Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Почему существовали заградотряды?

№ 31, тема Победа, рубрика Тема номера
 
Здравствуйте. В этом году будет отмечаться 65-летие победы. Всецело солидарен. И есть кого поздравить – у меня прадед-ветеран, ему скоро уже 90! Я его, конечно, расспрашивал о том, как он воевал, и о том, что я сам в книгах вычитал – так ли было? Он, правда, не на все вопросы ответить может – до штабного офицера не дослужился.
В общем, дед мне не ответил, и я хочу задать вам вопрос, который меня очень волнует. Я не могу понять, как наше военное командование допустило существование «заградотрядов». Ну как так можно?! По-моему, это подло – стрелять в спину собственных солдат. 
Антон, Санкт-Петербург
 
Отвечает кандидат исторических наук Пичугин В. И.
 
Поговорку «У страха глаза велики» знает каждый. Страх на войне становится очень важным фактором для достижения цели. Излишний страх становится препятствием. Если войска слишком боятся противника, они готовы преувеличить и силу, и количество противостоящих им войск. Вражеский батальон превращается в дивизию, вражеская танкетка, которую можно подбить пулеметом, превращается в танковый полк. Когда страх перед противником охватывает войска, достаточно нескольких паникеров с воплями: «Танки прорвались!», «Нас окружили!» – чтобы войсковое подразделение, которое до этого занимало хорошо подготовленную позицию, бросило ее и просто-напросто оголило фронт. А дальше – несколько вражеских танков несутся по тылам и крушат все, что попадается им на пути, гибнет множество людей, которые были уверены, что фронт надежно прикрыт, новые толпы беженцев заполняют дороги и мешают переброске войск. И все это происходит из-за нескольких паникеров.
Именно для того, чтобы подобных вещей не происходило, и были созданы заградотряды. 
Вот как гласит приказ Ставки Верховного Главнокомандования от 12 сентября 1941 года: «Опыт борьбы с немецким фашизмом показал, что в наших стрелковых дивизиях имеется немало панических и прямо враждебных элементов, которые при первом же нажиме со стороны противника бросают оружие, начинают кричать: “Нас окружили!” и увлекают за собой остальных бойцов. В результате подобных действий этих элементов дивизия обращается в бегство, бросает материальную часть и потом одиночками начинает выходить из леса. Подобные явления имеют место на всех фронтах. Если бы командиры и комиссары таких дивизий были на высоте своей задачи, паникерские и враждебные элементы не могли бы взять верх в дивизии. Но беда в том, что твердых и устойчивых командиров и комиссаров у нас не так много.
В целях предупреждения указанных выше нежелательных явлений на фронте Ставка Верховного главнокомандования приказывает:
1. В каждой стрелковой дивизии иметь заградительный отряд из надежных бойцов, численностью не более батальона (в расчете по 1 роте на стрелковый полк), подчиненный командиру дивизии…»
Важно подчеркнуть, что заградотряд комплектовали не из каких-либо «энкаведешников», а из надежных, опытных бойцов, которые лучше чем кто-либо знали, к чему приводит паника на войне, и кому в конце концов приходится расплачиваться за нее.
 
Как это было во Франции в 1940 году
 
Уже 10 и 11 мая французские разведывательные подразде¬ления, продвигаясь в Арденнах, наткнулись на беспорядочные толпы беженцев и бельгийских солдат. С выпученными от ужа¬са глазами и перекошенными страхом лицами они тараторили о приближающихся несметных полчищах немецких танков. Ошеломленные французские дозоры в Арденнах, услышав все это и заразившись страхом от беженцев, выскользнули из Арденн и поспешили обратно – с рассказами о приближающих¬ся танковых дивизиях Гитлера. Они прибежали на левый берег Мааса, в расположение Девятой французской армии, которая и дол¬жна была удержать речной рубеж.
Однако немцы появились перед Девятой армией на три дня рань¬ше, чем предполагали французы. И это был настоящий шок. Но французов поражали не только бомбы и танки. Их войс¬ка оказались терроризированы страшными слухами. Дескать, вездесущая «пятая колонна» немцев развернула работу далеко за линией фронта. Немецкие парашютисты (которых на самом деле не было) высаживаются повсюду в тылу. Мол, распростра¬няются ложные приказы, а те офицеры, которые должны были отдать приказ о взрыве мостов через Маас, расстреляны немец¬кими шпионами, переодетыми в мирных жителей. (На самом-то деле мосты взорвали вовремя, и немцам пришлось переправ¬ляться на подручных средствах). Из уст в уста, как пожар, не¬слись слухи о том, что «пятая колонна» стреляет по войскам из домов. Ночью, мол, в долине и лесах появляется множество таинственных огней. А во время атак немцы гонят перед собой мирных жителей и военнопленных.
И эти слухи в сочетании с воздушно-танковым натиском немцев сделали свое дело! Девятая армия побежала! Сначала тыся¬чи, а потом и десятки тысяч французских солдат. Опережая бегущих, неслись панические извес¬тия, поражая штабы и войсковые соединения резерва. За сол¬датами следовали потоки беженцев, которые своими рассказа¬ми только увеличивали смятение. Массы беженцев захлестыва¬ли французскую армию. А немцы только усугубляли этот хаос налетами бомбардировщиков.
Попытка французского командования спешно сколотить новый оборонительный рубеж за Маасом провалилась: боль¬шинство войсковых частей Второй и Девятой французских армий уже превратились в обезумевшие от паники толпы. Меж¬ду Парижем и направлением удара танкового «кулака» немцев оказалась полностью хаотизированная территория, забитая сот¬нями тысяч беженцев и солдат из рассеянных, дезорганизован¬ных французских частей. Именно паника тогда уничтожила две армии Франции.
 
 

 

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru