Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Уехать или остаться?

№ 33, тема Терпение, рубрика Родина

 

 

Это один из самых насущных вопросов, и на него рано или поздно должен ответить житель любого близкого к Москве города. Этот вопрос мы и задавали тем ребятам и девушкам, с которыми познакомились в Новомосковске.

Справка. Новомосковск. Расположен в Тульской области в 240 километрах юго-восточнее Москвы. Образован в 1930 году в связи с началом строительства крупнейшего в стране химического комбината. В центре Новомосковска находится исток реки Дон. Численность населения – 145,5 тысяч человек.

Еду в маршрутке с вокзала. Стоимость – 10 рублей.

Вваливается пьяный грязный дядя, настоящий бомж. В Москве бы такого в маршрутку не пустили. Вскоре выходит на остановке.

– Эй! А платить? – кричит водитель.

Бомж молча уходит. Водитель выбегает, догоняет его и заталкивает обратно в машину.

Едем дальше. Бомж опомнился и протягивает водителю смятую засаленную десятку.

– Отдай обратно. Кто тебе дал? Со мной от конечной пешком пойдешь!

– Да это его, из кармана достал, – вступилась за бомжа женщина.

Водитель нехотя остановил маршрутку. Бомж вышел.

– А мне все равно их жалко, – вздохнула женщина.

– Много пьют здесь?

– А где не пьют?

Приехали. Иду на встречу с Наташей, которая обещала провести экскурсию. Наташа – спокойная, деловитая, с большими немного усталыми глазами. Родилась и выросла здесь, закончила медицинский университет в Рязани, и работает стоматологом в Туле, снимает с мужем квартиру. Муж – из Рязани, учился с Наташей на одном факультете, но работает не по специальности – менеджером.

Дом, где раньше жила Наташа, – напротив музыкальной школы и березовой рощи. Домишки вокруг двухэтажные, с интересными маленькими балкончиками.

– Да, пожалуй, на балконы можно тут любоваться. Ратитет. И на любой вкус.

Идем с Наташей дальше, мимо череды домов, специально проходим дворами. Милые они – эти старые дворы, особенные, провинциальные. Открытые двери подъездов, самодельные лавки из бревен, дверей и досок, кое-как сколоченных, с истертыми отрезами ковров. Детских площадок нет. Песочницы, заросшие травой, поломанные качели, ржавые турники. Разговорились с молодой мамой во дворе дома, где есть неплохая песочница.

– Мы сами ее и сделали. Песок за свои деньги купили. Песочницу мужики сами сколотили. А то пока дождешься от чиновников…

– Я зашла на сайт Новомосковска и удивилась, – рассказывает Наташа. – Как будто не про наш город написано. И так все здорово, и столько предприятий, какие-то карстовые пещеры, полезные ископаемые… А по мне – город – так себе. Но в Туле скучаю по нему, конечно. Бабушка и дедушка тут. А мама пять лет назад от рака умерла, до сих пор я не смирилась… Я помню все как сейчас: самая счастливая пора – детство, и плевать, что денег не было, платья отдавали соседки – с повзрослевших дочерей. Мы с девчонками ходили в театр и рыдали над спектаклем «Сестра моя – русалочка»... Кстати, у нас хороший театр. Афиши пишут красками на холсте, и есть в этом что-то… Пришла я не так давно на спектакль, а его отменили, потому что зрителей шесть человек всего. Ладно, пришла второй раз, с подружкой-москвичкой. Нагнали в зал солдат. Показывали «Мой бедный Марат». И так хорошо сыграли! Я не театральный критик, но у меня подружка из ВГИКа и из семьи театралов, она удивилась, как хорошо поставили. Она даже после рвалась за кулисы – благодарить... А вот и недавно построенная библиотека.

Пожалуй, ей может позавидовать любая московская – четыре этажа, фонтан напротив, оборудована прекрасно, в просторном вестибюле – картины местных художников. Сотрудники очень приветливые, проводят мне экскурсию, начиная с цокольного этажа – книгохранилища. Книжный фонд – около восьмидесяти шести тысяч изданий. Есть свой музей, интернет– и конференц-залы…

Заходим к Наташиной бабушке. Словоохотливая, добрая старушка суетится, пытается накормить нас борщом и блинами.

– Ничего живем. Пенсию вот обещают повысить. Ничего, вот я тут вступила в партию «Единая Россия», и знаете – зимой мешок картошки дали! Я на санках еле довезла. И еще обещали…

Она готова рассказывать обо всем на свете, но нам пора уходить.

Направляемся в центр города, – на площади перед зданием ПНИУИ (Подмосковного научно-исследовательского угольного института), помещения которого распродали различным организациям, играет духовой оркестр, и танцуют пожилые пары. Играют вдохновенно.

Подхожу после к парню, который играл на трубе. Он такой улыбчивый, радостный.

– Андрей Андрейкин, мне 25, закончил училище по классу трубы. Сейчас учусь в Казанской консерватории. Приезжаю домой на лето. Хочу играть в хорошем оркестре. А в Новомосковске играть негде, конечно. Знаешь, хочется поближе к Плетневу, Гергиеву…

В сквере, недалеко от центра – памятник Пушкину и очень хорошая благоустроенная площадка для детей. Бегают дети, мамы сидят на лавках, щелкают семечки. Мы ждем в сквере тетю Наташи, которая работает на химкомбинате уже пятнадцать лет.

– Наш цех производит аммиачную селитру, удобрения, – рассказывает Елена Владимировна. – У нас хорошее качество, экспортируем в Америку, в Африку, в Болгарию, и ближнее зарубежье. Оборудование, конечно, у нас старое уже, больше пятидесяти лет, но вроде пока держится. Я аппаратчица, веду технологический процесс от и до. У нас беспрерывный процесс, мы не останавливаемся на ночь, поэтому работаем по сменам. Здесь аммиак, азотная кислота в цеху, и высокая температура, поэтому доплачивают за вредность, и уход на пенсию по вредности раньше. Зарплата у меня – 15 тысяч, по пятому разряду. Живем – вроде ничего, мы-то хоть в квартире, а людям жить негде, дома рушатся, старые бараки – видела? – их никак не могут расселить. Так что пока ничего еще, жить можно.

Прощаемся с Наташей и с ее тетей. Она просит ее не фотографировать.

– Не знаю, неловко мне как-то… Город? Нет, я его люблю. Родной, но тоскливый.

В этот же день мне удалось встретиться и поговорить еще с несколькими новомосквичами...

Култыгин Леонид, 25 лет, студент НИ РХТУ

Действительно, город достоин лучшего. А уезжает не только талантливая молодежь, но и все, кто может работать. Работы не то чтобы нет, но зарплата слишком низкая. Одним из основных загрязнителей окружающей среды является химкомбинат «P&G (Проктер энд Гэмбл) – Новомосковскбытхим». Иногда чувствую запах стирального порошка из окна. Новомосковск – это прежде всего химия. Он и зарождался как город большой химии, это была одна из сверхударных строек в 1930-х годах.

Откуда такое название? Сначала строящийся город назвали Бобриками. Из-за масштабов строительства город неофициально называли Новой Москвой. После пуска химкомбината город стал называться Сталиногорск, после визита Н.С. Хрущева – Новомосковск.

История у этих мест интересная: и Тамерлан тут стоял, и Петр Первый был, и дивизия Гудериана в войну. Когда войска наши форсировали по льду водохранилище, одна «Катюша» провалилась под лед. В 1988 году ее подняли. Она сейчас стоит тут недалеко, около краеведческого музея.

В конце 80-х в городе построили завод синтетических моющих средств. От такого строительства по экологическим соображениям отказались почти все области центральной России. Потом, чтобы устранить конкурентов, «Проктер энд Гэмбл» выкупила завод. А Гипсовый комбинат купил немецкий концерн «Knauf».

Новомосковск еще держится, а вот в других маленьких городках и поселках все глухо. Кимовск, Каменецкий, Комсомольский, Шахтерский, Болохово, Киреевск (где, кстати, снимался фильм Лунгина «Свадьба») – все стоит. Недавно в бывшем шахтерском поселке Сокольники, ныне микрорайоне Новомосковска, снимался в эпизод фильма «Рожденный в СССР» с Маратом Башаровым в главной роли. Никаких декораций не надо – все как в СССР, только обветшало. Последняя шахта в районе обанкротилась в феврале 2010 года.

Я работаю инженером в организации, готовой накрыться медным тазом, из которой молодежь уходит, а старушки остаются. Сам хотел уйти, но что-то меня там крепко держит. Доучусь уж в институте, дальше видно будет. Наука в провинции, даже в двухстах километрах от Москвы, никому не нужна, как бы печально это ни звучало.

 

Сергей Родин, 19 лет, электрик, «Новомосковскбытхим»

А я хочу жить здесь. Это мой дом, здесь я родился и все здесь мне родное и близкое. Мама моя работает крановщицей в железнодорожном депо. Папа – инженер, сейчас, правда, безработный. Мир хочется повидать, это да. А жить – здесь.

Работаю электриком. С детства тянуло все разобрать-собрать, узнать, что и почему. Поступил в профтехучилище, окончил три курса, потом искал работу. Не берут: кризис, и все. Сидели с другом на бирже труда, потом по какой-то программе государственной нас устроили. Направили на химкомбинат, дали три месяца стажировки в цеху аммиачной селитры, и меня потом на работу взяли. А друга не взяли, сидит дома уже год, никуда устроиться не может.

Я вроде как не жалуюсь. Мы обслуживаем все электрооборудование цеха. Зарплата у меня 11 тысяч – это мало. Но мне хватает, пока нет жены-детей. Ну, об этом и думать пока рано. Есть возможность повышения: сдаешь всякие экзамены, и тебе добавляют разряд в работе электрика, всего пять разрядов. У меня сейчас четвертый. Друзья, кто со мной учился, – все по-разному устроились. Многие просто для галочки шли учиться, и сейчас охранниками работают или в армию пошли.

На сайте Новомосковска я обнаружила форум главы администрации – Вадима Анатольевича Жерздева. Почитала и удивилась: действительно, отвечает на все вопросы, даже каверзные, и видно, что вопросы и высказывания пользователей не подчищают.

В администрации города мне сказали, что серьезных проблем – две: дороги и жилье. Сейчас реализуется программа по промышленному кластеру, крупные компании делают в городе развязку. Дома, пережившие еще фашистскую оккупацию, тридцать лет не знавшие ремонта, будут отремонтированы. В городе стоится два новых микрорайона. Бараки будут полностью снесены, а люди – переселены в комфортабельные дома, построенные по канадской технологии. В Новомосковске не хватает врачей, поэтому приехавшим сюда молодым медработникам из других городов гарантируют, что решат их жилищный вопрос. В ответ на вопрос об отсутствии детских площадок администрация посетовала на местных вандалов, которые рушат все, что не из гранита. И все-таки в период выборов «Единая Россия», «Справедливая Россия», коммунисты и ЛДПР их устанавливают.

 

Тоня Позднякова, 20 лет, студентка ТулГу

Учусь на филолога в Туле. Очень люблю читать. Наша преподавательница зарубежной литературы преподавала просто сказочно. У нас семинар по Ремарку был, и мы спорили, обсуждали. И наша преподавательница сказала: «Вы на экзамене можете отстаивать свою точку зрения, я приму любую, если вы ее докажете и обоснуете». Мне кажется, это оптимальная и мудрая позиция для преподавателя. Я буду стремиться стать такой.

Если буду преподавать, то скорее всего – в вузе, потому что боюсь к детям идти. Мы были на практике в школе… я не знаю, может быть, я уже смотрю на школьников и не помню себя, но мне кажется, мы действительно были не такими. А сейчас дети знают, что у них есть свои права, они знают о том, что учитель не должен то-то, не имеет права на то-то. И потом приходят родители, которые тоже так считают и научили этому своего ребенка. А никто не задумывается о том, что, по идее, школа не должна воспитывать. То есть, основная ее задача и цель – это обучить. Воспитывать должны, мне кажется, в семье.

Не могу не сказать про нашу новомосковскую Пушкинскую школу. Прекрасное место. Постоянно какие-то конкурсы, поездки интересные. Проводятся Пушкинские чтения, есть конкурс «Пушкинский марафон». Там читаются стихи Пушкина на время, причем читают даже восьмилетние дети, и по полтора часа. Одна девочка читала наизусть стихи Пушкина, не останавливаясь, три с половиной часа.

Все рвутся в Москву? Не согласна. Лично для меня Москва – большой культурно-развлекательный центр, по которому я могу много-много ходить, веселиться, наблюдать, но жить там не хочу. Не хочется становиться одной из шпротин в этом душном масляном аквариуме. Я уж лучше рыбкой свободной буду порой заплывать туда ненадолго. А Новомосковск и Тулу я очень люблю!

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru