Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Остров божественной тишины

№ 62, тема Свет, рубрика Родина

О Валааме трудно говорить, трудно рассуждать. Он овеян тайной особого присутствия Бога. Об этом свидетельствуют не только верующие люди, паломники, но и атеисты, и простые туристы, не обременяющие себя вопросами о смысле жизни.

Моя валаамская история началась в 2010 году. Тогда я впервые побывала паломницей на «дивном острове». Впечатления от природы, от особой благодатной атмосферы были настолько велики, что год или два мне каждый лес напоминал валаамский, и я поневоле сравнивала родные уральские леса с ладожскими, и сравнение было в пользу последних.

В том же году я узнала о том, что паломническая служба монастыря набирает и обучает экскурсоводов. Я очень вдохновилась этой идеей, но путь к исполнению мечты был долгим… Из-за различных обстоятельств мне удалось стать гидом только через 4 года, в 2014 году. Обучающие курсы рассчитаны на жителей Петербурга, а я живу в Екатеринбурге, поэтому училась дистанционно. Трижды я ездила в северную столицу: на собеседование, на экзамен и, наконец, в последний раз – уже для того, чтобы отправиться на остров. Я была не одна не из Петербурга, знаю точно, что были девушки из Москвы и Ульяновска.

Итак, в прошлом году мне посчастливилось месяц работать экскурсоводом на нашем, русском «северном Афоне». Целый месяц! И вместе с тем всего лишь месяц (новичков-экскурсоводов берут только на такой срок)! Это был необыкновенный опыт.

На острове во всех смыслах начинаешь дышать полной грудью. Валаам – одно из самых чистейших мест нашей планеты. Приезжающим мы часто показывали лишайник-бородач, который растет только в экологически чистых районах. Многие гости острова ощущали переизбыток кислорода: кружилась голова, наступала слабость, сонливость. Одна моя туристка шутила, что ей не хватает городских газов: «Дайте мне подышать заводиком».

Д. И. Менделеев назвал характер валаамской природы феноменальным. Это не преувеличение: она своеобразна, и о ней можно долго рассказывать. В наши экскурсии был даже включен отдельный рассказ о природных особенностях острова.

Больше всего мне нравилась экскурсия «Скиты Валаама». Это неспешная трехчасовая прогулка по чудесному лесу, вдыхание удивительных ароматов, неспешная беседа с туристами в промежутках между пунктами показа… Очень полюбились мне эти скиты – Воскресенский, на котором мы жили (храм – подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме), Гефсиманский (храм которого, к сожалению, закрыт для посещения) и тихий, стоящий в лесной глуши Коневский скит (туристы порой признавались, что в этом храме как-то особенно чувствуешь присутствие Бога). Заканчивалась экскурсия молочной фермой, каждый гость мог попробовать необыкновенно вкусное валаамское парное молоко.

Я уже говорила, что на Валааме начинаешь дышать во всех смыслах полной грудью. В духовном смысле все мое пребывание на острове можно определить одним словом: Пасха! На Валаам я приехала на Вознесение и уехала до праздника Петра и Павла, но ощущение Пасхи осталось в душе…

Однако мой путь к этой радости был долог и непрост. До последнего момента меня одолевали различные искушения. Перед отъездом я нигде не работала, и все было под угрозой срыва из-за отсутствия денег и изменения моего решения о времени пребывания на острове. Наш екатеринбургский священник Евгений Попиченко говорил, что Валаам испытывает, проверяет на прочность. С этим трудно не согласиться. После того как остров меня ласково принял в 2010 году, 4 года он продолжал меня к себе привлекать и отталкивать, если можно так выразиться. А особенно тяжелы были последние полгода перед отъездом.

Признаться, когда я узнала, что новичкам-экскурсоводам дают работать с туристами, я несколько испугалась. Ведь, конечно, приятнее работать с паломниками, людьми воцерковленными и желающими глубже познать свою веру. Мне казалось, что туристы будут вести себя почти агрессивно, провоцировать и спорить о Боге. К счастью, я ошиблась. Туристические путевки на остров не из дешевых, поэтому основное количество туристов – люди интеллигентные и ищущие. А с такой публикой как раз приятно работать. Жаль только, что большинство вопросов было посвящено не вере, а тому, что люди видели вокруг себя: откуда на Валааме электричество, сколько здесь монахов, сколько коров на ферме и так далее. И если турист решался открыть душу и задать вопрос (пусть даже и наивный!) о православии, то для меня это было особенно радостно.Сейчас особенно вспоминаются две группы – группа земляков и группа поляков. Уральцы были всего полдня на острове, и для них (как и для меня!) было особенно интересным то, что в Воскресенском скиту иконостасы сделаны на нашей родине и финансировали восстановление храма также известные уральские спонсоры. После того как туристы с удивлением узнали, что я из Екатеринбурга, они начали слушать с удвоенным вниманием и задавать множество вопросов. Это были одни из самых благодарных слушателей за весь месяц, с ними было очень легко и весело.

На Валаам тянется много иностранцев. Часто на вечерних планерках я слышала о том, что приедут жители той или иной страны. Прибывали они обычно небольшими группами, и встречали их экскурсоводы, владеющие соответствующими языками. Но со мной в последний день работы произошел нестандартный случай. Встретив группу на причале, поднявшись в гору, я начала традиционно знакомиться и общаться с людьми. И тут-то выяснилось, что большая часть группы – поляки. Интересно, почему для них не подобрали соответствующего гида?.. Но, к счастью, среди них нашелся человек, владеющий и русским, и польским, он переводил мою речь, а русские туристы терпеливо ждали, когда я снова начну говорить. Поляки оказались чуткими слушателями. Большинство из них – католики, но им было интересно узнать о православии. В конце экскурсии, помню, меня спросили, для чего православные женщины носят в храмах платки.

Такие экскурсии – хороший опыт миссионерства и катехизации. А. И. Осипов говорит, что православие не доказуемо, а показуемо. Думаю, Валаам – одно из таких мест, где можно наглядно показать красоту нашей веры. Особенно чувствовалось внутреннее преображение людей в храмах: они внимательно слушали, затихали, умиротворялись, некоторые от соприкосновения со святыней начинали плакать…

Я искренне считаю, что Валаам – такое удивительное место, в котором каждый приобретает что-то свое, настоящее, глубокое. В дореволюционное время на остров любили приезжать представители творческой интеллигенции: художники, писатели, поэты, музыканты. И для простых людей, и для великих умов поездка на остров порой становилась судьбоносным событием. Но открывалось значение этого только спустя какое-то время. Вот как писал об этом И. С. Шмелев в своем очерке «Старый Валаам»: «Думал ли я тогда, у лесной часовни, что все это как-то отзовется в жизни, как-то в нее вольется и определится? И вот, определилось. Связал меня Валаам с собой. Вспоминается слово, сказанное нам схимником отцом Сысоем в скиту Коневском, неосознанное тогда, теперь, для меня, раскрывшееся: «Дай вам Господь получить то, за чем приехали». Тогда подумалось – а за чем мы приехали? Так приехали, ни за чем... проехаться. И вот, определилось, что – зачем-то, что было надо, что стало целью и содержанием всей жизни, что поглотило, закрыло жизнь – нашу жизнь».

Кирилл Блинов, экскурсовод паломнической службы Валаамского монастыря

Впервые я познакомился с Валаамом в начале моего воцерковления, году в 2002-м, наверное. Однажды в Санкт-Петербурге я зашел в часовню у святых врат Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и купил там две видеокассеты с фильмами о двух православных монастырях.

Так я посмотрел фильм «О дивный остров Валаам» и сразу же влюбился в Остров. Он особенно запечатлелся в моем сердце, а валаамские песнопения стали одними из самых любимых.

Я впервые побывал на святом Валааме спустя шесть лет после знакомства с ним – в 2008 году. А уже с 2012 года Божией милостью я стал работать в паломнической службе монастыря и все лето водить на Валааме экскурсии!

Валаам для меня – очень особенное и дорогое сердцу святое место! Валаам... Ступень к Небу, преддверие Рая, богоизбранная обитель... Едва ли найдется человек, побывавший на Валааме хотя бы один день и оставшийся равнодушным... Даже кратковременное пребывание на этой святой земле, намоленной многими поколениями святых подвижников, окропленной мученической кровью братии, преображает человека, оставляет в его душе и сердце частичку Божественного фаворского света, который преизобильно изливается здесь!

Екатерина Трандина, экскурсовод паломнической службы Валаамского монастыря

Для меня Валаам открылся в 14 лет. Я приехала на остров с мамой и младшим братом и осталась на нем мыслями навсегда. С тех пор каждый сезон я приезжала на Валаам в качестве паломника-трудника по специально разработанной программе, где могла посещать службы, трудиться на благо обители, и при этом, что важно, оставалось достаточно свободного времени для долгих прогулок по острову.

Желание стать экскурсоводом пришло как-то спонтанно. Конечно, я видела толпы паломников и туристов, приезжающих в монастырь на день-другой, но никогда не думала заняться организаторской деятельностью... В миру мои знакомые и друзья недоумевали, почему я так рьяно спешу в свой «законный» отпуск в монастырь. Конечно, людям, живущим в светском обществе, непонятно, зачем молодая и веселая девушка так проводит свой отдых. Приходилось объяснять, рассказывать и показывать фотографии монастыря. Когда, наверное, пятый человек поехал на остров после моих нехитрых разговоров, я поняла, что, возможно, стоит поподробнее узнать про историю и архитектуру монастыря, природу валаамского архипелага. Захотела, узнала про курсы, пришла, осталась – и вот я уже на моем любимом острове, но теперь с табличкой и бейджиком экскурсовода.

Василий Чалых, дежурный по приему паломников и туристов паломнической службы Валаамского монастыря

Что для меня Валаам? Это отдушина. Часть жизни, часть города, в котором я родился, вырос, а сейчас живу.

Из года в год я езжу на остров потому, что Валаам – частичка спокойствия. Даже в пик сезона там комфортно находиться. Не кривя душой, отмечу добрый и светлый коллектив паломнической службы: высокопрофессиональные интересные люди, с которыми хочется работать еще и еще. Да и в целом Валаам – место, где ты можешь быть собой.

Анна Живетьева, экскурсовод паломнической службы Валаамского монастыря

Я поехала на Валаам не потому, что мечтала водить экскурсии. Скажу честно – у меня никогда не было такого желания. Хотя по специальности я искусствовед, но работа экскурсовода всегда казалась мне адским, утомительным, неблагодарным делом. Я поехала как бы вопреки мыслям о конкретном ремесле экскурсовода, поехала по какому-то внутреннему зову и вопреки страху, что не получится, не сумею, подведу… Трудности были: где-то это был бесценный опыт преодоления своей неуверенности, где-то – своей гордыни, самонадеянности, привычки к психологическому комфорту, привычки чувствовать твердую почву под ногами… Ведь пришлось столкнуться и с недовольством экскурсантов, услышать критику и замечания в свой адрес из уст методистов Паломнической службы, понять, что знаешь ты мало, говоришь плохо, чувствуешь неглубоко. Очень помогало общение с другими экскурсоводами, обмен опытом, дружеская поддержка. Оказалось, что все сталкиваются с похожими трудностями, даже те, кто работает уже много лет…

Незабываемо ощущение от первых экскурсий, когда единственным способом справиться со страхом и неуверенностью было отпустить ситуацию, молиться, просить у Бога помощи и просто идти дальше, говорить то, что можешь сказать, смотреть людям в глаза – и… понять, что бояться нечего. Да, наверное, секрет в том и заключается, что нужно переключаться с себя, своих эмоций на окружающих, на сам процесс. Бывало, все хорошо идет, и ты довольна собой. А потом какой-то момент неожиданно портит все. А бывало, все идет «наперекосяк», и только со временем начинаешь видеть, что в тот самый момент, когда все казалось ужасно, когда было труднее всего, на самом деле прикровенно происходило что-то совсем иное.

Экскурсоводы на Валааме живут в одном ритме с жизнью обители, участвуют в монастырских богослужениях, и это бесценный опыт. Собираются вместе за трапезой, обсуждают насущные проблемы, делятся своими радостями, открытиями… В такой атмосфере люди раскрываются как друг для друга, так и для самих себя.

Валаамские экскурсоводы – это люди, полюбившие остров всей душой и желающие хотя бы капельку этой любви передать другим. Ведь смысл экскурсии – не только и не столько в том, чтобы показать, где и что находится, передать какой-то объем информации. Остров и весь архипелаг освящаются жизнью монастыря, его вековой историей, святынями… Помочь прикоснуться к этому посетителям Валаама и призваны экскурсоводы. И это дело любви. Только любовь – к ближнему, к миру вокруг, к творению рук человеческих – по-настоящему приближает нас к Богу, дает нам услышать Его голос в себе, увидеть Его образ в Его творении… Валаам, конечно, не единственное место на земле, где бережно охраняется и взращивается эта любовь, но место неповторимое, чудное, место, с которым можно связать свою жизнь. Живя на острове, я порой недоумевала: почему эта мысль не пришла мне раньше, и я порой остро сожалела об упущенной возможности приезжать сюда в предыдущие годы.

Данила Колесников, экскурсовод паломнической службы Валаамского монастыря

Валаам… О нем много написано, о нем много сказано… Многие эпитеты, описывающие остров, собраны в его гимне. Это и «обитель высшей чистоты», и «кроткий Валаам», и «дивный остров». Можно еще перечислять много разных «и». Но все они не вместят в себя невместимое. Потому что Валаам – это место тишины, место, где «молчит всякая плоть человеча», место непрестанной молитвы об этой плоти. В свое время Иван Сергеевич Шмелев написал: «В обители глухая тишина: дремлет Валаам под усыпляющий шепот сосен, под всплески Ладоги; а здесь уж не тишина, а глуше и глубже тишины: покой».

Конечно, жизнь на Валааме особенная, о ней можешь говорить и писать часами. Часами можешь при вдохновении задерживать подуставших экскурсантов. Каждый день островной жизни приносит что-то новое, что-то свое неповторимое и незабываемое. И в этом, наверное, экскурсоводам повезло больше, нежели простому туристу. Экскурсовод живет на острове как минимум месяц. И за этот месяц успевает открыть для себя какую-то новую часть жизни Валаама.

Мой путь к работе экскурсоводом был достаточно логичным, потому что начиная лет с шести-семи я каждый год старался посетить Валаам. В прошлом году я увидел объявление о наборе сотрудников в паломническую службу обители, и меня посетила мысль: «А почему бы не приехать на остров экскурсоводом?» Так началось мое знакомство с Валаамом уже в новом для меня качестве, качестве экскурсовода.

Я помню практически всех экскурсантов, которые были у меня в группах. Уже дома я подсчитал примерное количество людей, которым я показывал Валаам, и получилось около 800 человек. Всем им я благодарен за терпение к молодому и неопытному экскурсоводу!

Евгения Новосельцева

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru