Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Освободитель

К сожалению, опыт Че Гевары, как и весь опыт мировой истории показывает, что несправедливость нельзя исправить насилием. Но как же еще без революции, без оружия можно освободить угнетенных? Россия знает ответ на этот вопрос.

Он родился в Москве 17 апреля 1817 года, в день памяти преподобного Александра Свирского, в семье штабс-капитана Дворянской гвардейской роты Романова 3-го и со временем тоже мог бы стать штабс-капитаном или полковником. Но через год его дядя, император Александр I, тайно назначил его отца Николая наследником русского престола. Николай, до этого мечтавший лишь о военной службе и тихой жизни в кругу домочадцев, тогда разрыдался. Решение старшего брата навеки лишало свободы и покоя и его, и всю его семью. Ведь участь царя в России – не только право с колыбели стать шефом гвардейских гусар, но и возможность в любой момент умереть от руки убийц.

В декабре 1825-го цесаревичу Александру было всего восемь лет. Отец отдал его на руки солдатам верного полка и ушел на Сенатскую площадь усмирять бунт. Позже он часто повторял наследнику и его младшим братьям: «Всякий из вас должен всегда помнить, что только своей жизнью может искупить происхождение Великого князя». Науке управления царством Александра учили лучшие умы того времени: Жуковский, Сперанский, Канкрин. В шестнадцать лет он присягнул на верность России, а в девятнадцать, сдав последний экзамен, выехал в семимесячное путешествие. «Видя землю Русскую теперь изблизи, я более и более привязываюсь к ней, и считаю себя счастливым, что Богом предназначен всю жизнь свою ей посвятить», – писал он отцу из Тамбова.

При жизни Николая I он последовательно занимал самые разные государственные и военные должности, а в 38 лет принял из его слабеющих рук и корону, и незаконченную Крымскую войну. «У меня было две мысли, два желания, – говорил ему перед смертью отец, – и ни одного из них я не смог исполнить... Первое, освободить восточных христиан из-под турецкого ига; второе: освободить русских крепостных крестьян из-под власти помещиков... Обещай освободить хотя бы крестьян».

И сын выполнил обещание. 19 февраля 1861 года. Ровно через шесть лет после смерти отца во всех храмах России читали царский манифест, составленный святителем Филаретом Московским. 23 миллиона крепостных разом получили не только вольную, но и – неслыханное в мировой истории дело – землю! Правда, делить ее назначено было дворянам, так что многие деревни оказались несправедливо обижены. Свобода без достаточного количества земли в России выглядела странно. Но ведь даже эту землю государство не отбирало, а выкупало для крепостных у их помещиков. В Англии или в Германии освобожденным крепостным не дали вообще ничего. А за океаном, в США, в том же 1861 году еще вовсю бушевала гражданская война за отмену рабства.

Между прочим, мало кто знает, что Александр II тоже освободил немало рабов, отменив рабство на окончательно усмиренном им Кавказе и в Средней Азии. В 1878 году он выполнил и второй наказ отца, отвоевав у Турции независимость для миллионов православных болгар, сербов, румын и греков. Еще в 1850-х вернулись из ссылки прощенные декабристы и петрашевцы (среди них Достоевский!), в 1870-м реальное самоуправление впервые получили 509 российских городов, а в 1874 году тяжелейшая и многолетняя рекрутская повинность в армии была заменена выборочным и сравнительно коротким призывом. Университетское и земское (сельское) самоуправление развивалось чуть хуже, но и здесь наблюдался несомненный прорыв. А венцом александровских освободительных преобразований стало невиданное еще в мире открытое гражданское и уголовное судопроизводство с присяжными, адвокатом и даже прессой.

Долгие годы жители городов и сел, казаки и солдаты благословляли царствование Освободителя. Но «просвещенная» Россия приняла великие освободительные реформы 1860-х в штыки. Старым либералам и молодым нигилистам не нужна была свобода созидательной деятельности, они жаждали политической власти. Каждый новый освободительный шаг императора высмеивался ими, а каждая попытка укрепить государство вызывала ненависть. 1870-е прошли в бесплодных попытках раскачать страну и поднять народное восстание. А потом неудавшиеся пропагандисты, присвоившие себе имя «Народной воли», взяли в руки револьверы и бомбы.

Начиная с 1866 года на Александра II покушались семь раз. На прогулке, в заграничной поездке, в поезде, даже в дворцовой столовой – нигде в своей стране царь-освободитель не мог найти надежного убежища. Смысл «охоты» был ясен: любой ценой прекратить мирное освобождение России «сверху». Согласно «классической европейской политологии» обещать и давать людям волю должна не власть, а только оппозиционная партия. Всякий госслужащий, а тем более царь, подрывающий ее монополию на «борьбу за права народа», должен быть уничтожен. Если бы Александр прекратил народные реформы, его бы наверняка оставили в покое. Но он продолжал их так, как умел, служил России, не оглядываясь ни на подпольщиков, ни на полицию, ни на претензии либералов, ни на привилегии аристократов. Видимо, поэтому придворные желали его смерти не меньше, чем революционеры.

1 марта 1881 года народоволец Рысаков бросил в императорскую карету очередную бомбу. Александр вышел из кареты, чтобы проститься с умирающими солдатами конвоя. «Слава Богу я уцелел, но вот…» – проговорил он, показывая на тяжело задетых взрывом случайных прохожих. «Еще слава ли Богу?..» – процедил сквозь зубы схваченный Рысаков, глядя на то, как второй метальщик, поляк Гриневицкий, клал свой снаряд прямо под ноги царю.

Император умер через полтора часа, так и не приходя в сознание. Уже на следующий день весть о его смерти вызвала праздничные шествия в Париже и Лондоне, в Женеве и Вене, в Чикаго и Нью-Йорке. Мировая революция знала, кого хоронит. Знала это и сумрачная, несколько дней не расходившаяся толпа на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Русский народ оплакивал последнего идеалиста XIX века, человека, до конца верившего, что подаренная людям свобода сама собою удержит их от насилия.

Артём Ермаков

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru