Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Демографическая теорема

№ 27, тема Богатство, рубрика Любовь и Семья

 

В традиционной фазе развития общие биологические императивы («плодитесь и размножайтесь») соответствуют экономическим потребностям крестьянской семьи. Появление ребенка в такой семье почти никак не сказывается на финансовых затратах (просто в связи с тем, что традиционное хозяйство тяготеет к натуральности) и достаточно слабо – на общем потреблении.

Уже с четырех-пяти лет ребенок может выполнять ряд дел, простых, но необходимых для нормального существования хозяйства: выпас скота, уборка помещений, валяние шерсти и т.п. Таким образом, он заменяет собой значительно более дорогого наемного работника. Вырастая, ребенок берет на себя все больший объем работ, способствуя процветанию хозяйства. Несколько упрощая, можно сказать, что каждый ребенок в патриархальной традиционной семье может рассматриваться как практически бесплатная рабочая сила. Соответственно, рост семьи означает рост числа работников, то есть увеличение зажиточности хозяйства. Как следствие, демографическая динамика фазы носит экспоненциальный характер.

Эффективное (с учетом детской смертности) число детей в крестьянской семье составляет 4–5 человек, что соответствует годовому приросту населения до 6% и даже до 10% в год[1].Возникновение «торгового капитализма» приводит (даже в традиционной стадии) к быстрому сокращению прироста населения. Как только возникает возможность тратить деньги, ребенок из подспорья в производстве, бесплатного наемного работника, превращается в очень дорогостоящую игрушку. Во времена позднего Рима императоры прилагали титанические усилия к нормализации демографической динамики, однако, вырождение сначала патрицианских, а затем и плебейских семейств продолжалось до падения империи. В индустриальной фазе демографический кризис выступает с беспощадной остротой: рождение детей не только не выгодно индивидуальной семье, но и прямо приводит к ее непосредственному обнищанию. Невыгодность детей проявляется тем сильнее, чем более развиты товарно-денежные отношения и индустриальная фаза в целом, и чем выше изначальный доход семьи.

В рамках простейшей модели рождение первого ребенка отбрасывает семью к границе своего исходного имущественного класса, рождение второго – переводит в более низкий класс. Как правило, при трех детях или еще большем их количестве происходит деклассирование семьи. Необходимо иметь в виду, что затраты на развитие, воспитание и образование ребенка в индустриальной фазе очень велики, и период детства продолжается до шестнадцати, восемнадцати и даже двадцати трех лет. Если учесть, что между восемнадцатью и двадцатью тремя годами молодые люди создают собственные семьи, становится понятно, что родители не получают никакой непосредственной отдачи за свой огромный «вложенный капитал». В результате демография индустриальной фазы определяется «точкой равновесия» двух противоположных императивов: биологического (инстинкт продолжения рода) и экономико-социального (инстинкт социального выживания).

Опыт и моделирование показывают, что это равновесие наступает при среднем значении детей в семье между показателями «один» и «два». В современной России, например, он близок к единице и нигде не поднимается выше значения 1,2. Этот показатель соответствует сокращению индустриального населения на 3–5% в год. Всякие отклонения от этой цифры вызваны примесью традиционной фазы развития. Этот вывод верен, однако, лишь в первом приближении. Необходимо учесть еще один фактор, который носит социальный характер. Он, в частности, обеспечивает стабильный подъем рождаемости в периоды пассионарной активности общества. Ребенок при рождении получает от отца и матери не только жизнь и особенности генома, но и культуру, формат жизни и деятельности. Ключевой демографический вопрос звучит так: может ли ребенок, родившийся в данном обществе, получить еще и цель своего существования, миссию на земле? Если может, тогда его отец и мать захотят продлить свое существование в детях независимо от экономических условий. Если же родители сами не понимают, зачем они живут и для чего рожают детей, то они откажутся от ребенка. По крайней мере, от второго ребенка и тем более – от третьего.

 

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН

 



[1] Например, население Пакистана (страны, полностью относящейся к традиционной фазе, по крайней мере, до 1970-х годов), увеличилось за период 1901–2001 гг. с 16,6 до 148 миллионов человек, что соответствует эффективному линеаризованному росту на 7,9% в год.

 

 

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru