православный молодежный журнал | ||||||
Что такое номадизм№ 55, тема Дом, рубрика Кто такие...
Если ты не в дороге, то ты на обочине.
Мы часто произносим слово «дом»: «я дома», «хочу домой»… Сам язык подкидывает образы-поговорки: «мой дом – моя крепость», «дома и стены помогают»… Для кого-то это место, для кого-то – люди, но для всех – ощущение. И, вроде, он нужен всем. Но есть те, у кого дома нет. И не потому, что так сложилось, а просто потому, что им его не надо…
Нет, я не говорю о людях «без определенного места жительства. Не о тех, кто живет на улицах городов и прячется от холода в переходах метро. Я говорю о тех, кто променял квартиру на дорогу, кто считает весь мир своим домом. О тех, кого много лет назад назвали бы кочевниками или бродягами. Сейчас для этого существует другое слово – «номадизм», производное от древнегреческого слова «номад» – «кочевник».
Рыцари дорог В наш просвещенный XXI век номадизм стал субкультурой, своеобразной философией Дороги. У его адептов свои цели, свой принцип и способ жизни, свое представление о счастье. Обычно они на своих мотоциклах пересекают границы государств независимо от виз и, тем более, гражданства. Они называют себя «Рыцари дорог». Существует художественный проект с романтичным названием «Номады. На линии горизонта». Не единственный – один из многих. Но лучше других рассказывающий о движении, как способе существования, проект-сага о жизни в Дороге: «Порой мы не знаем имен друг друга и встречаемся лишь несколько раз в жизни. Мы говорим на разных языках и живем за тысячи километров. Мы – дети различных культур, каждый со своим индивидуальным взглядом на мир. Но всех нас объединяет Дорога. Благодаря ей мы можем почувствовать запах истинной свободы, вырваться из смирительной рубашки социума, полностью переродиться. Для начала путешествия длиною в жизнь каждый из нас сделал первый шаг. Кто-то совершает его, стараясь скрыться от мирской суеты, кто-то – стремясь раствориться в движении, а кто-то просто не представляет для себя иного пути. В Дороге мы открываемся миру, и мир становится открыт для нас. Мы впитываем знания о пространстве, в котором пребываем, а значит и о самих себе. Потому как Дорога позволяет, в первую очередь, лучше узнать себя. Ведь каждый ее поворот помогает заглянуть в самые далекие места своей души. И честно ответить себе, кто ты есть на этом свете».
Его зовут Никита Лебедев, хотя здесь, среди людей дороги, он просто Лебедь. 38 лет назад он родился в Великом Новгороде. Закончил факультет управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и девять лет отработал в по специальности в крупной компании. – Как только мне исполнилось 18, все каникулы я проводил в путешествиях, – рассказывает Никита. – Ездил автостопом в Суздаль, в Выборг, на Белое море… много куда. На третьем курсе у меня появился мой первый байк – старенький «Урал» неопределенного цвета. С ним мы побывали в Пскове, Санкт-Петербурге, Ярославле и других городах России. Со временем я уезжал всё чаще и всё дальше. Каждый раз я с удовольствием возвращался домой, но всё быстрее меня снова тянуло за горизонт… Мне было 30, когда я окончательно понял, что счастье – это дорога, ветер в лицо, новые города, страны, пейзажи, люди. Я чувствовал себя невероятно живым, просыпаясь в гостиницах, нигде не задерживаясь подолгу, понимая, что уже вечером меня встретит новая страна или новый город… Услышав сугубо практический вопрос, где же рыцари дорог берут деньги на свои путешествия, ведь они постоянно находятся в пути, Никита только усмехается – видимо, вопрос не оригинален. – Мы живем в ХХI веке. И, если мне нравится путешествовать, это не значит, что у меня нет сотового и ноутбука, что я не могу работать удаленно. Ну а международные банковские карточки решают вопрос с деньгами в валюте нужной страны.
– Мое первое дальнее путешествие, не в один из не очень далеких городов нашей родины, а через кордоны и границы, до сих пор остается самым ярким впечатлением моей жизни. Мой первый мотопробег на двадцать тысяч километров длиной в три недели. Почему-то я решил сначала заехать в Москву, зайти в собор Василия Блаженного. Из столицы я поехал в Тихвин, где живут мои знакомые по байк-клубу, оттуда – в Санкт-Петербург, и через финскую границу – в Хельсинки. Билет на паром Финляндия – Германия я купил еще в северной столице, и через сутки оказался на земле Гёте. Потом я поехал через Франкфурт и Берлин в сторону Амстердама, где остановился на три дня – очень уж красивый город. Потом были Нюрнберг, Варшава, Брест, Минск и долгая дорога домой. Были и другие поездки, более продолжительные и на большие расстояния. Но эта, первая, когда не знаешь, что и как, когда нет опыта, запомнилась навсегда. На сегодняшний день Лебедь и его черная Honda CBR1100xx проехали более трехсот тысяч километров, посетили 56 стран. Никита умудрился просидеть месяц в тюрьме Туниса по подозрению в терроризме, не раз получал отказы в визах, например, иммиграционные власти США сочли его неблагонадежным. – Эту визу я, кстати, всё-таки получил, – комментирует Никита. – Правда, на то, чтобы ее добиться, у меня ушло два года. Но зато в итоге я проехал североамериканский континент с атлантического до тихоокеанского побережья. А в следующем году хочу проехать через Южную Америку. Маршрутов путешествий у Никиты намечено много. – Я хочу побывать на Аляске и в Антарктиде, хочу проехать по степям Монголии, спуститься через Канаду и США в Мексику, – перечисляет Лебедь. – Ну и, конечно, мечта любого из нас – кругосветка. Никита путешествует один, но это не значит, что у него нет семьи, – в Новгороде его ждут жена и двое сыновей. – Дом должен быть. Всё бессмысленно, если тебе некуда возвращаться, – подводит итог Никита.
Дом на колесах Алиса, 26 лет Мой домик на колесах, площадью четыре на четыре. Моя маленькая сказка, дверь в страну-фантазию… Еще в детстве мне хотелось жить на яхте. Так, чтобы ночью куда-то плывешь, а утром – раз, и другой город. Правда, в то время смена городов мне представлялась как смена декораций мультиков: вот ты в тропических пейзажах Стича, а вот уже и мрачно-индустриальный город Черного Плаща… Мечта о яхте… почти нереальная для того, кто родился в мегаполисе вроде Москвы, во вполне среднестатистической семье. Мама – биолог, папа – менеджер среднего звена. Ну, какая яхта, в самом деле? Я прекрасно понимала, что плывущий к незнакомым берегам кораблик – это всего лишь мечта, моя детская сказка. Понимала, что жить нужно в реальном мире, в здесь и сейчас, где по утрам, ровно в 6.45, звонит будильник, где надо закончить школу и сдать выпускные экзамены, а потом и вступительные – чтобы получить профессию. Где жизнь несется со скоростью света, и какие уж там новые города – так, раз в году, дней на семь-десять. Я всё это понимала, я даже смирилась. Только мечта о путешествиях так и не исчезла, не потускнела, не померкла. Я старательно запихивала ее в самый дальний уголок души и училась, работала, ходила в кино и покупала продукты. Мне повезло. Мне повезло невероятно. Однажды я познакомилась с человеком, у которого была такая же мечта – не о яхте, о путешествиях. Только, в отличие от меня, Андрей не собирался от нее отказываться – он старался воплотить ее в жизнь… Его свадебный подарок, не мне – нам, – наш маленький автодом площадью четыре на четыре. Мы уехали в наше так и не закончившееся свадебное путешествие на следующий день после венчания. После квартиры, где много места и много вещей, сложно привыкнуть к такой ограниченности пространства. С собой взяли только необходимый минимум. Ни тебе милых памятных сувенирчиков, одежды, которую некуда положить, нескольких десятков пар ботинок… всего, к чему я привыкла за столько лет. Всего, чего мне совсем не жалко. Это было два года назад. С тех пор мы успели объехать почти всю Россию. Мы были на озере Байкал и в Долине гейзеров, видели Столбы выветривания на плато Мань-Пупу-нер в республике Коми и волгоградский Мамаев Курган, посетили Соловки и Сарское болото… Всего не перечислишь. А сейчас мы планируем поехать за границу – начинается второй этап нашего путешествия, который мы шутливо называем «пойти по миру». Шенгены получены, первая остановка – Чехия. А дальше – посмотрим.
С рюкзаком за плечами Ему 28. Его зовут Александр, но сам он называет себя Кайси, что в переводе с японского означает «призрачный воин». Он промышленный альпинист. – Мне повезло с профессией – можно заработать что-то практически в любом городе, – улыбается Саша. Последние десять лет он провел на трассах России с небольшим городским рюкзаком за плечами. – Вещей не должно быть много, вещи привязывают тебя к месту, – рассказывает Кайси. – Да мне и нужно немного: комплект одежды, нож, бритвенные принадлежности, рабочие инструменты. Поэтому всё влезает в один рюкзак. О феномене дороги слагались песни, сочинялись афоризмы, писали философы. Но, говорят, ее можно только почувствовать. – Дело не в стремлении увидеть какую-то далекую достопримечательность или конкретное место, или вообще мир посмотреть, – пытается объяснить Кайси. – Дело в том, что только когда я в пути, мне кажется, что всё правильно, всё так, как должно быть. Именно в дороге я счастлив. Важно не достижение цели, важен процесс. И именно Кайси смог наконец-то объяснить мне разницу между бродягой и кочевником. – Когда называют бродягой – даже как-то обидно. Если не друзья и не в шутку, конечно. Это совсем разные понятия. У бродяги дома нет, ну, или он считает, что его нет. А для кочевника весь мир – дом. Ты здесь свой, любимый и нужный, тебя везде ждут, тебе везде рады. Ты везде дома. Мои путешествия – это не только новые люди и места, водители и попутчики. Это не только познание мира, это познание себя. Я никогда не смогу дойти до линии горизонта, но это совсем не повод сидеть на месте, сложа лапки. Да, и самое важное. Кочевать можно сколько угодно, но Дом, именно так, с большой буквы, Дом должен быть обязательно – Дорога существует как раз для того, чтобы всегда возвращаться. Алёна Калабухова
Оставить комментарий
|
||||||
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |