Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Конкурс "Наследника"

Православная пресса – это актуально!


 

В дореволюционной России наряду с понятием самодержавия и народности всегда стояло Православие. Определений ему довольно много: предания отцов, вероучительные и догматические соборы, традиция, сложившиеся формы культа, историческое прошлое народа и т.д.[1] Между тем, древнерусское слово православие превосходит свой греческий оригинал «orthodoxia», слишком тяготеющий книжностью. «orthos»- прямой, правильный; «doxa» - мнение, учение. Святорусское слово «Православие» нельзя перевести на другой язык.  В его основе не учение, а слава Божия, т.е. Православие – правильно славить Господа. Речь идёт не о катехизации, не о книжном познании – о прославлении.

Русское слово «Православие» это, прежде всего, душевная доброта и любовь. Любить добро – главное для истинного православного. Такое отношение к вере идёт из глубины русского национального сознания, согласно которому человек по природе добр, а зло в мире – отклонение от нормы. Ещё в древних русских воззрениях отчётливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и лада.[2]

Новый мощный всплеск интереса к деятельности Русской православной церкви был вызван празднованием 1000-летия крещения Руси (в 1988 г.). Это привело к тому, что атеистическая пропаганда практически исчезла со страниц газет и журналов, из эфира. Её место заполнили положительные публикации о религии. В общеполитической печати началось активное переосмысление роли церкви в обществе, в русской культуре, истории, подчёркивался патриотический характер православия. Стали появляться религиозные издания различных конфессий, освещавшие жизнь церковных заведений, общин.[3]

Со временем сформировалась достаточно широкая система религиозной печати, которая включала в себя издания разных уровней, типов и направлений. Церковная пресса типологизировалась, стараясь сегментировать свою аудиторию на возрастные, социальные группы.[4] Так, например, появились православные издания для молодёжи. Мы считаем важным уделить особое внимание именно им. Следует напомнить, что прошедший 2009 год указом Президента РФ официально был объявлен «Годом молодёжи». Тема молодёжной православной прессы слабо развита, и мало представлена в научных источниках, считаем важным начать разработки именно в этой сфере, и постараться внести свой посильный вклад.

Время не стоит на месте. И возможно, те молодёжные православные журналы, которые мы читаем сегодня, завтра могут исчезнуть, и о них не узнают наши дети, внуки и правнуки. А ведь это яркая страничка нашей истории. Уже четыре года, например, существует уникальный православный молодёжный журнал «Наследник», который помогает молодёжи отличать истинные ценности от мнимых. Он значительно отличается от многих современных молодёжных журналов и по содержанию, и по оформлению. Такого рода издания, практически, не попадают в поле зрения современных исследователей журналистики. Мы решили восполнить этот пробел, и изучить на примере журнала «Наследник» особенности современной молодёжной православной прессы.

Объект исследования: современная отечественная молодежная православная пресса.

Предмет исследования: журнал «Наследник», как представитель современной молодёжной православной прессы

Цель исследования: изучить и обобщить особенности функционирования молодежной православной прессы на примере молодёжного журнала «Наследник», рассмотреть этапы развития журнала с 2005 по 2009 гг. т.е. за весь период его существования. Найти существенные изменения, произошедшие за эти годы, проанализировать их и систематизировать.

Задачи, вытекающие из данной цели:

- определить место православных изданий в системе отечественной   периодической печати;

- проанализировать роль молодёжных православных изданий в системе православной прессы;

- исследовать миссию, концепции, содержательные, жанровые и оформительские характеристики журнала «Наследник»;

- проанализировать изменения, произошедшие в содержании и оформлении журнала за четыре года.

Степень разработанности проблемы. Сегодня тема православной прессы по-прежнему остаётся очень «молодой» и слабо разработанной. Так, например, в Российской Государственной библиотеке, в электронном каталоге  в системе поиска сначала введём отрасль «педагогика» - по нашему запросу найдено 500 диссертаций, а по теме «православная пресса» - только 2 работы! Это показывает, что данная тема находится на начальной стадии изучения. Найденные нами диссертации - работы Т.Н. Ивановой «Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура». (М., 2003) и О.В. Бакиной «Современная православная журналистика: Опыт региональных СМИ» (СПб., 2001). Авторы этих работ внесли существенный вклад в развитие данной темы. Кроме них, следует отметить работу Л.В. Кашинской «Печать русской православной церкви» (М., 1996) и Н.А. Костиковой «Типологические характеристики православной печати» (М., 1996). Это интересные содержательные исследования – заметное явление в истории отечественной журналистики. Что же касается учебников по этой тематике, то здесь ситуация совсем плачевная. Пруцкова А.С., преподаватель  Российского православного университета им. св. Иоанна Богослова, (Москва), пишет: «Даже прилежный студент после изучения истории русской журналистики никогда не узнает, что почти 25% газет и журналов, издававшихся в Российской империи до 1917 года, были конфессиональными. Сегодняшние учебники по истории журналистики ограничивают нашу дореволюционную религиозную прессу православными «Епархиальными ведомостями» и «Приходскими листками»[5].

В качестве литературы, каким-то образом затрагивающей религиозную печать, можно назвать книги: А.А. Грабельникова «Работа журналиста в прессе» (М., 2007), «Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы» (М., 2000), «Типология периодической печати» под ред. Шкондина М.В. (М., 2009), «Средства массовой информации России» под. ред. Я.Н. Засурского (М., 2008). Чтобы восполнить недостаток в информации по религиозным СМИ, нам пришлось обратиться к Интернет-источникам.

Новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка обобщить прошлое, настоящее и будущее православного молодёжного журнала  «Наследник».

Теоретической базой исследования послужили: книги по теории и истории журналистики Е.П. Прохорова, Р.П. Овсепяна; по периодической печати и её типологии А.А. Грабельникова «Работа журналиста в прессе» (М., 2007), «Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы» (М., 2000), «Типология периодической печати» под ред. Шкондина М.В (М., 2009), «Средства массовой информации России» под. ред. Я.Н. Засурского (М., 2008); по православной прессе труды Л. В. Кашинской «Печать русской православной церкви» (М., 1996), Н.А. Костиковой «Типологические характеристики православной печати» (М., 1996), «Православная энциклопедия» под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (М., 2000). Кандидатские диссертации О.В. Бакиной «Современная православная журналистика России» (СПб., 2001), и Т.Н. Ивановой «Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура» (М., 2003)

Эмпирическая база исследования складывается из заметок и статей в периодических изданиях и сети Интернет. В ходе исследования автором дипломной работы были изучены материалы архивов журнала «Наследник» с 2005 по 2009 годы.

Работа была бы невозможна, без применения следующих Интернет-источников: каталога православных ресурсов: http://www.hristianstvo.ru/,

базы православных ссылок: http://www.spasi.ru/refer/, главного сайт журнала «Наследник» http://naslednick.ru/, клуба «Журнала Наследник»: http://vkontakte.ru/club779497, живого журнала о. Максима Первозванского главного редактора журнала Наследник: http://pervozvansky.livejournal.com/,

Православной энциклопедии: http://drevo.pravbeseda.ru/, и крупных православных сайтов: http://www.pravmir.ru/, Кураев.Ru, «Русская линия», «Православное Христианство.Ru», «Православие и современность», «Радонеж», «Седмица.Ru» и «Православие и мир».

Кроме того, на протяжении работы над дипломным сочинением автор имел возможность использовать метод включенного анализа, так как активно посещал редакционные советы, участвовал в создании текущих номеров, выполнял редакционные задания и выступал в качестве внештатного автора журнала «Наследник».

Практическое значение исследования. Данная работа может использоваться в качестве учебного материала на факультетах журналистики в православных высших учебных заведениях (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российский православный университет Святого Иоанна Богослова, и др.). Возможно, заинтересует тех, кто занимается исследованием православной прессы.

Структура дипломной работы определена её целью и задачами, а так же логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Из дипломной работы Аникеевой Виктории Викторовны ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ (на примере журнала «Наследник»)

 

Продолжение здесь



[1] Энциклопедический словарь «Святая Русь»: http://rus-sky.com/rc/

[2] Иванова Т.Н. Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура. Канд. дис. М.: 2003. – с. 3

[3] Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. – М.: РИП-холдинг, 2005. – с. 41

[4] Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. – М.: РИП-холдитнг, 2005. – с. 59

[5] http://www.journalist-virt.ru/

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru