Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Жизнерадостная

№ 44, тема Праздник, рубрика Любовь и Семья

«Если тебе повезло, и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж – это праздник, который всегда с тобой». Это Хэмингуэй. В Париже я не была. Но мне тоже очень повезло в жизни. И я позволю себе так перефразировать классика: «Если тебе повезло и в детстве тебя любили и понимали, то, где бы ты ни был потом, до конца дней твоих это чувство останется с тобой, потому что любовь – это праздник, который всегда с тобой». Если в детстве ребенок был по-настоящему любим, он пронесет эту любовь через всю жизнь и одарит ею окружающих. Так я думаю.

Я была очень любима и счастлива в детстве. Но началось всё с трагедии – мама умерла, когда мне не было и двух лет, и я ее не помню вообще, только по фото. Папа много работал и не мог много мной заниматься. Моим воспитанием занимались бабушки и мамина младшая сестра, у которой было двое своих детей. Я не хочу сказать, что мир крутился вокруг меня, – я не чувствовала себя сироткой и несчастным ребенком, у которого были какие-то привилегии, но общая атмосфера была именно такой – рассчитанной на меня, чтобы мне было хорошо и комфортно жить. Меня слушали и слышали с самого детства. Это вроде такая мелочь – что там может рассказать ребенок? Но я согласна с Корчаком – что до уровня ребенка надо не опуститься, а дорасти, подняться на цыпочки.

Вот лишь один пример. Мы были в дельфинарии и после представления тетя Маша (сестра мамы) предложила сфотографироваться с дельфином. Мои двоюродные брат и сестра безбоязненно подошли к воде и протянули руки к дельфину. А я наотрез отказалась. Окружающие меня люди и даже тренер стали уговаривать меня и даже стыдить: «Такая большая девочка – и боится!» Я расплакалась. Часто слезы – это просто своеобразная просьба ребенка о помощи: меня не понимают, помогите! Тетя отвела меня в сторону и спокойно расспросила , что не так, чего я боюсь. Как могла, я объяснила. У меня не хватало слов, чтобы описать свои чувства, и тетя Маша проговаривала их за меня. Я успокоилась. Потому что она не уговаривала меня фотографироваться с дельфином, а предложила купить в фойе игрушку на память. Она поняла мой страх, и я за это ей очень благодарна. У тети Маши не было психологического (как у меня) или педагогического образования, но она вела себя с детьми абсолютно правильно, потому что по-настоящему любила нас. Она учила нас проговаривать вслух свои чувства, особенно если мы чем-то были расстроены или недовольны.

В детстве я посещала хореографический кружок, хотя никаких данных для занятий хореографией у меня не было – я с трудом запоминала новые движения, была неуклюжей и «не слышала» музыку. Но мне хотелось танцевать! «Это только трата времени и денег, пусть займется чем-нибудь другим!» – говорила моя практичная бабушка, которая тоже меня любила и желала, чтобы внучка не тратила время попусту. «Ничего, это не трата времени, а приобретение опыта, пусть Ксюша поймет, что это не ее, и не будет потом сожалеть, что не попробовала танцевать», – отвечала ей тетя Маша. Танцы я и правда потом бросила, но ничуть не жалею, что посещала эти занятия.

Видеть во всём положительное, как Поллианна из знаменитой детской книжки, нас учили тетя и бабушка. «Ну, ничего – одно потерялось, другое найдется. Ну и ничего страшного – никто не умер. В жизни еще и хуже бывает», – часто отвечали они на наши мелкие детские неприятности. Конечно, это не относилось к случаям повальной лени или серьезным проступкам, когда я, например, не желая расстроить тетю, вырвала из своего дневника страницу с двойкой.

Я выросла и постаралась перенести это позитивное отношение и умение выслушивать и слышать на окружающих меня людей. Вроде бы это мелочь, но вырастить такое качество в себе довольно сложно. Вот ты сидишь и стараешься вслушаться в слова собеседника, посмотреть на ситуацию его глазами. И если получается – как сразу всё меняется! Пропадает всякое желание осуждать. Потому что ты как бы оказался в коже своего собеседника. Хорошо бы делать это почаще, особенно в наше время, когда ритм жизни стал сумасшедшим и люди не видят и не слышат друг друга, общаясь короткими СМС-ками и сообщениями «в контакте». А ведь любое событие в нашей жизни – это крюк в стене. На него можно повесить старое пальто, красивую картину, повеситься самому, когда кажется, что всё очень плохо, или повесить соседа или кого-то из домашних, когда никакого терпения уже не осталось. Если воспринимать каждую сложную ситуацию как кару Божию, как некое страшное испытание, свалившееся на твою бедную голову непонятно за что, то да, в таком случае очень сложно сохранить праздник в душе и душевное равновесие. А можно принимать каждое испытание как повод для личностного роста, как бесценный опыт. Этому меня учили с детства.

Мой второй сын родился с ДЦП. В семье ребенок-инвалид, что может быть страшнее? Но болезнь Максюши словно прибавила нам сил – муж нашел еще одну работу, я носилась савраской по городу, искала неврологов-массажистов. Мы добились того, что сын научился ходить самостоятельно, перенеся несколько операций. Сейчас ему 9 лет, он учится в математической школе и ходит самостоятельно, правда, с трудом и с тросточкой. Пока мы с ним лежали в больницах, я насмотрелась на разные гораздо более тяжелые случаи и познакомилась с замечательными людьми и врачами. Про каждого можно написать отдельную статью. И это был бесценный опыт для меня. Максим изменил для нас с мужем отношение к окружающему миру, и это тоже переживание, которое не купишь ни за какие деньги. Наши остальные дети – старший Дима и младшая Катя – растут рядом с Максимом, и мы видим, что они тоже другие благодаря брату. Так что наш «особый ребенок», как принято говорить, – это настоящее солнышко, праздник для нас.

Каждый несет в себе свой уникальный мир, целую Вселенную. И мы тоже – здесь и сейчас, в этой весне, в этом мире нам подарена возможность жить, общаться, узнавать что-то новое... Когда думаешь об этом, хочется улыбаться.

Ксения ЛИПАТОВА, Крым

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru