем». И показали… Действительно, местами перед нами – классический фильмпросвет. В картине перечисляются основные события Смутного времени, основные исторические персонажи – тут тебе и Лжедмитрий, и Борис Годунов, и Дмитрий Пожарский, и старец православный.

Но главное ощущение – что перед нами какой-то гностический текст, пытающийся замаскироваться под христианский. Что-то вроде «революционной псалтири». Во время Первой мировой войны революционеры на фронт солдатам отправляли Священное Писание, в котором вместо многих текстов Ветхого и Нового Заветов находились революционные агитки. Нечто вроде: «Господи, помилуй, Господи, помилуй… долой царя… Господи, помилуй, Господи, помилуй… долой кровавое самодержавие, кровопийцев-империалистов и поддерживающее их православие… Господи, помилуй».

Вот подобную «революционную псалтирь» нам и преподнесли камрады Алиев, Хотиненко и Михалков. Православие, самодержавие, народность, сражения Смутного времени – это прикрытие сюжета в духе какого-нибудь «Алхимика» Коэльо.

Жил-был Андрейка-холоп, но не простой он был человек, а особый – избранный. Сначала углядел он царскую дочь в неглиже, она тоже почувствовала, что перед ней не простой мальчишка, и одарила его «случайно» кусочком рога единорога – выделила. И вот Андрейка, в отличие от простых смертных, носит на шее не крест, а рог единорога. В общем, стал Андрейка счастливым обладателем «артефакта». И не смог он забыть царской дочери Ксении Годуновой. Благодаря «ентой» тяге он и встретил своего учителя.

А учителем у Андрейки оказался не кто-нибудь, а самый что ни на есть настоящий «гишпанский» пират. Пират – тоже не какой-нибудь среднестатистический грешный католик, а, видать, набравшийся ума-разума у всех магов Магриба. И стал Андрейка из избранного посвященным. Приобрел много навыков. Например, посмотрел на учебник по фехтованию – и в мгновение ока научился фехтовать. Стрелять из пушек Андрейка научился также быстро – ну куда от магии деться, тем более, если учитель такой крутой. Но самое главное знание, которым овладел Андрейка, – из ничего конфетки делать. Сие знание он наглядно продемонстрировал при обороне города Наволока от поляков. Если нет пушек под рукой, то можно по сусекам поскрести и сделать из набравшейся ерунды вполне гарную пушку.

Ко мне многие приставали с глупым вопросом: почему в фильме князь Пожарский есть, а купца Минина нет? Наивные люди. Не поняли, что Андрейка и есть настоящий Минин. Перед нами гностическое, оккультное прочтение истории 1612 года. Ведь гностики так обычно толкуют евангельскую историю: конечно, кое-что из того, о чем говорят евангелисты, происходило, но на самом деле было все по-другому.

Ведь представьте, «до чего доврались эти православные историки», – что был какой-то купец Минин, ему являлся Сергий Радонежский и говорил Козьме, чтобы он собирал народное ополчение. Запомните: был холоп Андрейка, ученик великого «Гишпанского Пирата», великий Посвященный, влюбленный в Ксению Годунову. Так вот, между делом, в погоне за своей любовью Андрейка разогнал всех поляков, чуть царем не стал. И на Красной площади должен стоять памятник князю Пожарскому и холопу Андрею.

Хотя у меня есть знакомые, которые уверены, что скоро выйдет на экраны фильм «1612 – 2», в котором будет Минин, а Пожарского не будет. Холоп Андрейка превратится в мага и волшебника, который своим магическим искусством настолько потрясет Минина, что тот немедленно поставит его во главе народного ополчения. И Андрейка своим уникальным мечом, чем-то напоминающим посох Гендальфа или мечи джидаев, перебьет всех.

Ну, теперь немного о радостном! Что спасло нас, зрителей, от этого идеологического продукта? Голливудская технология. Не совладали с ней наши кинематографисты. Подписались в этом делании на исторический жанр, но идеологическое содержание, которое засыпали в картину, потребовало фэнтези. Скрестить ужа с ежом не удалось, – два метра колючей проволоки не получилось. Когда критики дружно говорят о «Властелине колец», – не согласен, вот один мой приятель сказал: вторая серия «Волкодава» – это уже где-то близко.

Почему так натянуто выглядят все исторические сцены фильма, несмотря на использование компьютерной графики, 3D-технологии? Ну, если ты оккультист по жизни, сторонник оккультного знания, то все внешнее (например, русская жизнь XVII века) для тебя особо не интересно. Вот коммунист Бондарчук с трепетом относился к событиям 1812 года, а компанию «православно-мусульманских эзотериков» интересуют только тайные знания. Поэтому экранное пространство, несмотря на все взрывы, оторванные головы и прочие прибамбасы, не распадается только тогда, когда мы видим «Гишпанца Учителя», который чертит свои символы, да бродящего единорога.

Последний персонаж вызывал вопросы у многих зрителей. А защитники картины спрашивали: «Неужели вы не знаете, что единорог – это один из образов Иисуса Христа?» Прекрасно знаем, но после того как вместо креста у главного героя на шее появился рог единорога, закралось большое сомнение, что у нас общий Иисус Христос с создателями фильма. Оккультный Христос никак не совпадает с евангельским.

Меня спрашивали: «Откуда пираты в фильме?» Ответ прост. Джэк Воробей – самый любимый персонаж наших подростков, но создатели картины не решились засунуть его копию в Смутное время, ведь они же снимают «серьезный фильм». Тернер, герой Блума – в самый раз. К тому же Блум – Леголас всех времен и народов. Вот наш Андрейка и есть пират и эльф в одном лице.

Но подобная прагматика, как ни странно, имеет и символическое звучание. Были ли на Руси свои пираты? Конечно, были. Достаточно вспомнить ватаги новгородских ушкуйников и казаков, грабивших на просторах Руси. Казаки – вот главный пиратский элемент Смутного времени. И один из главных путей преодоления Смуты – это преодоление темной стороны казачества, преодоление его пиратства. Поэтому, когда главными героями в фильме-госзаказе о преодолении Смутного времени оказываются пираты и по плоти, и по духу, не претерпевающие на протяжении картины никаких изменений, то вывод напрашивается следующий: Смута продолжается. Поэтому борьба с глобальным пиратством – главная задача нашего времени.

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru