Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Ищем и находим

 

«Граждане, берегите лифты. Лифты сохраняют здоровье и время москвичей. Беречь лифты – общее дело всех жителей Москвы. Горячая линия охраны лифтов – …». На огромных размеров серый рекламный проспект взгляд упал не сразу, хотя смотреть на остановке было не на что. В голове стали всплывать обрывки фраз, неудачные рисунки однотипной призывной социальной рекламы, доносящей нам жизненно важные сообщения. Пока, занятая своими мыслями, я добиралась до места назначения, успела еще усвоить, что «курить не модно», мысленно ответить, что мне «не все равно» и отказаться «стать одним из нас». Я ехала на встречу с человеком, который в прямом смысле слов изо дня в день помогает спасать жизни людям. Я уже знала наверняка, о чем в первую очередь буду спрашивать. Мой собеседник – Наталья Замаева, координатор по донорским акциям фонда «Подари жизнь!».

 

– Этот год в мире проходит под девизом «Новая кровь – для мира», чтобы рассказать молодежи о донорстве крови. Как просто и понятно в потоке информации, разных видов занятий, даже социальной деятельности, донести мысль о том, что кровь сдавать нужно и жизненно необходимо?

– Заинтересовать вообще сложно. Если люди сами не заинтересованы, то можно сколько угодно рассказывать. Многие сами рисуют себе и затем транслируют связанные с донорством ужасы: карма нарушится, еще что-то случится – всякого наслушаешься. Но есть много людей, которые сталкивались с бедой, у кого-то друзья, знакомые, родственники болели, – и тогда это мотивирует людей на то, что сдавать кровь нужно и полезно. Это не значит, что все с горящими глазами приходят помочь – таких, на самом деле, не очень много, в основном, это молодежь: «Вот интересно, смогу я или не смогу, как это будет?», – то есть себя хотят проверить. Еще у нас за сдачу выплачивают деньги, даже если это безвозмездно, как компенсация на еду (раньше талончики давали). По Москве эта сумма составляет 500 рублей. Вот студенты часто интересуются этими деньгами (смеется). Но я, честно говоря, не считаю, что в их случае получать деньги – сильно зазорно, потому что сегодня он так придет, а потом сдавать кровь станет для него нормой жизни.

– Наталья, как Вы считаете, сдача крови должна оплачиваться?

 – Мы не занимаемся платным донорством, потому что это неправильно. Потому что люди начинают скрывать свои болезни – кровь сдали, деньги получили, а что будет дальше, их не волнует. В следующий раз, если они больные, их, конечно, не допустят, потому что кровь тщательно проверяется, но все равно: деньги потрачены – крови нет. В результате получается: народу тьма, доноров много, а толку никакого. По всему миру проводились исследования: то, за что людям начинают платить, не приводит к увеличению доноров, не решает проблему с недостатком крови. Когда же все основано на идее, как ни странно, это проходит намного лучше, естественнее. Так, мне, например, рассказывали, что в Лондоне как-то раз была проблема с кровью, и англичане взяли и все свои красные будки и автобусы закрасили наполовину белым. И написали: «Лондон обескровлен». И через неделю проблема с кровью была решена.

– В фонд «Подари жизнь!», в вашу инициативную группу «Доноры – детям» люди часто обращаются с желанием помочь?

– Много людей обращается, и всем надо попытаться помочь. Люди начинают сдавать кровь, и какой-то процент становится постоянными донорами, и это, конечно, очень важно. Многие приходят сознательно. Когда я на акции вижу, что у человека редкая группа крови, я обычно подхожу: «Вы дадите свой телефон? Если что, мы вам позвоним». – «Да, конечно». И среди этих людей полно даже больших начальников: «Да, да, звоните, пожалуйста. Я знаю, резус отрицательный редко встречается». Я так одному человеку говорю: «Спасибо». А он: «Да у меня у самого двое детей, вот сейчас мы третьего усыновляем. За что спасибо?». Вот таких людей очень много.

– Такие ситуации Вас удивляют?

– Не то что удивляют, но запоминаются. Я считаю, что очень много людей хороших. Довольно часто те 500 рублей, которые дают, люди не берут. Иногда мы параллельно с донорской акцией проводим благотворительный сбор. Организаторы берут на себя труд оповещать: кто не может сдавать кровь, давайте поможем фонду, чем можем. Мы часто выбираем какого-нибудь ребенка, для которого сейчас собираются деньги, публикуем его историю, и люди просто приходят, сдают деньги, довольно часто при этом не хотят, чтобы о них знали.

– Наталья, расскажите о донорских акциях, которые Вы организуете и курируете? Как построена Ваша работа? Какую помощь предлагает фонд «Подари жизнь!»?

– Проблема в том, что у нас все станции переливания крови, кроме Московской, работают только в будни, с 8 до 12. Соответственно, людям даже при желании довольно трудно бывает сдать кровь – все в это время работают или учатся. А если вы сдаете кровь на тромбоциты, то надо прийти два раза – сначала сдать анализы, а второй раз сдать кровь, – только самые сознательные люди на это идут. Поэтому, конечно, людям удобнее это сделать, когда к ним приезжает бригада – по месту работы или учебы. Для этого мы проводим выездные донорские акции: ищем организации, которые хотели быть провести у себя День донора, подробно их обо всем информируем, оставляем заявку на станции переливания крови, где нам дают бригаду (своих бригад у нас нет), и сопровождаем их в день мероприятия. Довольно большой отклик в компаниях находит это дело, и в ряде больниц, в гематологическом центре, на станциях переливания крови – у нас их три в Москве: Центр крови на Щукинской, который снабжает кровью федеральные больницы, московская станция имени Поликарпова в Царицыно и областная станция на Шоссе Энтузиастов. Мы с 2007 года этим занимаемся.. К сожалению, выездных бригад для Москвы довольно мало. А кровь нужна всегда, и заменителей ее нет. Лучше природы трудно придумать.

– Ваши акции чаще проходят по вашему предложению или по инициативе самих компаний?

– Кто-то один раз провел, больше не проводит (например, в компании ушел сотрудник инициативный, и некому стало организовывать). Но часто сами к нам обращаются: вы у нас были, хотим еще помогать. Обычно мы сразу, когда приезжаем, договариваемся. Для организаций оптимально сдавать кровь два раза в год – не очень обременительно, и, в то же время, не успевают забыть. Иногда они сами звонят со словами: «Полгода прошло, давайте следующую акцию проведем». Люди, в принципе, хорошо откликаются, причем в самых разных местах. Бывает, кто-то из соседнего офиса информацию услышит или прочитает, заходят: «А можно и нам сдать?». В одной компании у нас есть женщина, которая приходит со своими взрослыми детьми: то сына привела, то дочку. И сдают всегда так хорошо, весело.

К тому же, в фирмах часто проходят корпоративные мероприятия: «Неделя здоровья», «День помощи», когда можно что-то хорошее сделать, – и нас приглашают. Перед сдачей крови донорам чаю надо выпить. Часто в компаниях для доноров организуют настоящий праздник – чаи, печенье, фрукты, сладости. Иногда людям кажется мало, что они поделились только кровью. Тогда решают игрушки для детей собирать. Но не все игрушки можно, мягкие – нельзя. Они спрашивают: «Тогда скажите, что нужно?». Я говорю: «Туалетная бумага, моющие средства и микроволновка». На следующую акцию все это было собрано и передано в больницы.

Позже сотрудники этой же компании взяли, и всему отделению, всем пятидесяти детям, купили новогодние подарки. Оформили необычно, пожелание каждому свое написали, имена. Приятно, конечно, мне кажется.

– Долго нет звонков, нет доноров, срочна нужна кровь. Такое бывает?

– На станциях переливания есть свои регулярные кадровые доноры. Иногда бывает, что звонят и говорят: «Срочно нужна вторая и третья отрицательная, две пересадки печени, а доноров нет».

У нас есть координатор по донорам, есть волонтеры которые занимаются индивидуальными донорами. Мы ведем базу данных, люди записываются, и если что, можно звонить – они приходят и сдают тогда, когда их об этом просят.Каждому из таких людей, конечно же, хочется сказать большое спасибо. Сейчас мы занимаемся отлаживанием этой системы работы с нашими донорами.

– Ваша роль – больше посредническая: вовремя найти, пригласить, рассказать, напомнить, сопроводить?

– Да, понимаете, то, что я лично делаю, по идее, могут делать сами станции переливания крови. Но для того, чтобы сгладить все неровности, у них не хватает возможностей. Надо, чтобы люди не чувствовали себя обделенными вниманием, ведь это больше всего людей отталкивает. Им не то чтобы надо, чтобы их благодарностями осыпали, но один раз «спасибо» сказать нужно. У нас пока не очень это умеют, к сожалению. Кроме того, мы стараемся какие-то информационные материалы посылать, на вопросы отвечать, номер телефона свой даем, чтобы люди звонили, на сайте про них пишем.

– Компании этим пиарятся?

– Нет, абсолютно. Причем, я считаю, что это абсолютно не зазорно, если бы они этим пиарились. Наоборот, это хорошо – другим пример. Ведь сдав кровь, вы даете кому-то шанс на выздоровление, на нормальную жизнь, да и вообще на жизнь.

– Получается, одно из важнейших условий в этой сложной системе получения крови – это простое человеческое участие, внимание, благодарность?

– Да, и это существенно лучше, чем просто реклама. Например, как-то на станции переливания крови провели акцию: пригласили всех желающих, показали, как все работает: тут у нас лаборатория, тут – экспедиция. Я случайно в ЖЖ на эту акцию наткнулась. Участники про нее писали ярко, интересно, видно было, что им очень понравилось. А ведь это мероприятие для станции ровно пять минут заняло. Чисто, красиво, с уважением, «спасибо» сказали, руки пожали. На самом деле, можно дарить сувениры, государство делает это – футболки, банданы, коврики, значки – всякое разное, это, конечно, приятно, но, в принципе, когда людям просто говорят «спасибо» и уделяют две минуты времени, это существенно больше помогает, чем что бы то ни было еще. У нас, например, есть хороший проект «Мы с тобой одной крови». На День Донора приглашается группа какая-то, приходят фанаты. После сдачи крови все сидят, пьют чай, автографы получают, общаются. Человек 30–40 приходит. Мы уже несколько раз такие акции проводили. И не собираемся останавливаться на достигнутом.

Я как-то предложила главврачу больницы: «Давайте такую акцию проведем! В буфете, чтобы люди после акции просто посидели, между собой пообщались». – «У нас не увеселительное учреждение». – «Но если к вам пришло 30-40 доноров?» – «Это почетная обязанность». – «Почетная обязанность? Ищите! Можете найти?» – «Нет». – «Доноры нужны?» – «Нужны». «Неизвестно, какой там контингент» – подытожила она. Но с такой позицией невозможно ничего изменить. Если руководство больницы не заинтересовано, ничего не произойдет, не придут люди.

– А к вам люди могут обратиться, если срочно нужна кровь?

– Обращаются, очень много. Иногда по 20-30 человек в день звонят: «Не кладут, не оперируют, крови нет, не дают» – и так далее. Иногда сами доноры звонят с какими-то своими проблемами.

– Большинству удается помочь?

– Конечно. А потом, людям не так чтоб очень много надо. Нужно минимальное какое-то участие. А потом идет огромный поток благодарностей, как будто человек уже вылечился! Врачам трудно, у них столько всего другого. В принципе, их тоже можно понять. Родителей, когда у них дети болеют, тоже жалко. Конечно, участвуешь. А как без этого?

– Доноров всегда находите?

– Стараемся, конечно. Бывает серьезней: например, в РДКБ есть такая процедура, когда нужны клетки иммунной системы. Их можно всего пару раз в жизни сдавать. И там человек вначале должен прийти сдать анализ, в другой раз сдать уже собственно клетки, причем за 12 часов до сдачи он должен прийти еще раз в больницу, и ему стимулируют иммунитет – получается такой супериммунитет. Это нужно, когда ничего не помогает, никакие антибиотики, а своего иммунитета у больного нет. Процедура длительная, и перерывы делать нельзя. Праздники, многодневные праздники, лето, зима, выходные – эти клетки должны быть всегда, должен быть человек, который придет, и не скажет: «Ой, не могу». Таких сознательных людей мало, но пока всегда находили.

        – А что Вы посоветуете молодому человеку? Куда идти? Чем помочь?

– Идти сдавать кровь. Можно зарегистрироваться на нашем сайте в базе. Можно следить за разделом «Здесь тоже нужна кровь». Люди звонят из больниц, роддомов, кому требуется кровь. Если не смогли сразу найти, мы на сайте оставляем, человек читает и идет сдавать кровь. Например, в Боткинской больнице можно сдавать адресно для пациента. В принципе, донорство у нас анонимное – пациент не знает, от кого кровь, донор не знает, для кого сдает. А здесь ты знаешь, для кого. Приходишь и говоришь: я пришел для того-то сдавать. У нас так девочка-волонтер ходила в Боткинскую больницу, сдавала кровь для парня, и с ним на пересадку в Питер ездила. Потом они поженились! Еще один очень важный момент, что мы тоже довольно часто на сайте пишем: если что-то не нравится, очереди бывают в регистратуре, хамят вам часто – помните, что это ж не для них сдается, а для пациентов. Поэтому можно как-то пережить, перетерпеть и не обращать на это внимания. Хорошо, когда человек два раза в год приходит сдавать кровь – это не очень обременительно, можно найти время. На самом деле, это не страшно, не больно, для донора это совершенно безопасно, там все одноразовое. Если боишься крови – отвернись и не смотри. Наушники в уши воткни. Проблемы-то нет на самом деле. Вот только если плохо становится… Хотя тоже, кто как относится. У нас одна девушка была, которая в обморок падала. Говорит: «Ой, а я всегда в обморок падаю. Что же, кровь не сдавать?». Ну, она полежала, чай выпила и пошла. А бывают люди, которые начинают так этого бояться, что они сидят, давление 120 на 80, человек не может пошевелиться, встает весь зеленый…

От настроя многое зависит. Так что надо приходить и сдавать. Самые разные люди принимают участие, и постоянно, и с большим желанием. Ты ведь понимаешь, что у человека благодаря твоей крови появляется возможность жить дальше. Мне кажется, надо об этом думать...

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru