Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Российская мультипликация: Где она???

№ 28, тема Долг, рубрика Культура
2009 год – интересный для отечественной анимации. С одной стороны, приятный юбилей – 40 лет с фантастического 1969 года, когда отечественная анимация выдавала шедевр за шедевром. В этот год на экраны страны вышли «Бременские музыканты», «Дед мороз и лето», «В стране невыученных уроков», «Вини-Пух», «Крокодил Гена», «Ну, погоди!», «Маугли. Последняя охота Акелы», «Умка». 
С другой стороны, современная жизнь выдает на-гора один вызов за другим. Только-только радостно рапортовали, что российская мультипликация жива: авторские работы уверенно получают призы на международных фестивалях, появились собственные успешные сериалы «Смешарики» и «Лунтик», полнометражная трилогия о богатырях принесла производителям прибыль, – как пожаловал его величество кризис. 
Автор Василий ПИЧУГИН
 
Причем в такой форме, что уже в начале года один из режиссеров студии «Пилот» Сергей Меринов написал «Открытое письмо Президенту». Содержание письма очень простое – спасите отечественную анимацию. Дело в том, что российская мультипликация второй раз в своей жизни поняла, что может прекратить свое существование. Еще перед кризисом государство изменило правила игры. Чиновникам не понравилось, как отечественные аниматоры расходовали государственные средства: почему-то большинство российских мультфильмов, выпущенных на народные деньги, наши соотечественники так и не увидели. Однако то, что сами чиновники в этом и повинны, не вызывает сомнения.
В результате к началу года основные анимационные студии остались без средств: старые правила финансирования отменили, а новые не ввели. Именно поэтому впервые после распада Советского Союза (именно тогда отечественные аниматоры почувствовали, что над их делом нависла смертельная опасность) собрались все поколения российских аниматоров: от Норштейна, Назарова, Липскерова и Прохорова до молодых художников и режиссеров, делающих только первые шаги в анимации.
 
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анимация как никакой другой вид искусства может оказывать влияние культуры, в пространстве которой она произведена, на другие культуры. Достаточно вспомнить, сколько сделал Микки-Маус для продвижения американской идеи.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
Перед ними вновь встала проблема: либо уезжать за границу, либо менять профессию. Учитывая, что круг профессионалов в данной области у нас небольшой, возможность потерять отечественную анимацию выглядит более чем реально.
Кроме разговоров о хлебе насущном, профессионалы четко сформулировали несколько основных позиций. 
Перовое: анимация – это удел богатых развитых стран, то есть, анимация – дело дорогое.
 Второе: анимация как никакой другой вид искусства может оказывать влияние культуры, в пространстве которой она произведена, на другие культуры. Достаточно вспомнить, сколько сделал Микки-Маус для продвижения американской идеи. Именно поэтому, если наша страна хочет что-то значить в этом мире, она должна иметь, кроме ядерных ракет, еще и мощную анимацию.
Третье: надо добиваться, чтобы отечественные фильмы были на наших телеканалах и в нашем кинопрокате.
 
В мировой анимации много школ и направлений. И среди них отечественная анимация безусловно не затерялась и добилась выдающихся успехов. Но своего сверхстиля – глобального стиля, пробивающего самые разные культуры, – отечественная анимация не создала. Она всегда была, прежде всего, авторской. Режиссеры и художники хотели каждый раз создавать новые фильмы. Самый большой сериал Союза «Ну, погоди!» – жалкие пятнадцать серий, – и тот Котеночкин пытался прекратить уже с шестого выпуска. Только требование общественности заставило его продолжить работу.
В анимационном мире возникло только два глобальных стиля – диснеевский и аниме. Конечно, к ним можно добавить с определенной долей условности и пиксаровский (опять же, поглощенный «Диснеем»).
 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Открытие прошлого произошло прежде всего в аниме. Именно благодаря этому открытию аниме подняло мультипликацию к новым высотам. Воспринимать мультипликацию после аниме как легкий жанр уже никто не может.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
«Дисней», кстати говоря, поживает у нас более чем вольготно. На чрезвычайном съезде аниматоров прозвучала интересная информация. Когда началось производство проекта «Гора самоцветов», то первоначально существовала договоренность с руководством Первого канала – показ нового анимационного проекта будет проходить по субботам в двенадцать часов дня. Фильмы даже начали показывать, но потом без объяснения причин время показа перенесли сначала на шесть утра, а затем убрали из эфира совсем. Потом, правда, просочилась информация, что компания «Дисней» разрешила Первому каналу показывать бесплатно значительный массив своей старой продукции, но при одном жестком условии: отечественная мультипликация не должна присутствовать в телевизионной сетке.
Но пока «Дисней» заполняет экраны наших телевизоров и кинотеатров, вся прогрессивная молодежь смотрит аниме. 2009 год – особый год в истории проникновения аниме в отечественную культуру. В селигерском молодежном лагере «Наших» присутствовал даже православный клуб любителей аниме. Общественности были представлены изображения православных святых, сделанных в стиле аниме – равноапостольная княгиня Ольга, блаженная Ксения Петербургская. Православные СМИ тут же стали обсуждать эту проблему – к сожалению, только на уровне «можно или нет».
 
Тем временем на московском фестивале наконец-то был показан первый русский аниме-фильм «Первый отряд» (создавался четыре года), с 1 октября он уже в прокате. Продюсеры – наши, режиссеры и художники – японцы. Фильм повествует ни много ни мало о противостоянии экстрасенсов – пионеров-героев, работающих в секретном шестом отделе (который занимается проблемами оккультизма и парапсихологии), фашистам-оккультистам из «Аненербе» (секретный орден в войсках СС). Последние, чтобы переломить ход войны после провала наступления под Москвой, решили вызвать из царства мертвых дух магистра Тевтонского ордена барона Вольфа, погибшего еще во время Ледового побоища. Но руководитель шестого отдела для противодействия магам из «Аненербе» подключает к операции четырнадцатилетнюю девочку Надю, которая для помощи вызывает из потустороннего мира своих погибших друзей – пионеров-героев, казненных фашистами в самом начале войны.
Замес – что надо. Для усиления эффекта достоверности на протяжении всего фильма зрители видят якобы документальные кадры воспоминаний бывших сотрудников шестого отдела. В общем, бомба. Мы только-только отбились от либеральных интерпретаций Великой Отечественной войны, как тут же последовало ее оккультное прочтение, и это – только начало.
 
Конечно, можно завопить, что во всем виновато аниме, и это все – происки синтоистов. И что проклятые язычники готовы принять в свой пантеон любых богов, и аниме – сборная сточная канава всевозможных религиозных идей… Можно вспомнить, и то, что главного продюсера зовут Михаил Шприц, поэтому понятно, кто «вписывает нашу историю в современную мировую культуру» (именно так Шприц охарактеризовал идеологию проекта в одном из интервью).
Увы, но подобные завывания ни к чему не приведут. Шприцы были, есть и будут. Аниме смотрели, смотрят и будут смотреть (тем более что гениальных произведений в этом стиле более чем достаточно).
Так что же делать?
 
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Японцы рисовали, а потом дождались: пришла новая технология – телевидение – появились дешевые телевизионные сериалы аниме, и «Дисней» был вытеснен с японской территории, а со временем аниме перешло в наступление по всему миру.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
Наша анимация – наше достояние. И это достояние мы должны не только сохранить, но и приумножить. Но что значит приумножить? Для этого мы должны создать свой сверхстиль и учиться прежде всего у японцев, у аниме.
Причем нельзя ни в коем случае заниматься копированием. Необходимо увидеть тот путь, который они прошли. Если мы увидим их путь, возможно, мы увидим и свой.
После поражения во Второй Мировой войне японская анимация казалась полностью уничтоженной. «Дисней» царил везде. Но японцы не сдавались. Они рисовали. Манга – японские комиксы – позволили японским художникам отточить свое мастерство, придумать своих персонажей, найти сверхстиль.
Японцы рисовали, а потом дождались: пришла новая технология – телевидение – появились дешевые телевизионные сериалы аниме, и «Дисней» был вытеснен с японской территории, а со временем аниме перешло в наступление по всему миру.
 
Когда начинают разбирать японское экономическое чудо двадцатого столетия, называют много причин, но аниме среди них встретишь не часто. Но именно аниме позволило японцам одновременно смотреть в прошлое (знать свои корни) и пристально вглядываться в будущее (часто просто его создавая). Сверхстиль помог осуществить мегапроект.
Открытие прошлого произошло прежде всего в аниме. Именно благодаря этому открытию аниме подняло мультипликацию к новым высотам. Воспринимать мультипликацию после аниме как легкий жанр (мультики для детей) никто не может.
Наши отечественные мультипликаторы тоже, конечно, обращались к истории. Но скорее к истории сказочной, не «серьезной». Да, были отдельные гениальные попытки Романа Давыдова (его знают как режиссера «Маугли», «Василисы Микулишны», но он еще и режиссер гениального мультфильма «На берегах Непрядвы», посвященного Куликовской битве). 
 
Конечно, в этом контексте нельзя не отметить полнометражные проекты студий СТВ и «Мельница». И если богатырская трилогия в художественном плане настолько подражательна диснеевской продукции, что местами за создателей просто неудобно (хотя польза от этих проектов очевидна), то уже «Сказ про Федота-стрельца», его художественное решение, показывает, что творческое развитие осуществляется в правильном направлении.
Но эти положительные шаги не исключают, а, наоборот, подчеркивают необходимость прорыва российской анимации в «серьезную» отечественную историю. Если не прорвемся, то на помощь придут когорты «первых отрядов» и нам так помогут, что мы не узнаем сначала своей истории, а затем и самих себя. 
Но что тебе делать, если лишних сотен тысяч долларов на создание своего аниме у тебя нет?! 
 
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Но что тебе делать, если лишних сотен тысяч долларов на создание своего аниме у тебя нет?! 
Ты можешь изучать родную историю, ее духовные традиции и рисовать, рисовать, рисовать. Искать героев, искать альтернативу анимешным артефактам. Вместо самурайского меча предлагать русский штык. Увидеть в самоваре уникальный способ передвижения по планете.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
 
Ты можешь изучать родную историю, ее духовные традиции и рисовать, рисовать, рисовать. Искать героев, искать альтернативу анимешным артефактам. Вместо самурайского меча предлагать русский штык. Увидеть в самоваре уникальный способ передвижения по планете.
А если я не умею рисовать? Что делать? 
К изучать, изучать необходимо еще добавить смотреть. И если ты увидишь, что твоему соседу в рисунке удалось поймать какой-то важный образ, скажи ему об этом – стань художественным редактором, художественным критиком.
А если будут десятки тысяч маленьких усилий плюс промысел Божий, то мы прорвемся в будущее. Хотя очень многие вокруг делают все, чтобы у нас его не было…

 

Рейтинг статьи: 5


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru