православный молодежный журнал | ||||||
Больной игрой№ 34, тема Игра, рубрика Тема номера
В каждой стране от двух до пяти процентов населения – люди, особое сочетание свойств психики которых может вызывать настолько выраженное и тягостное пристрастие к азартным играм, что его можно поставить в один ряд с наркоманией. Игромания (как и любая мания) влечет за собой разрушительные последствия, вплоть до суицидов, процент которых среди игроманов очень высок. Можно ли ее победить?
Анатомия игровой зависимости Три, четыре, пять – все, это его предел! На штанге 120 килограммов. За тренировку Сергей выжимал ее уже много раз, но в конце почти невозможно выжать вес даже единожды, а он поставил себе задачу сделать это пять раз. Это была его сверхзадача, и он ее выполнил – у него железная воля! Тогда, спрашивается, почему он не в силах остановить себя, и каждый вечер, лишь только появятся деньги, идет к игровым автоматам? Сила и слабость. Твердость и мягкость. Взрослость и детская наивность. Резко контрастные свойства психики одного человека характерны для больных тяжелым психическим заболеванием, которое называется расщеплением души – шизофренией (от греческого «шизо» – расщепляю, «френ» – душа). Поразительно, но люди с игровой зависимостью, будучи здоровыми психически, имеют сходные душевные черты. Быть может, потребность в деньгах заставляет моего пациента Сашу просиживать часами у игровых автоматов, ловить удачу, забывая о времени, о семье?
Ради чего? Но вот парадокс: они играют ради денег в самую последнюю очередь. Мой другой пациент, К., имеющий собственный очень доходный бизнес, позволяющий ему коллекционировать машины, также играет не ради денег. «Как только у меня появляется свободное время, я ощущаю такой дискомфорт, такое противное состояние, что ноги сами идут в казино», – говорит мне К. Он может выскочить из дома чуть ли не в тапочках, прыгнуть в машину и помчаться в клуб глубокой ночью. «Я не знаю, что мне делать! – плачет его жена. – Я в отчаянии, мужа как подменили, гигантские деньги исчезают как в черной дыре, его не останавливает даже угроза потери семьи, а у нас двое детей!» К. сам не рад своему состоянию, такого с ним никогда раньше не было: он стал лгать жене, он стал плакать! Лжи стало уже так много, что жена ему больше не может верить. Но они все же пытаются бороться, сделать все, чтобы сохранить семью, но «бес игры» не отпускает. Игроки – обычно талантливые люди, умеющие хорошо работать. Но все они, как безвольные, избалованные дети не могут остановиться и не играть. А игра безжалостно разрушает их жизнь.
Генератор гормона радости Радость выигрыша и страдание поражения – противоположные лопасти одного механизма игры, своеобразный садомазохизм. Вращение этого механизма вырабатывает у игрока в мозгу гормон удовольствия – эндорфин. Дефицит эндорфина мучает игромана, когда игры долго нет, и вызывает реальные физические страдания, схожие с ломкой после наркотиков или похмельем после спиртного. Самый легкий выход из такой ситуации – опохмелиться игрой, снова пойти играть, так игроки и поступают. Игровая зависимость, равно как и алкогольная и наркотическая, – это один ряд родственных заболеваний, имеющих общие черты и закономерности развития. И если существует генетическая или психологическая предрасположенность к игре, то достаточно попробовать, а еще хуже – один раз выиграть, ощутив прелесть удачи, как возникает потребность в повторном допинге – новой игре.
На выход! Глубинные причины, лежащие в основе игровой зависимости, кроются в неудовлетворенности. Причем, у человека могут быть любые материальные успехи и достижения в работе, но если неудовлетворенность все-таки есть, то она ищет себе выход. Игра – один из легких, ложных, болезненных выходов. И достаточно любой, даже незначительной новой неприятности или проблемы (дома ли, на работе), чтобы игрок почувствовал опустошенность, а затем – очередную потребность в гормоне радости. И он играет, и снова начинают вращаться лопасти механизма садомазохизма – страдания и радости в игре. «Быстрее, сильнее лечите меня», – говорит мне Сергей. «Введите меня в состояние глубокого гипноза, я готов на все, только бы прекратить это безумие», – говорит мне К. Но от игровой зависимости нельзя вылечить! Хотя и существует огромный арсенал антидепрессантов и успокоительных средств, но разве одного этого достаточно, чтобы устранить неудовлетворенность и привнести те необычные ощущения, которые влечет за собой игра? Разве они принесут такое самозабвение?! От игровой зависимости нельзя вылечить, но от нее можно вылечиться. Нужна не пассивность, как в кресле у стоматолога, а активность совместной работы с теми, кто хочет помочь, и врачом. Необходимо, чтобы человек поменял собственную позицию в отношении игры. И из игрока стал борцом с зависимостью, захотел от нее избавиться. Он сам, а не мама или жена. Он сам должен решить, что он готов сделать для борьбы с болезнью. Он сам должен найти в жизни другой интерес. А это рождается в диалоге. Рядом с борющимся человеком должен быть тот, кто не осуждает, а сочувствует и помогает. Поскольку существует механизм запуска зависимости, существует и механизм выхода из нее. Необходимо понять, какую проблему в жизни человека решал уход в зависимость. И попытаться решить ее другим способом. Путь исцеления не будет коротким и потребует от человека и врача больших совместных усилий. А обращение к Творцу восполнит недостающее. Врач-психотерапевт Л.М. Либерман
Оставить комментарий
|
||||||
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |