Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Звездопад

№ 44, тема Праздник, рубрика Профессия

 

 

«Шоу-бизнес» – есть в этом слове что-то далекое, почти недосягаемое. Нет, конечно, многие понимают, что этот мир совсем не похож на рай, – у его обитателей полно проблем, там кипят нешуточные страсти, и вообще выжить там так же сложно, как и попасть туда. Но всё равно они воспринимаются большинством как элита. Как вечно красивые и молодые, почти всегда богатые и никогда не скучающие люди. Поэтому, задумываясь о будущем детей, даже самые реалистичные родители нет-нет да и представят свое поющее, танцующее чадо звездой. И как будто не существует музыки и танцев, в том числе профессиональных, отдельно от этой звездности. А впрочем – действительно, существуют ли? И есть ли смысл заниматься творчеством, не имея звездных амбиций?

 

Где не воспитывают звезд

Детский музыкальный театр «Домисолька» известен всем. И в России, и далеко за ее пределами. На небосклоне, в созвездии Большой Медведицы, даже есть звезда под именем «Домисолька». И, кого-кого, а его участников вполне можно назвать юными звездочками – в том смысле, что их выступления всегда привлекают зрителей. Казалось бы: отдайте ребенка в «Домисольку» – и его (а скорее, родительская) заветная мечта окажется почти реальностью. Но создатели и руководители театра, оказывается, воспитывать «звезд» почему-то совсем не стремятся, хотя именно так рекламируют себя многие их коллеги – с одобрения и даже по настоятельным просьбам родителей. Художественные руководители «Домисольки» Иван Жиганов и Ольга Юдахина, возглавляющие театр более двадцати лет, предупреждают: «Целенаправленным продюсированием, индивидуальным продвижением своих подопечных в горнило шоу-бизнеса мы не занимаемся. Обещание «воспитать звезду» - это из области обещания воскресить ушедших… Жизненный путь ребенка – это только его выбор, выбор его родителей. А уж детская «звездность» нам глубоко отвратительна. Крайне уродливое явление. А вот театр в целом, да,  он – «звезда». По крайней мере – в сегодняшнем значении этого слова на большой эстраде.

Чем же живет коллектив, известный по всей России и за ее пределами? Почему туда приводят детей (до 8 человек на место при приеме!), чему они там учатся? Оказывается, всё очень просто: дети занимаются творчеством, учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах... То есть, они реально приобщаются к искусству, не приобщаясь к шоу-бизнесу – почему-то мы почти уже не различаем эти две сферы, хотя это совсем не одно и то же.

– Мы позиционируем себя как творческо-педагогический проект, – объясняет Иван Жиганов. – Да, часть нашей работы, которую мы показываем на сцене, воспринимается многими как шоу, и это действительно – шоу. Но главная наша цель в другом – научить, дисциплинировать, развить, раскрыть каждого ребенка. Молодые люди, прошедшие «Домисольку» (с четырех-пятилетнего возраста до пятнадцати-шестнадцати лет отсеиваются не более двадцати процентов), практически все успешны. Это не значит, что все они сделали карьеру на сцене – но все они поступили в вузы разного профиля, все имеют хорошие отношения в семьях (как в родительских, так и в молодых, своих собственных). Эти люди раскованны, но не распущенны. Они самостоятельны и самодостаточны. Они умеют выдерживать взгляд, не тушуются на людях, но в них нет наглости. Они очень многому успели научиться в театре. Всё это стоит нескольких напряженных лет учебы в театре, даже если профессию ребенок выберет нетворческую. Хотя очень и очень многие наши воспитанники, конечно же, оказываются так или иначе связанными с искусством.

А еще Жиганов даже сравнил в шутку «Домисольку» с «тюрьмой», поскольку достигается такая успешность не только с помощью упорного труда детей, педагогов и родителей, но и с помощью строгой дисциплины. «Домисолька» контролирует успеваемость своих артистов в общеобразовательных школах, три раза в год собирая дневники и вычисляя средний балл (сегодня это 4,7 – то есть все ребята почти отличники). Здесь категорически запрещены ненормативная лексика и фаст-фуд, наушники и плей-стейшн, агрессивная и неприличная одежда, и даже… макияж для девочек – и на занятиях, и на сцене. «Костюмы у нас эксклюзивные, постановки яркие, а вот краситься мы им не разрешаем, чтобы девочки учились выражать свои эмоции, создавать образ самостоятельно, а не с помощью косметики». Кроме того, в «Домисольке» большое внимание уделяют содержанию и посылу номеров: тщательно проверяют тексты песен на иностранных языках, отказываются от приглашения выступать, если в программе (пусть даже и престижной) есть хотя бы намек на пошлость, – чтобы воспитывать вкус и чувство собственного достоинства, уже в детстве следует задавать нравственные ориентиры на будущее.

– С каждым ребенком действительно приходится много работать, не только в плане актерского мастерства, совершенствования вокала, танца и так далее, но и просто в плане воспитания, – признается Иван Назибович. Некоторых приходиться учить улыбаться. Очень часто к нам приходят дети с невысоким уровнем культуры, они даже не знают значения многих обычных для нас слов, они не умеют принимать самостоятельные решения... Причин – множество. Но большая их часть – в воспитании дома, в школе, на улице. Кто-то, к примеру, слишком много сидит за компьютером, и тут беда даже не в пустой трате времени, а в том, что компьютерная игра, виртуал дают возможность не отвечать за свои действия, перезагрузиться, начать всё заново. А реальная жизнь, в том числе и творческая, таких возможностей не дает, им очень сложно научиться принимать решение, отвечать за свои поступки. И, конечно, очень серьезная проблема – это звездные амбиции детей. Если кого-то из ребят заносит по этой линии, мы отстраняем его от занятий на месяц, на два – чтобы он успел понять, в чем не прав...

 

Большие надежды

Гораздо сложнее, если такие амбиции питают сами родители. Таких, по оценкам Ивана Жиганова, даже в «Домисольке» процентов десять-пятнадцать. На самом деле, сделать ребенка «псевдозвездой» достаточно легко. И на большой эстраде есть сегодня «светила», полностью проплаченные родителями, мужьями, богатыми спонсорами… Правда, для взрослых – и деньги взрослые. Маленькие дети на сцене неизменно вызывают умиление, они нужны многочисленным взрослым для достижения своих целей – пиара, извлечения прибыли и так далее. В некоторых детских коллективах почти в открытую взимается плата за участие в самых привлекательных с этой точки зрения выступлениях.

– Представьте себе: встречается руководитель коллектива с родителями и говорит: завтра кто-то из наших детей должен спеть с первоканальной звездой. Стартовая цена – сорок тысяч. И родители будущих «звезд», начинают предлагать и большие суммы – потому что для них важно, чтобы их ребенок постоял под камерой рядом со знаменитостью, они считают, что главное – засветиться, неважно – умеет при этом их чадо что-то делать или нет… Деньги, уплаченные родителями, составляют доход посредников и организаторов, и это тоже – целый сектор шоу-бизнеса. Ну, а ребенок в такой ситуации волей-неволей перестает адекватно воспринимать реальность: с подачи своих родителей он начинает чувствовать себя «звездой», считает свой проплаченный «успех» заслуженным и… ожидает от жизни новых бонусов.

Мечта сделать своего ребенка «звездой», желание всеми правдами и неправдами протолкнуть его в блестящий и манящий мир шоу-бизнеса, по мнению Ивана Назибовича, – явление очень опасное. Потому, что новых бонусов может и  не случиться... Наоборот, вчерашний малыш вырастает, и в его жизни происходит трагедия: только вчера он был «гениальным ребенком», все восхищались им говорили, какой он замечательный. А теперь он оказался никому не нужным: во взрослом шоу-бизнесе все ниши уже заняты, ведь это детство проходит быстро, а взрослые артисты работают подолгу. К тому же, если в детстве главной задачей родителей и ребенка было именно мелькать на сцене, и все силы и средства были брошены на это, то учиться, приобретать реальные навыки, искать и развивать свои таланты было некогда. Дальнейшая судьба таких детей, как правило, печальна. Несостоявшиеся «звезды» впадают в депрессию, начинают пить, подсаживаются на наркотики, доходит до самоубийств.

– Конечно, встречаются и сильные личности, – рассуждает Жиганов, – которые могут просто «выдохнуть», оторваться от родительской фанаберии и начать свою жизнь заново. Есть и такие. Иногда всё складывается не так трагично, но жить с таким грузом всё равно тяжело. И таких случаев, к сожалению, очень много. В «Домисольке» для серьезных выступлений мы отбираем тех, кто действительно подходит по способностям, по уровню подготовки. Но даже тем, кто своими силами заслужил выступление перед Президентом в Государственном Кремлевском Дворце или перед четырехмиллиардной телеаудиторией на Олимпиаде, мы внушаем, что это – не повод заноситься и, конечно, не повод считать себя профессионалом. Это – всего лишь яркий эпизод из их не самого плохого детства. Но до настоящего профессионализма еще долгие годы и большая работа.

 

Цели и средства

Но понимают ли родители, жаждущие «звездного» будущего для своего ребенка, что всё так сложно? Зачем они проплачивают появление своих детей на экране, их дуэты с признанными звездами, если не всегда знают, какое это будет иметь продолжение? Художественный руководитель «Домисольки» считает, что родители действительно не всегда понимают, что они делают со своими детьми, а главное – зачем:

– Давайте возьмем отвлеченный пример, – предлагает Иван Жиганов. – Встретились двое. Решили пожениться. Кому-то достаточно венчания и скромного праздника в не очень широком кругу. А кому-то для «счастья» необходим длинный белый лимузин, шикарный ресторан, сотни приглашенных. Да, такова традиция, но некоторые традиции мы создаем сами. Так вот, сейчас появление ребенка на телевидении принято считать залогом будущего успеха или даже уже свершившимся успехом. Конечно, это совсем не так, но многие в это верят.

Но с другой стороны – есть ли смысл заниматься творчеством, бороться с ленью и стеснительностью, работать над собой, репетировать сутки напролет и, в конце концов выходить на сцену, если нет этой тяги к звездности, нет вот этих амбиций – пусть и вредных, дезориентирующих, но хоть как-то оправдывающих приложенные усилия? Иван Назибович считает, что смысл в этом есть:

– Артист – это же профессия, и если человек одарен именно в этой сфере, то почему бы ему не двигаться в этом направлении дальше? Ведь есть люди, которые живут искусством, сценой, которые не могут без этого, и это не имеет ничего общего со звездной болезнью. Такие примеры есть и у нас, среди наших выпускников. Назову несколько фамилий: Саша Дорохова, в «Домисольке» провела пятнадцать лет (с четырехлетнего возраста), буквально на днях взяла гран-при на международном фестивале хореографии в Берлине. Учится в ГИТИСе, хотя родители, кстати, хотели, чтобы она стала бухгалтером – у них никаких звездных амбиций не было. Но мы уговорили их разрешить дочери попробовать себя в творческом вузе. Получилось! Филипп Чумаев – также наш воспитанник, известный саксофонист. Блестящая пианистка, студентка московской консерватории Аня Грот уже работает у нас концертмейстером, хотя именно фортепиано мы ей здесь не преподавали. Снимаются в серьезном кино Ксюша Суркова и Даша Панферова, играет в лучших театрах Москвы Илья Беляев, ведут популярные программы на «Disney Channel» Лиза Курченко и Галя Кондратьева. Но никто из них не зазвездил. Они просто – успешны и профессиональны.

Наши дети выигрывают практически все конкурсы, в которых принимают участие, но им от этого «крышу не сносит»… И если кто-то из них станет по-настоящему известным, или, как вам больше нравится – звездным артистом, мы будем знать – здесь есть частица нашего труда.

 Всё это примеры серьезного, профессионального, творческого отношения к своему делу безо всякого намека на звездность. Именно это мы стремимся вложить в наших детей, и у нас получается. Наши артисты – очень душевные ребята… Не могу забыть концерт, который мы давали в пансионе для девочек, чьи родители погибли при исполнении служебных обязанностей. В зале собралось шестьсот девчонок-сирот. У них, обделенных родительской лаской, и взгляд другой – серьезный, оценивающий, настороженный. И вы не поверите: наши – «бывалые», успешные, опытные (на Олимпиаде в Ванкувере пели, в Шанхае на ЭКСПО 2010 выступали) – вдруг застеснялись, заволновались! Мальчики глаза опустили долу... Мы были в восторге! А концерт они отработали блестяще. На четвертом номере наши юные зрительницы встали и до окончания концерта больше не садились.

 

Русалочка

А кто-то, может быть, всё равно будет мечать стать звездой. Быть самым ярким, привлекать взгляды, находиться в центре внимания... Имеет право, особенно если есть талант: почему бы не дерзнуть, не попытаться взобраться на самую вершину? И неважно, что очень возможны разочарования и почти неизбежно забвение, настигающее всех звезд и для многих из них весьма мучительное. Неважно – если это осознанный выбор. Вспоминается старая и известная всем сказка – про Русалочку. Она очень хотела танцевать и ради этого согласна была лишиться самого дорогого, постоянно терпеть боль, да и вообще – погибнуть. И танцевала, и терпела, и погибла. Слишком высокая цена? Конечно. Но, наверное, она понимала, на что идет? Правда, это было в сказке… А нашим детям жить – в реальной жизни.

 

 

 

Беседовала Вера ШАРАПОВА

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru