Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Мужик – от слова «может»

В традиционной культуре разных народов были и есть особые ритуалы, пройдя которые, мальчик получает право голоса, право жениться и право называться мужчиной. Этнографы называют это обрядами возрастной инициации или, по-русски, посвящения. У всех народов, от Экваториальной Гвинеи до Чукотки, эти обряды чем-то схожи. Все они связаны с глубокой, коренной перестройкой психики подростка, ломкой стереотипов, выработкой навыков выживания и взаимовыручки. Возможно, именно единство решаемых с помощью инициации задач понудило совершенно разные племена и народы прийти к оптимальным, во многом схожим методам. Отсюда об обрядах возрастной инициации можно говорить как о специальной гуманитарной технологии по созданию мужчин. Есть три общих места в посвященческих практиках народов всей планеты: 1) удаление из привычного окружения, 2) наличие коллектива сверстников, 3) посвящаемый подвергается испытаниям и притеснениям. Запомним эти особенности.

Свои обряды совершеннолетия были и у славян. Их точное содержание восстановить теперь невозможно. Но данные этнографии, письменные источники, фольклор и сказки могут многое рассказать об этом. Б. А. Рыбаков считал, что у славян обряд состоял из колдовского запугивания, имитации смерти и экзамена по всем охотничьим навыкам. Многие исследователи сходятся во мнении, что сказочные приключения молодых царевичей, иванушек и других героев в лесу и их общение с иногда доброй, а чаще злобной Бабой-Ягой «основаны на реальных событиях» и являются эхом древних инициационных обрядов. Действительно: герой выходит из дома в лес (за пределы своей территории), проходит ряд испытаний, преодолевает реки, болота, буреломы и приходит к избушке на курьих ножках, где обретает определенные полезные знания, которые позволяют ему достичь цели и вернуться домой. Нередко юноше помогает волк, который занимает ключевое место в славянской и индоевропейской воинской культуре. Испытание нередко заканчивается для юноши женитьбой, да и вообще в этот сюжет с лесом и Бабой-Ягой редко попадают зрелые состоявшиеся мужчины, а в основном – горячий и глупый молодняк, который постоянно ошибается, унывает, торопит события, но все равно идет вперед… Я это все к тому, что обряды такие были, и сказки про молодца, Бабу-Ягу и волка это подтверждают.

Кое-что из этих обрядов докатилось до ХХ столетия. До середины прошлого века и дальше дожила замечательная русская традиция стеношных боев. Есть сведения о том, что в деревнях существовали своеобразные бойцовские клубы с главарем-«утаманом», определенной возрастной иерархией, обрядами. В них практиковались воспитание молодежи и возрастная инициация. Известны даже специальные наигрыши и песни «под драку», особенно распространенные в Псковской области: «Утаман серую шапку на дороге положил, вынул ножик вороненый и сказал ”Не побежим”». Ножи носили все мужчины, как на Кавказе, а советская власть с этим боролась. В результате стеношные бои и традиционная воинская культура были вытеснены в категорию маргинального. Но советская власть сознательно или бессознательно создала замену старым обрядам. Какую?

Вспомним то, что я просил запомнить в конце первого абзаца. На что из сегодняшней жизни похожи три особенности всех обрядов инициации? Правильно, на службу в армии по призыву. Тебя забирают от мамы и посылают служить во Владивосток (удаление из привычного окружения), тебя селят в казарму, полную таких же парней, как ты (наличие коллектива сверстников), на тебя орут, иногда матом, особенно кормят, рано будят, гоняют по плацу и на турники, заставляют бегать по лесам и болотам, драться, стрелять (посвящаемый подвергается испытаниям и притеснениям). А еще это напоминает лесные приключения Ивана Царевича.

 

В общем, призывная армия – прямая замена древних обрядов, призванных делать мужиков. Но сегодня в армии нередко нарабатываются почти исключительно женские навыки: чистить картошку, наводить чистоту, заправлять постель, пришивать воротнички. Все это хорошо, но только если дают вдоволь настреляться и наползаться. Естественные традиционные механизмы инициации были сознательно подавлены в советское время или разрушились в ходе крутых перемен в жизни страны. Армия, заменившая эти механизмы, теперь тоже не выполняет своих функций. А неосознанная тяга к мужеству сегодня приводит к экрану компьютера с очередной «Call of Duty» гораздо чаще, чем в спортзал.

Отсутствие осознанной культивации мужских качеств в мальчиках – одна из причин нашего плачевного положения. Возможно, парни с Кавказа сорвались с родных мест и приехали в города коренной России как раз для того, чтобы показать нам, как здорово, когда каждый мальчик с детства занимается борьбой. Жаль, что не всегда это сочетается с дружелюбием и открытостью, но контраст между пружинистыми и уверенными ребятами с Кавказа и часто рыхлыми и вялыми славянами серьезно подстегивает к тренировкам. Есть ли у нас сегодня гуманитарные технологии, способные делать из мальчиков мужчин? Где сегодня молодые парни могут пройти обряд посвящения? Как правильно пойти в армию? Немного порассуждаем об этом сами и посоветуемся с мастером рукопашного боя и просто добрым человеком Сергеем Николаевичем Бадюком.                                                

                                                                                                                                                                                                  Филипп Якубчук

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru