Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Осторожно, вас тренируют!

№ 66, тема Граница, рубрика Образ жизни

Несколько вопросов о тренингах личностного роста Александру Дворкину

Визитка

Александр Дворкин. Исследователь современного религиозного сектантства, деятель антисектантского движения в России, профессор ПСТГУ, богослов, общественный деятель, автор 10 книг и более 450 публикаций на 15 языках.

– Александр Леонидович, какие тренинги представляют опасность для личности?

– Сайентология – первый пример психокульта. Последователи – «Эст» или «Форум», «Синтон» Николая Козлова, «Академия фронтальных проблем» Золотова, Life Spring и те тренинги, в основе которых лежит эта система (а большая часть тренингов основана именно на ней). Как правило, все они выдаются за психологические. На самом деле никакого отношения к психологии они не имеют. Это системы, созданные для манипуляции сознанием и вырабатывания у человека зависимости.

– Есть люди, которые говорят, что участие в тренингах им помогло.

– Тому есть несколько объяснений. Во-первых, если люди заплатили деньги (и, как правило, немаленькие), они ни за что не признают, что совершили глупость, – это свойство человеческой психики. И есть мнение, что все хорошие вещи дорого стоят и, коль скоро я дорого заплатил, значит, это должно быть для меня хорошо.

Во-вторых, есть несовпадение задач и результатов. Есть некоторая проблема, которую человек хочет решить с помощью данного тренинга. И ему обещается избавление от этой проблемы. Человек проходит первый тренинг и обычно бывает в восторге, но оказывается, что проблема-то не ушла. А для того, чтобы она ушла, нужно пройти второй тренинг. Человек записывается на второй, и потом оказывается, что опять чуть-чуть не хватает, чтобы все стало прекрасно, и надо пройти третий. Это – как морковка, которую подвешивают перед осликом, – ослик все идет и идет, а морковка все не приближается. Так же не приближается и та цель, за которой человек приходит на тренинги. Впрочем, часто человека заставляют переформулировать цель, ради которой он пришел, на менее определенную.

В-третьих, во всех тренингах работает такая схема: нужно говорить, что у тебя все хорошо, и тогда все так и будет. А если говорить, что все плохо, то – по слову вашему да будет вам. Поэтому свидетельство участника тренинга не является свидетельством. И чтобы убедиться, что у человека в жизни что-то действительно наладилось, нужно опросить его друзей и родственников. Но и когда ничего не налаживается, люди часто оказываются захвачены этими тренингами. И уже не могут без них жить.

– А за счет чего формируется эта зависимость?

– Во-первых, ролевые игры, во время которых у человека все получается и он ощущает себя тем, кем хочет себя видеть. Потом он выходит с тренингов – а в жизни все гораздо хуже, и он вновь возвращается на тренинг, чтобы почувствовать себя победителем.

– Почему же человек не может в жизни применить навыки, которые приобретает на тренингах?

– В ролевых играх разыгрываются искусственные ситуации, в которых человеку кажется, что он чего-то достиг. Человек счастлив и горд, чувствует себя раскрепощенным и избавившимся от своих проблем, а в обычной жизни не работают отработанные на тренингах схемы. И часто становится все хуже и хуже: в семье ситуация ухудшается, на работе на поручения или критику человек реагирует неадекватно, отношения с друзьями разваливаются. Но человеку все это уже и не нужно, ему все надоело, и он не стремится что-то сохранить, потому что все смыслы, вся радость, вся настоящая жизнь у него теперь там – на тренингах, где у него все получается. И он снова и снова платит и идет туда, несмотря на то, что его там, как правило, унижают, для него это лучше, чем потерянность, которую он ощущает в реальной жизни.

– А зачем участник тренингов должен пройти через унижения? Что этим достигается?

– Первый тренинг, как правило, бывает ласковым и добрым, люди после него в восторге и бегут скорей записываться на второй. А на втором начинается ломка личности. Людям в ходе ролевых игр навязываются те вещи, которые им меньше всего хочется делать. И если он берет на себя эту роль, которая ему глубоко противна, вызывает у него отторжение, то он ломается как личность и становится легко управляем. А не взять ее на себя практически невозможно, потому что там существует групповая ответственность. Если кто-то один отказывается делать, то вся группа останавливается. И тогда все накидываются на этого человека и требуют, чтобы он это сделал, и все могли двигаться дальше. В итоге очень много пострадавших – людей, у которых после прохождения тренингов начинаются психические расстройства. Конечно, есть люди более психически устойчивые, но это – рулетка.

– Нам рассказывали, что в анкете участника тренинга «Маяк» есть такая приписка: людям, которые ранее принимали психотропные вещества или впадали в депрессии, тренинги не советуют.

– Это просто способ обезопасить себя на тот случай, если что-то произойдет. Ведь участников тренинга никак не отсеивают: человека не просят принести справку из психдиспансера, не проводят никакого собеседования и психологического тестирования, чтобы понять, насколько человек устойчив к жесткому психологическому давлению.

– И все-таки, наверное, не все тренинги вредны и опасны. Есть и полезные.

– Настоящие, с должным образованием, лицензированные психологи могут проводить действительно полезные тренинги для людей с определенными проблемами. Как отличить?

1. Настоящие психологические тренинги никогда не бывают массовыми. Максимум – 4–5 человек.

2. Как правило, человек приходит не на уже объявленный тренинг, а сначала к психологу, и тот уже советует, на какой тренинг ему лучше пойти. И в этом случае подробно рассказывает, что и как будет происходить, и заручается согласием человека на этот тренинг. В психокультах человек идет в полную неизвестность и, более того, дает подписку о неразглашении того, что он там увидит.

3. В психокультах его, скорее всего, заставят вербовать других людей (это может стать условием для прохождения следующего курса – например, привести от 3 до 10 человек).

4. Есть еще обучающие тренинги, что совершенно нормально. Устраиваясь на работу, вы проходите тренинг по продаже холодильников. И там должно быть расписано: 3 занятия, на первом вы изучаете то-то, на втором то-то и на третьем – то-то. В итоге вы умеете продавать холодильники. Это – конкретный результат. А если цель расплывчата – «Как познать самого себя?» или «Как раскрыть внутренние способности?» – невозможно оценить результат.

5. И еще – выясняйте, кто проводит тренинги, чтобы уберечь себя от недобросовестных тренеров.

6. От редакции: загляните на сайт iriney.ru. Возможно, вы найдете там отзывы участников тренинга, которым вы заинтересовались, и успеете остановиться.

Екатерина Бобкова, Мария Евсина

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru