Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Октавиан Август и Президент.

№ 16, тема Слава, рубрика Тема номера

К началу нового года.

 

Когда в России начинается новый год? Ответ «1 января» не совсем правильный. До 1700 года на Руси празднование Нового года совпадало с началом церковного новолетия («лето» – по-славянски «год») и приходилось на 1 сентября старого стиля. И несмотря на то, что Петр I перенес празднование на зиму, для жителей нашей страны новый год по-прежнему начинается в сентябре.

Провожая детей в школу первого сентября, мы, сами того не осознавая, празднуем не только и не столько начало нового учебного года, сколько начало года вообще: священное золото осенних листьев, непорочная белизна белых фартуков и рубашек, царственное изобилие приносимых в школу цветов – все это создает ощущение одновременно и новогодней, и пасхальной радости, которой причастны буквально все, начиная от малышей самого нежного возраста и заканчивая бабушками и дедушками самых преклонных лет. Начало сентября – это окончание периода всеобщих отпусков, фактическое начало нового трудового года. В сентябре начинают новый сезон Государственная Дума с Советом Федераций. В сентябре начинают новый год модницы, для которых начало осеннего сезона предполагает радикальную смену гардероба. Даже телевидение в сентябре начинает свой годовой цикл новых программ, каким бы далеким от Церкви и ее уставов большинство телеканалов ни было.

А если новый год у нас начинается в сентябре, то итоги мы подводим в августе.

Начиная с августовского путча 1991 года, на территории нашей Родины в последний месяц лета с регулярной частотой происходят сверхважные события: августовский дефолт, гибель подводной лодки «Курск», вторжение боевиков в Дагестан, взрывы домов в Москве, захват школы в Беслане. В прошлом году – Кондопога. Против наблюдений, как водится, не попрешь, но все-таки почему именно в августе все это происходит? (Напомним: наш август заканчивается 13 сентября по новому стилю.)

 

Объяснение очень простое. В одной из песен мультфильма «Капитан Врунгель» есть прекрасные слова «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Конечно, мы помним, с одной стороны, что церковный календарь у нас юлианский и им мы обязаны древним римлянам, но, с другой стороны, названия месяцев настолько нам привычны, что проблема их этимологии нас никак не волнует. Но в данном случае без этого никак не обойтись. Так почему же август стал августом?

Октавиан Август, при рождении – Гай Октавий Фурин (23 сентября 63 года до н.э., Рим – 19 августа 14 года, Нола) – римский политический деятель, основатель принципата (с именем Imperator Caesar Augustus, с 16 января 27 года до н.э.), Великий понтифик с 12 года н.э., Отец отечества со 2 года до н.э., ежегодный консул с 31 года до н.э., цензор 29 до н.э., внучатый племянник Цезаря, усыновленный им в завещании. Проще – первый римский император, создатель Римской империи.

Восьмой месяц нынешнего календаря назван именем Августа, так как именно в этом месяце и скончался великий римский император, один из официальных создателей Римской империи. Так что месяц август «ничтоже сумняшась» можно считать имперским. В августе словно сам Первый император проверяет, инспектирует государственные образования нашей планеты. И проверка эта особая.

Помню, когда подходила к концу моя служба в армии, в нашу артиллерийскую дивизию нагрянула министерская проверка (нашу часть проверяла не комиссия нашего военного округа, а комиссия из Министерства обороны). Как тогда говорилось, министерская проверка выпадает на любую воинскую часть раз в 15–20 лет. Поэтому большинство солдат никогда и не видело, что это такое. Суть ее проста: тебя проверяют так, как будто началась война. Обычно, когда наша батарея выезжала на стрельбы, то из восьми числившихся по штату машин выезжало пять-шесть, а непосредственно на стрельбах стреляла лишь одна самоходка, которую со всех сторон облепляли офицеры (дело понятное – от точности стрельбы зависело количество звездочек на их погонах). За все стрельбы выпускалось порядка пяти-семи снарядов: снаряды дорогие, их надо беречь. Во время министерской проверки, если числится в батарее восемь самоходок, то все они должны выехать, и все должны стрелять, и стрелять столько, сколько нужно. Нужно 30 снарядов – даешь 30, нужно 100 – даешь 100. И никого не волнуют «сверхобъективные» причины, почему сломано столько-то машин и почему в батарее столько-то «раздолбаев» солдат и сержантов, которым просто страшно доверить стрельбу из орудия. Правила «игры»  «министерская проверка» очень простые. Если часть получает двойку, то в течение трех суток меняется все ее командование. Офицеры очень хорошо знали правила игры, поэтому я никогда не забуду, как перед строем выступал наш комбриг и какие блага нам он обещал.

Вот нечто подобное министерским проверкам и устраивает России в последнее время Октавиан Август. «Вы что, великая страна? Снова возвращаете свое былое могущество? Больше не подчиняетесь вашингтонскому обкому? Кричите «Слава России»?! Ну щас мы вас проверим!»

 

С конца 80-х до конца 90-х Россия складывала с себя имперскую ношу. Дескать, ноша тяжелая, а без нее жить будет легче» Этот нехитрый лейтмотив, положенный на тысячи мелодий, сопровождал демонтаж отечественного военно-промышленного комплекса. Последний включал в себя и нашу армию, и нашу промышленность, и наше образование. Так что демонтаж ВПК означал демонтаж по сути всего государства. Суровая правда жизни все поставила на свои места. В мире большой политики уважают только сильных, а слабых бьют, причем бьют очень сильно… И августовские события последних десятилетий как никакие другие доказывали это. Поэтому уже в XXI веке Россия вновь примеривает на себя имперскую ношу, снова лозунг «Слава России» в большой чести.

Но августовские события показывают нам и достижения нашего государства и нашего народа, и те проблемы, которые требуют кардинального решения. Они действительно одновременно и подводят итоги прошедшего года, и дают ориентиры на вопросы: что год грядущий нам готовит», по плечу ли нам шапка Мономаха?

 

Для начала зададим вопрос: а что такое империя? По мнению обывателя, это очень сильное государство, у которого очень большая территория. Бытует мнение: любая империя должна совершать экспансию, то есть расширяться. Если ты остановился, ты погиб. Но куда же нам расширяться? Когда-то Жириновский бредил о мытье сапог в Индийском океане. Неужто податься в подобные геополитические эксперименты?

В августе Россия очень красиво и четко обозначила свои цели для экспансии. «Пора вернуться домой», – когда-то пел Гребенщиков. И в августе по юлианскому календарю наш Президент посещает Камчатку. Тем самым дается четкий ответ на бесконечные причитания о том, что Дальний Восток и Сибирь неминуемо попадут к китайцам: мы еще поборемся.

Но если внимание у представителей государственной власти к восточным регионам России в последний период устойчиво, то российский флаг на арктическом шельфе — это одно из самых сильных деяний нашего Отечества за последние годы. На первый взгляд — полный бред. Ну что мы забыли на дне самого холодного океана? Но даже реакция Америки: «Русские на Арктику не имеют никакого права» – доказывает, что наш выстрел был в десятку.

Флаг на арктическом дне — это заявка: в освоении арктических богатств мы первые; несмотря на наше первенство, мы всех приглашаем к сотрудничеству (у нас самих и денег, и технологий не хватит). Поэтому наша арктическая экспансия дает серьезный импульс и для развития нашей экономики, и для сотрудничества с «различными заинтересованными иностранными организациями».

Причем, что особенно приятно в нашей арктической экспансии, – от нас этого никто не ожидал. Мы впервые, пусть и на небольшом отрезке идеологической войны, вырвали инициативу у наших противников. Любой человек, занимавшийся спортом, знает, как важно захватить инициативу и предпринять действие, которого от тебя никто не ожидает.

Империя должна быть сильной. Эту мысль разделяет подавляющее большинство граждан нашего государства. Поэтому ничего кроме положительных эмоций у населения не вызвали как сообщение о возобновлении полетов наших стратегических бомбардировщиков вдоль наших границ, так и обостренная реакция на это американцев и англичан.

На самом деле, экспансия может быть не только внешней, но и внутренней, идти можно не только вширь, но и вглубь. Империя — это не только пространство во всех его измерениях и его освоение, но и организация на этом пространстве жизни самых разных народов. Если весь год средства массовой информации в основном радостно рапортовали об относительном спокойствии в Чечне, а значит, и в целом на Кавказе, то августовские теракты в Ингушетии – демонстративное убийство русских, давно проживающих в этом регионе, – лишний раз доказывают: национальный вопрос еще долгое время будет главным в нашем государстве, а уж тем более в новом году.

Для еще одного теракта его устроители выбрали очень символическое место в транспортной системе России, один из главных ее нервов — железную дорогу Москва – Санкт-Петербург. К счастью, обошлось без жертв и, во-вторых (и это самое поразительное), – без паники. После подрыва поезда пассажиры сумели выбраться из вагонов, оказать помощь пострадавшим.канцев и англичанали и очень символическое в транспортной системе России, один из главны

Империя не может быть без идеи, сверхидеи. Чем сильны американцы? Да тем, что большинство из них свято верит, что Америка и ее граждане являются защитниками свободы и демократии во всем мире. Как бы мы к этому ни относились, эта идея есть и имеет свои корни, безусловно, в американском протестантизме с его безумным стремлением свободно, напрямую, тет-а-тет говорить с Господом. Самое забавное, что уже больше десятилетия мы пытаемся напялить на себя американскую одежду. Мы тоже кричали о свободе и демократии, радовались, когда нам говорили: «Вери гуд, у вас хорошо полючаеца». Мы приняли самую демократичную конституцию, и тоже, как американцы, раз в четыре года выбираем президента. У нас активно внедрялась протестантская этика, чтобы построить вожделенный капитализм. Что русскому хорошо, то немцу смерть. Верно и обратное: что американцу хорошо, то смерть русскому.

Эту аксиому на своем опыте усвоили многие на бескрайних просторах России.

Поэтому наши государственные мужи, задумавшие вернуть лозунг «Слава России», осознали, что без Православия ни к какой сверхидее наше государство выйти не может. Не случайно, что во время правления Путина государство всячески демонстрировало, насколько оно уважительно относится к Русской Православной Церкви, и стремилось заручиться ее поддержкой. Этот дрейф государственной политики оказался настолько заметным, что либералы всех мастей при активной поддержке Запада объединились против обозначившейся тенденции. Настоящие пропагандистские сражения развернулись вокруг вопроса, вводить ли в школы преподавание предмета «Основы Православной культуры». Все участники апеллировали в конце концов к Президенту – в нашем государстве все решает Государь. Основные позиции: патриоты – «Ну ты же сам ходишь в храм и знаешь, насколько это важно для России», либералы – «Послушай, у нас же светское государство, и это записано в конституции, а вместо культуры “эти” принесут Закон Божий».

В последний день августа Путин наконец-то вынес вердикт в этом споре. Подчеркнув свое особое отношение к Церкви, Путин просто повторил аргументы либералов, тем самым дав ясно понять, что никакие основы православной культуры нам не светят, а значит, и об идее нашему государству надо забыть. Но все-таки наш Президент не был бы самим собой, если бы не оставил некоторой недоговоренности, чисто интонационно описав другую возможность. По сути, это президентское послание на новый год, очередной путинский кроссворд… «Вы знаете, как я сам отношусь к Русской Православной Церкви. Hо если кто-то считает, что сейчас надо поступить по-другому, иначе, то надо менять Конституцию. Я не считаю, что мы должны сейчас этим заниматься» – цитата из выступления Путина.

Расшифровка: «Слава России» без Православия невозможна, но нам мешает наша Конституция. Пока я не готов ее менять. Потому что мы вместе должны этого захотеть. Ну что ж, осталось только захотеть.

 

Василий ПИЧУГИН

 

Рейтинг статьи: 0


вернуться Версия для печати

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru