Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Подростковый блуд, или почему нельзя, и что делать, если очень хочется

№ 62, тема Свет, рубрика Личное

Дорогой журнал «Наследник», а также мамы и папы, бабушки и дедушки, попечители и опекуны, учителя и воспитатели и все те, кто так или иначе заботится о подрастающем поколении!
Хочу рассказать вам одну историю и задать вопрос, на который до сих пор не получила ответа, хотя очень хотела.

Начну с фактов своей биографии.

Я лишилась девственности в 16 лет, в школьном туалете, который располагался напротив кабинета директора. Интригует, не правда ли? Наверное, это про девочку из неблагополучной семьи, за которой родители совсем не смотрят. И папа у нее, наверное, алкаш, а матери до нее совсем дела нет. Да и учится она, наверное, в такой школе, где это не новость. Нет, дорогие мои, развею ваши сомнения. Эта девочка из благополучной семьи, где папа и мама работают, ходят в церковь и являются глубоко верующими людьми. И училась эта девочка в православной элитной школе, где в каждом классе по 14 человек, а не по 30. Хотите сказать, что родители не занимались ее воспитанием? Нет, занимались, да еще как. Сначала гимнастика, потом хор, ансамбль, музыкальная школа, большой теннис, баскетбол, волейбол, бассейн. Помимо всего этого я пела на клиросе, ходила в воскресную школу. Всей семьей мы регулярно посещали богослужения. Скажете вы: «Ну, значит, дело в переходном возрасте и скверном характере». Опять разочарую вас. Меня все вокруг любили, никогда на мое поведение из школы не поступали жалобы родителям. И училась я всегда хорошо. После вышесказанного встает логичный вопрос: как так получилось? Почему девочка, воспитанная на христианских ценностях, так себя повела?

А все дело в том, что никто со мной никогда не говорил о сексе, даже когда было очень нужно. Наверное, в головах взрослых это является чем-то самим собой разумеющимся, чем-то таким, что не нужно объяснять. Мол, дети сами все узнают. Да, совершенно верно – узнают. А кто им скажет о том, почему (!) православной девушке негоже до свадьбы себя так вести? Конечно, проще всего ограничиться словом «блуд» и уйти от темы, как будто об этом неприлично говорить. Некоторые воспитатели в моей школе пытались (что похвально) говорить на эту тему, но при этом жутко стеснялись собственных речей. А на главный вопрос – почему нельзя? – не отвечали. Говорили, что это грех, и все. Создается такое впечатление, что лишиться девственности до брака это такой же грех, как обозвать шумного соседа. Ну, грех и грех. В принципе нельзя, но если сорвался, то потом можно извиниться, и все нормально.

А нормально не будет, когда перед тобой перспектива родить в 17 лет. И сказать страшно родителям, и к врачу страшно, и к батюшке за советом страшно. Но тайное становится явным. И сколько же крика будет в школе и в семье, сколько ора, ругательств, обзываний, да и к тому же море слез. Мама будет убиваться перед иконами и просить прощения за свою доченьку, доченька будет плакать от стыда и непонимания произошедшего.

В общем, дорогие родители, учителя, воспитатели и журнал «Наследник», регулярно рассказывающий нам, как правильно строить благочестивые христианские отношения, со мной вы все опоздали. Но для других, таких же, как я, но еще не понаделавших дел, объясните популярно, почему блуд – это грех, в чем там проблема? Потому что сейчас такое время, что очень тяжело быть подростком и христианином одновременно. Это я вам как подросток говорю.

К.
 


Здравствуйте!

Для начала объясню Вам причины молчания окружающих, к которым Вы обращаете свои вполне справедливые упреки.

Часто бывает так, что действия воспитывающих не согласованы между собой: родители думают, что все объяснят воспитатели, воспитатели думают, что объяснит духовник, а к духовнику с вопросами никто не приходит, он и не объясняет. Короче, следователь смотрит на жандарма, жандарм – на следователя, и оба чего-то ждут. Видимо, такой же пронзительной истории, как Ваша.

Вторая причина состоит в том, что в православной среде тема половой жизни практически табуирована. В Церкви, как в СССР, секса нет. У такого положения вещей очень древние корни, и копаться в них мы не будем, потому что к ответу на интересующий Вас и других подростков вопрос это нас не приблизит.

Наконец, третья причина заключается в том, что большинство православных родителей и других людей, занимающихся воспитанием, руководствуются принципом «не буди лихо, пока оно тихо». В смысле, все боятся подкинуть воспитанникам ненужные мысли и сомнения. Точно так же, как Григорий Остер в начале «Вредных советов» в шутку запрещал их читать послушным детям, чтобы те не начали ими руководствоваться. Собственно, по той же причине православные выступают против распространенных на либеральном Западе школьных занятий, на которых объясняют, как пользоваться презервативами, – обязательно возникнет желание применить полученные знания на практике. Но здесь есть одно ключевое «но»: эта стратегия благочестивого молчания работает, если у девушки (или молодого человека) действительно нет вопросов, но если они появляются, не давать на них ответов из лучших побуждений – значит подталкивать человека к самостоятельному исследованию пропасти. Одно дело, дискутировать по данному вопросу с нехристианами, для которых надо подбирать серьезные аргументы и разбираться в фундаментальных основаниях всякой этики (до этого нынешние церковные полемисты едва ли доросли), и совсем другое – поговорить с доверяющими тебе единоверцами, признающими авторитет Священного Писания, которое помимо прочего является главным сборником ответов на духовные вопросы.

Риторика самоочевидности положений веры вида «Это же само собой разумеется!», «Раз сказано, что грех, значит грех!» и т. п., к которой любят прибегать особо благочестивые, не выдерживает никакой критики. Даже самые очевидные основы веры должны быть как-то осмыслены в своей голове и обоснованы другим, если это потребуется. В Ветхом Завете дети четыре раза сомневаются, надо ли праздновать Исход, и не понимают, почему ключевое событие Завета Бога с Израилем надо праздновать именно так (Исх. 12:26–27, 13:8, 13:14–16; Втор. 6:20–25). И родителям Бог предписывает дать на эти сомнения развернутый ответ, сообразуясь с тем, кто и какой именно вопрос задает.
О добрачных половых отношениях в Священном Писании сказано существенно меньше, чем о внутрибрачных, но молчанием эту тему не обходили. Приведу одну цитату, где не только объясняется, почему блуд – это грех, но и что делать с тем обстоятельством, что очень хочется.

В первом послании к коринфянам апостол Павел подробнейшим образом останавливается на данном вопросе: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:18–20). А чуть выше говорится, что «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор. 6:13).

Итак, апостол говорит, что тела нам не принадлежат; их нам Господь выдал во временное пользование на определенных условиях. Причем тело – дорогой и в глазах Бога крайне ценный инструмент. Соответственно, блуд – это несанкционированное использование не по назначению весьма дорогого предмета. Представьте, что я дал Вам на время чаепития комплект серебряных ложечек, а Вы мне вернули его с ущербом, да еще и перемазанным непонятной субстанцией. Некрасиво, правда? Примерно так выглядит потеря девственности до брака.

Второе определение нашего тела – это храм Господа, а потому блуд тождественен осквернению святыни. Обратите внимание, что апостол Павел говорит о том, что именно в теле, а не в душе, живет Дух Святой. Именно тело должно принять в себя Бога и более не быть своим. У нас большинство православных подходит к этому вопросу одним из двух способов. Если расценивать их тела как обращение к Господу, получится примерно следующее: «Господи, я Тебе тут возвел тоненькую хибарку из штакетника и кое-как кожицей обтянул. Надеюсь, Тебе хватит тут места!» Или второй вариант: «Господи, я постройку размахнул, а потом решил снаружи завалить ее мешками со строительным мусором. Пускай под этими слоями и отложениями уже давно не видно постройки, Ты, Господи, не переживай, у меня там внутри служба регулярно ведется!» А ведь храмовая архитектура – это главный объект приложения творческих усилий христиан. Это самые сложные, передовые по технологиям и самые красивые постройки, на создание которых уходила уйма времени, сил и средств. Едва ли найдется православный христианин, который сможет заявить, что храм – это не важно, и его не нужно ни строить, ни беречь. Но с телами мы зачастую поступаем именно так.

Итак, мы подошли к самому интересному, – апостол Павел призывает жителей Коринфа и нас вместе с ними прославлять Бога не только в душах, но и в телах. В свете всего вышеизложенного, думаю, уже ясно, что речь здесь идет не только о том, чтобы читать молитвы не про себя, а вслух. Апостол говорит о том, что нужно непрестанно совершенствовать наши тела, посвятив их Богу. У Вас на этом пути уже многое было: гимнастика, хор, игра на музыкальных инструментах, большой теннис, баскетбол, волейбол и бассейн. Это не говоря о гигиене, прическах, одежде, украшениях. Вы, очевидно, следите за своей внешностью и потому красивы. Но, как известно, нет пределов совершенству. Ведь даже старость и смерть тела – это не предел. Господь воскресит всех нас в наших же телах на пике их развития. Да, Он исцелит болезни, восстановит потерянные конечности и так далее, но едва ли Он добавит к телам что-то, чего у нас не было, ведь это означало бы, что Бог изначально создал тела несовершенными, чего быть, конечно, не может. Обратите внимание, что на иконах и фресках, где мы видим обнаженный торс Христа, у Спасителя пресс с «кубиками», а Он в спортзал не ходил и теннисом не занимался. Не будет ли нам на Страшном Суде стыдно в том числе и за то, что у нас с мышцами полный швах?

Конечно, с физиологической точки зрения активный и здоровый образ жизни не подавляет, а, наоборот, стимулирует половую активность. Поэтому рецепт героя Адриано Челентано из фильма «Укрощение строптивого» – рубить дрова, пока руки не отвалятся, удерживаясь от соблазна, – вроде бы имеет некоторый изъян. Но поверьте, если с головой погрузиться в деятельность по совершенствованию собственного тела, сил на блуд, а главное – времени на мысли о нем уже не останется. Если, несмотря на все усилия, остается, это верный признак того, что можно «прославлять Бога в телах ваших» более интенсивно или всерьез пора подумать о браке.

Конечно, мой ответ может показаться слишком общим, коль скоро он касается самых основ христианского богословия тела. Но, во-первых, Церковь в лице апостола Павла решает этот узкий вопрос именно так широко. А во вторых, такой ответ, судя по Вашему письму, явно лучше, чем совсем никакого.

С уважением,

Николай Асламов,

выпускающий редактор журнала «Наследник»

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru