Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Конкурс "Наследника"

Место православной прессы в системе отечественной периодической печати


В начале нашей работы рассмотрим термины и основные даты. Креще?ние Руси?[1] — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году  и считать началом официальной истории Русской Церкви.

Впервые юбилей события официально праздновался в Российской империи в 1888 году. «Летопись церковных событий» епископа Арсения (Иващенко) упоминает открытие 15 июля того года благотворительных заведений для приюта старых и калек. Центром торжеств был Киев; присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев.

В русском зарубежье отмечалось 950-летие Крещения Руси. 1000-летие крещения отмечалось также и в СССР как внутрицерковный юбилей; основные торжества проходили в Москве 12 июня 1988 года в Даниловом монастыре.[2]

1020-летие праздновалось в Киеве с 10 по 19 июля 2008 года на церковном и государственном уровнях. В торжествах приняли участие Патриарх Константинопольский Варфоломей I и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 2008 года «День крещения Киевской Руси — Украины» объявлен государственным праздником Украины. Юбилей также праздновался 23—25 октября 2008 года в Белоруси; торжества возглавил Патриарх Московский Алексий II.

Этапы развития православной прессы.

Чтобы говорить о современной православной прессе, необходимо вернуться к истокам, и ознакомиться с основными этапами её развития. Рассмотрим их. В этом разделе мы опирались на материалы православной энциклопедии. [3]

До 1917 г. перед церковной периодической печатью ставились преимущественно информационные и духовно-просветительские задачи. Редакторами и сотрудниками церковных изданий в этот период были, как правило, представители духовенства.

Первоначально церковные журналы издавались при духовно-учебных заведениях. («Христианское чтение», СПбДА и др.). В них размещались святоотеческие творения, богословские, исторические и др. статьи, хроника академической жизни, иногда отклики на последние события в России и в мире. Редакторами и авторами в  основном были преподаватели духовных академий и семинарий. Правительственные распоряжения по духовному ведомству с 1858 г. публиковались в журнале «Духовная беседа», издававшемся при СПбДС, с 1875 г. – в журнале «Церковный вестник» при СПбДА. В 1888 г. появился отдельный печатный орган Святейшего Синода – журнал «Церковные ведомости», состоявший из официальной части и прибавлений.

Особым явлением в церковной прессе стали «Епархиальные ведомости», начавшие выходить в 60-х гг. XIX в. и охватившие почти все регионы. В состав редакций входили представители духовно-учебных заведений, духовенства епархиальных городов. Епархиальные издания выходили по единому образцу и обычно состояли из официальной и неофициальной частей. В официальной публиковались манифесты, указы императора, определения Синода, распоряжения епархиального начальства и др.; в неофициальной – проповеди, хроника, исторические, краеведческие и др. статьи, биографии, некрологи, библиографические справки. Отчасти программа и структура епархиальных ведомостей были заимствованы у светских региональных изданий –  ведомостей.

Переходя ко 2-й половине XIX в. следует отметить, что появились духовно-просветительские журналы, выходившие по частной инициативе священников и мирян, которые поставили целью донести позицию Церкви до широкой аудитории. Здесь печатались статьи популярного характера, проповеди, жития святых, письма и воспоминания церковных деятелей, освещались текущие события, связанные с Церковью. Некоторые из изданий («Душеполезное чтение», «Православное обозрение», «Странник» и др.) по популярности конкурировали с ведущими светскими. С 1885 г. стал выходить 1-й церковный массовый иллюстрированный журнал «Русский паломник».[4]

С конца XIX в. издавались популярные православные газеты и журналы для народа. В них публиковались отрывки проповедей, пояснения к молитвам и богослужению, жития святых. В 1879 г. послушник Троице-Сергиевой лавры Николай Рождественский (впоследствии архиепископ Никон) основал издание «Троицких листков», которые представляли собой маленькие брошюры, продавались по 1к. или раздавались бесплатно. По образцу «Троицких листков» печатались «Киевские листки» (с 1884 г.), «Почаевские листки» при «Волынских епархиальных ведомостях» (с 1886 г.) и др. В 1900 г. архимандрит Никон (Рождественский) был удостоен Макариевской премии за издание «Троицких листков». Некоторые православные издания для народа, созданные в начале XX в. по частной инициативе духовенства, были ориентированы на борьбу с пьянством. В 1913 г. для объединения и планомерного развития издательской деятельности Церкви (в т. ч. периодических изданий) был создан Издательский совет при Святейшем Синоде, в 1913-1916 гг. его возглавил архиепископ Никон.

До 1917 г. существовало не менее 640 православных журналов и газет. Абсолютное большинство из них было закрыто после Октябрьской революции. Лишь в немногих регионах страны (в основном там, где власть ещё не принадлежала большевикам)  до окончания гражданской войны продолжали выходить местные епархиальные издания. В 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) получил разрешение на выпуск официального органа РПЦ «Журнала Московской Патриархии» и стал его издателем и главным редактором. Журнал выходил в 1931-1935 гг. и с 1943 г. и долгие годы был единственным периодическим церковным изданием в РСФСР. С 1960 г. печатался альманах «Богословские труды» - единственное научное церковное издание.

В 70-80 гг. XX в. в самиздате выходили нелегальные православные издания: журналы «Вече» В.Н. Осипова, «Московский сборник» Л.И. Бородина, «Мария» Т.М. Горичевой, «Надежда» З.А. Крахмальниковой, «Община», «Выбор» и др.

Развитие российской церковной журналистики после 1917 г. продолжилось за границей, где духовные журналы стали средством единения эмигрантов. Русские культурно–религиозные центры, созданные за границей вели активную издательскую деятельность. В 20-30 гг. XX в. там выходило несколько десятков религиозных изданий, в которых сотрудничали русские философы, богословы, публицисты.

С конца 80-х гг. ХХ в. началось возрождение церковной журналистики в СССР. В новых условиях церковные СМИ стали ориентироваться не только на духовное просвещение, но и на катехизацию, миссионерскую деятельность, диалог со светской аудиторией на доступном ей языке, борьбу с враждебной Церкви идеологией и т.д.

Принятый в 1990 г. закон «О свободе совести и религиозных организациях»[5] дал юридические основания для расширения церковной деятельности, в т.ч. в области распространения информации. В 1994 г. вместо действовавшего ранее Издательского отдела Московского Патриархата (МП) был создан издательский совет МП, который стал отвечать за информационную политику Церкви, обеспечивать подготовку кадров, координировать деятельность православных издательств и журналистов.[6]  Председателями совета были архимандрит Даниил (Воронин) (1994-1995 гг.), Бронницкий епископ Тихон (Емельянов) (1995-2000), протоиерей В. Силовьев. (с 2000 г.)[7]

С начала 90-х гг. XX в. велась профессиональная подготовка в области церковной журналистики, которая складывалась как особая специализация внутри журналистики. Церковные журналисты в начале этого периода представлявшие собой обособленную группу, постепенно стали неотъемлемой частью журналистского сообщества России. С 1991-1995 гг. на факультете журналистики МГУ им М.В. Ломоносова была введена специализация «церковная журналистика».

В 1996 г. на базе издательства МП был создан Институт церковной журналистики и издательского дела во главе с епископом Тихоном. Был введён 2-х годичный цикл обучения, занятия устраивались по вечерам и в выходные дни, практику студенты проходили в «Журнале Московской Патриархии» и газете «Московский церковный вестник». В 1998 г. институт был преобразован в отделение церковной журналистики при филологическом факультете Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова. Отделение возглавляли епископ Тихон (1998-2000 гг.), священник В. Вигилянский (2001-2003 гг.) Г.В. Прутцков (2003-2005 гг.), А.С. Георгиевский (с 2005 г.)

В 1990-2000 гг. сформировалась система православных СМИ. В 1990 г. было зарегистрировано 12 православных периодических изданий, к концу 2006 г. количество изданий различных учреждений РПЦ составило 200 наименований, частных – 193. К центральным печатным органам РПЦ относятся: «Журнал Московской Патриархии» и газета «Церковный вестник», которая начала выходить в 1989 г. под названием «Московский церковный вестник». С конца 80-х гг. XX в. возрождаются епархиальные периодические издания (в основном газеты), журналы при духовных школах, выходит богословская, церковно-общественная, миссионерская, катехизаторская и др. периодика.

Так же следует отметить активное развитие православной прессы в интернете. Рассмотрим основные православные порталы и наиболее часто посещаемые православные сайты.

 «Православие.ру»[8] - публикует новости и комментарии, исторические материалы, проповеди, еженедельные обзоры прессы.  В рамках сайта действуют проекты «Поместные церкви», «Православный календарь». Интернет журнал «Православие и мир» (www.Pravmir.ru)[9] размещает на своих страницах различные статьи, авторские колонки, информацию о церковных праздниках, видеоролики с церковными песнопениями, фрагментами богослужений, сюжетами из телепередач. Сайт 2 раза входил в «народную десятку» главного российского конкурса сайтов «Премия Рунета». ЦНЦ «Православная энциклопедия» представлен в интернете информационным порталом «Седмица.ру».[10]

Проводятся фестивали, конференции православных СМИ в рамках Рождественских образовательных чтений, традиционно работает секция, посвящённая актуальным проблемам православной журналистики. В разные годы проходил ряд фестивалей «Православие на телевидении и радиовещании» (1995–2007 гг.), «Православие и СМИ» (2002–2008 гг.), фестиваль православных кино-, теле- и радиопрограмм «Радонеж» (2003-2008 гг.), фестиваль «Вера и Слово» (2004; 2006; 2008 гг.), выставка-форум «Православная Русь» (2006; 2007; 2008; 2009 гг). Межрегиональный фестиваль православных кино и видео программ «Свет, побеждающий тьму» (2007 г.), фестиваль православной прессы Юга России «Свет веры» (2007 г.), фестиваль духовно-патриотических программ «Возрождение», Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча», посвящённый памяти Святейшего Патриарха Алексия II; Московский православный студенческий форум «Вера и дело» (2009 г.); Международный фестиваль православного кино и СМИ «Покров» и др.  

Начали появляться профессиональные журналистские объединения. [11] В 2001 г. была создана Гильдия религиозной журналистики Медиасоюза. В 2002 г. на секции православной журналистики «11 Рождественских чтений» был основан клуб православных журналистов, объединивший главных редакторов и ведущих журналистов основных православных СМИ.

Среди проблем, связанных с церковной журналистикой, выделяется вопрос о профессионализме. Многие издания занимаются преимущественно перепечаткой ранее опубликованных в других СМИ материалов, слабо освещают актуальные проблемы, на начальном этапе развития находится православное телевещание. Ряд изданий, называющих себя православными, выпускаются раскольническими или сектантскими группами, на их страницах постоянно критикуется позиция РПЦ. Насущным для печатных СМИ остаётся вопрос распространения изданий.

Новейшая история религиозной печати России ведет свой отсчет с 1990 г., когда был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Тогда впервые после 1917 г. религиозные организации получили права юридических лиц, возможность самостоятельно заниматься издательской деятельностью, а также вести независимую от государства информационную политику. С тех пор сформировалась достаточно широкая система религиозной периодики, которая включает в себя издания разных уровней, типов и направлений.

Как мы упоминали ранее, религиозная тематика в отечественных СМИ получила развитие в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси.[12] В общеполитической печати, передачах радио и телевидения шло переосмысление роли церкви в обществе, в русской культуре, истории, подчеркивался ее патриотический характер. У аудитории воспитывалась терпимость, толерантность к убеждениям верующих людей. Религиозные публикации подавались в СМИ еще и как средство от бездуховности, поразившей общество. Все это привело к полному исчезновению атеистических материалов, характерных для бывшей партийно-советской печати. Религиозная же тематика, наоборот, выйдя за рамки отдельных рубрик на полосах общеполитических газет, воплотилась в многочисленные периодические издания.

Религиозную печать трудно назвать массовой. Она издается небольшими тиражами, распространяется в основном среди верующих. Большинство религиозных изданий уже имеет устойчивый круг читателей, постепенно расширяющийся.

Самую многочисленную группу изданий имеет христианская периодика. Она выделяется и по количеству изданий, и по разнообразию газет и журналов: значительное место в ней занимает православная печать, выходят издания католиков восточного и западного обрядов, евангельских христиан-баптистов, адвентистов и др.

Помимо церковных периодических изданий, учредителями и издателями которых является та или иная церковная организация (епархии, отдельные храмы, общины, братства), газеты и журналы религиозного содержания издают различные общественные организации, политические партии и движения, частные лица. Большинство этих изданий развивает православные идеи, но есть издания общехристианского, экуменического характера.

Особое место занимает печать Русской Православной Церкви. В ее становлении и развитии используется богатый опыт издательской деятельности РПЦ XIX в. Конечно, речь не идет и не может идти о полном возрождении церковной периодической печати тех лет. Изменились условия жизни, выросли поколения людей, воспитанных в иных традициях, да и положение Русской Православной Церкви коренным образом отличается от того, какое она занимала до революции, имея статус государственной.

Изменились и цели церковной периодики. Если в дореволюционной православной России церковная печать ставила перед собой цель соединения богословия и мирской жизни, углубления православного миропонимания, наставления уже воцерквленных людей, то в современных условиях Русской Православной Церкви через свою периодическую печать приходится решать другие задачи. Главными среди них являются миссионерская, катехизаторская и духовно-просветительская деятельность, приобщение людей к вере и возвращение их в лоно церкви.

Однако богатый опыт церковной журналистики прошлого не остается неиспользованным. Это касается, прежде всего, формирования структуры периодической печати Русской Православной Церкви.

Следует отметить, что развитие периодической печати тех или иных конфессий во многом определяется положением и официальным статусом соответствующей церкви в государстве и обществе. В этом отношении Русская Православная Церковь, хотя и не является государственной, все-таки обладает несомненным преимуществом перед другими российскими церковными организациями.

Россия является признанным во всем мире центром православия, где год от года укрепляются позиции Русской Православной Церкви во главе с Патриархом и управляющей структурой в лице Московского Патриархата. Четко структурирована и вся система РПЦ, которую составляют епархии, приходы, монастыри, духовные образовательные учреждения. На епархиальном собрании, посвященном итогам деятельности РПЦ  ещё в 1998 г. указывается, что «в настоящее время в состав РПЦ входят 127 епархий, более 19 тыс. приходов, 478 монастырей, 87 монастырских подворий. Большая часть из них находится в России, другие — на территории СНГ и дальнего зарубежья. В эту систему входят и подчиняются установленным правилам многочисленные православные братства, общины, другие объединения верующих».[13]

В соответствии с такой организационной структурой в основном происходит развитие и церковной печати. Она в какой-то степени сохраняет иерархический принцип. Но общие тенденции развития современной системы СМИ России не миновали и церковную печать. Некоторые епархиальные и даже приходские издания расширяют свою тематику, обращаясь к общецерковным проблемам, информируют о жизни других епархий и приходов, заявляя о себе как о всероссийских изданиях. Примером издания такого типа может служить газета «Православная Москва», которая выходит, как и многие другие православные издания, «по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II».[14] В начале 90-х гг. эта газета представляла собой двух - четырехполосное издание прихода Никольской церкви в Зеленограде (Московская обл.). В настоящее время газета вышла на всероссийский уровень, распространяется по подписке и в розницу и по охвату аудитории, а также по географии распространения является одним из самых массовых церковных изданий. Достаточно сказать, что «Православная Москва» имеет свои корреспондентские пункты во всех епархиях на территории России и за ее пределами .

Массовым церковным изданием можно назвать и другую газету — «Радонеж», учредителем которой является православное общество «Радонеж». Не являясь официальным изданием РПЦ, эта газета публикует официальные документы церкви, ведет полемику с другими изданиями и общественными структурами, отстаивая позиции Московского Патриархата, занимается проблемами общецерковной жизни, заменив в этом качестве газету «Московский церковный вестник», которая, претендуя на роль массовой всероссийской газеты, этого уровня пока не достигла.

Вместе с тем, Московский Патриархат имеет собственные официальные издания: издательский отдел издает официальный орган Русской Православной Церкви — ежемесячный «Журнал Московской Патриархии»[15], а также информационный ежемесячник «Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии», возобновился выпуск газеты Московской Патриархии «Московский церковный вестник». Они адресуются, прежде всего, священнослужителям, но стараются привлечь внимание и более широкой аудитории. Еще одно ежемесячное издание Московской Патриархии — цветной иллюстрированный журнал «Православное чтение» — ставит перед собой задачи духовного воспитания. В нем публикуются материалы духовно-назидательного характера и фрагменты из святоотеческих творений. Этот журнал рассчитан в основном на читателей, уже приобщившихся к вере, готовых к совместному размышлению о смысле бытия и поисках путей спасения, которые они находят в православии.

Занимаются издательской деятельностью, в том числе и выпуском периодических изданий, различные отделы Московского Патриархата. Отдел внешних церковных сношений выпускает «Информационный бюллетень отдел внешних церковных связей» и ежеквартальный журнал «Церковь и время», в котором публикуются материалы по богословским, философским и общественным проблемам. Под духовным попечительством отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата издается ежемесячный иллюстрированный журнал для семейного чтения «Православная беседа».[16]

Среди православной периодики немало теоретических изданий, призванных повышать уровень богословской культуры и образования самих священнослужителей, помочь им в работе. Этими проблемами занимается ежегодник «Богословские труды», где печатаются материалы по вопросам догматического и нравственного богословия, церковной истории, литургии, церковного искусства и т.д. К группе теоретических церковных изданий относится старейший ежемесячный богословский журнал «Христианское чтение» Санкт-Петербургской Духовной академии. Он начал выходить еще в первой четверти XIX в. и был возобновлен в 1991 г.

Выпуском теоретических православных изданий занимаются не только церковные организации. Православный богословский журнал «Альфа и Омега» издается Обществом для распространения Священного Писания в России; Северо-Западная Библейская комиссия с 1990 г. выпускает «Известия Библейских комиссий», которые выходят под грифом «Духовное просвещение», а Независимое историко-богословское общество выпускает «Журнал историко-богословского общества», цель которого — «предоставить людям, занимающимся изучением Священного Писания и святоотеческих творений, церковной истории и других направлений богословской мысли, возможность творческого обмена информацией, проведения совместных обсуждений и сотрудничества по взаимоинтересующим проблемам.[17]

Группу церковных изданий теоретического характера дополняют журналы, тематически приближенные к реальным нуждам священнослужителей, работающих в приходах, а также учащихся Духовных академий и семинарий. К ним относится ежеквартальный студенческий православный журнал Московской Духовной академии и семинарии «Встреча», журнал воспитанников Сергиево-Троицкой семинарии «Русский пастырь» с подзаголовком «Журнал для пастырей, диаконов и псаломщиков» и др .

В начале 90-х гг. возобновила свою деятельность епархиальная печать. Во многих епархиях выходит по нескольку изданий, учредителями которых выступают епархиальные управления. Одно из них, как правило, является официальным органом управления и соответственно публикует центральный и местный официоз, материалы из истории церкви, проповеди, святоотеческие и богословские произведения, материалы, посвященные истории и традициям православия.

Среди епархиальной периодики доминируют газетные издания. Однако в митрополиях и крупных епархиальных управлениях издаются журналы, что дает возможность более эффективно вести широкую информационную, просветительскую и катехизаторскую работу. Такое сочетание целевых задач характерно практически для всех епархиальных журналов и определяет их типологическую группу официальных многопрофильных изданий. Этой модели придерживаются «Воронежский епархиальный вестник», «Тверские епархиальные ведомости», «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» и другие журналы. Ориентируясь в основном на священнослужителей и воцерквленных читателей, постоянных прихожан храмов, эти издания адресуются и широкой аудитории, публикуя материалы из истории религии и церкви, рассуждая по общечеловеческим проблемам, связывая их с возрождением религиозного самосознания современного общества.

Принцип многофункциональности в какой-то степени характерен для всех епархиальных изданий, в том числе и для газет; хотя они ограничены объемом, все-таки большинство из них, помимо информационных, выполняют задачи духовного просвещения и воспитания. По этой схеме работают костромская епархиальная газета «Благовест», ставропольская епархиальная газета «Ставропольский благовест», газета Краснодарского Епархиального управления «Православный голос Кубани», «Майкопский церковный вестник», «Курские епархиальные ведомости», «Благодатные лучи» — вестник Псковской епархии, «Астраханский православный собеседник», «Церковный вестник Ростовской Епархии» и «Церковные ведомости» Ростовской-на-Дону епархии РПЦ, «Юг Православный» Свято-Никольского прихода г. Таганрога и многие другие. Они развивают общие для всех газет подобного типа проблемно-тематические направления: публикуют официальную хронику из жизни Московского Патриархата и местной епархии, отрывки из святоотеческих трудов, материалы о чудотворных иконах и святынях края, духовные поучения, проповеди, молитвы и т.п.

Таким образом, официальные епархиальные газеты и журналы составляют единую типологическую группу, которую можно обозначить как информационные, духовно-просветительские издания. При этом каждое из них разрабатывает свои рубрики, ищет новые подходы к традиционным темам и проблемам, выбирает собственные приоритетные направления. «Ярославские епархиальные ведомости», например, основное внимание уделяют духовному просвещению через святоотеческое наследие; катехизация, проповеди, молитвы, проблемы внутрицерковной жизни — приоритетные темы псковских «Благодатных лучей» .

Церковная периодика не ограничивается официальными изданиями Московского Патриархата и епархиальных управлений. Активно развивается приходская и обительская печать, издают свои газеты и журналы различные православные братства и общины; некоторые епархии наряду с официальными выпускают издания, которые они учреждают совместно с различными общественными организациями и частными лицами. Их информационно-тематическая модель во многом отличается от официальных церковных изданий. Здесь нет обязательного официоза, поэтому приоритетными становятся вопросы духовного просвещения и религиозного воспитания. Среди них есть и красочные иллюстрированные журналы, как «Даниловский благовестник» — издание Московского Свято-Данилова монастыря или «Троицкий благовестник» — журнал Троице-Сергиевой Лавры, но большинство представляет собой малоформатные издания, выход которых, хотя они тоже придерживаются определенной периодичности, приурочен к знаменательным датам церковной жизни. Среди них можно выделить религиозно-нравственный журнал «Кормчий» — издание Храма Спаса Преображения (Москва-Тушино), «Свет Православия» — издание Макариев-Решемской обители (Ивановская обл.), газету «Православное слово», издаваемую Нижегородским братством во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, «Обитель» — Православный Собеседник Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни и многие другие.

Часть духовно-просветительских изданий предназначена для семейного чтения. Это, прежде всего, журнал «Православная беседа». Он имеет постоянные рубрики, которые помогают читателям разных поколений определить свой круг чтения: «Верую», «Домашняя церковь», «Светильники Вселенной», «Воскресная школа», «Государство и церковь» и др. Для детей «Православная беседа» дает специальный «журнал в журнале» — «Зернышко». «Для семейного чтения» предназначены и некоторые епархиальные и обительские газеты.

Отличительной особенностью «семейных» изданий является то, что их тематика разрабатывается с учетом интересов всех членов семьи. В материалах, как правило, нет прямой назидательности, прямых поучений, они рассчитаны именно на неспешное семейное чтение, на то, чтобы читатели постепенно приобщались к православной вере и учились воспринимать ее как естественную потребность своей духовной жизни.

Другой разновидностью духовно-просветительских изданий являются газеты и журналы, предназначенные для воскресного чтения. Эти издания занимали большое место в дореволюционной духовной периодике и относились к категории народных журналов, ориентированных на все социальные группы читателей. Сейчас такой тип изданий с душеполезным воскресным чтением развивается менее активно и очень близок изданиям «Для семейного чтения». Одно из них — цветной иллюстрированный журнал «Воскресный день» — на русском и английском языках издает в Мурманске православное братство св. Кирилла и Мефодия. В нем есть постоянные рубрики: «Евангелие», «Инославие», «Сокровищница» (святоотеческие тексты), «Созерцание» (духовные наставления), рассчитанные на взрослую аудиторию; другие — «Воспитание», «Воскресная школа», «Детям» — посвящены подрастающему поколению; есть и общие разделы, как, например, «Встречи и знакомства», где православные священники рассказывают о своем жизненном пути и высказывают мнения по самым разным общественным и общечеловеческим проблемам.

Систему православной печати представляют не только церковные газеты и журналы различного уровня и типа. Множество православных изданий выпускаются совместными усилиями церковных, общественных, иногда государственных организаций и частных лиц. Среди этих изданий есть и такие, которые много внимания уделяют не только духовным, но и общественным, политическим проблемам. Это дает основание классифицировать их как религиозно-общественные и религиозно-политические издания.[18]

Религиозно-общественный тип издания представляет информационно-аналитический вестник «Церковь и общество», который выпускает Общественный Совет по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата при содействии ИТАР-ТАСС. Его рубрики «Государство и церковь», «Многоконфессиональная Россия», «Возрождение», «Мученики и исповедники Святой Руси» и др. полностью отвечают назначению журнала — соединению православия и общественной жизни.

К этому же типу религиозно-общественных изданий можно отнести газеты «Радонеж» и «Православная Москва», «Николо-Угрешский вестник», который выпускает Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь и Общественный Комитет возрождения Николо-Угрешского монастыря, газету «Лампада» храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино, «Мирянин» — издание православного братства св. Иоанна Богослова, «Православный Санкт-Петербург», монастыpскую пpавославную газету "Ковчег" и «Православный Тимашевск», выходящие в свет в Тимашевске, газету «Православная Кубань», учредителем которой является ЗАО «Диамант», газету «Православный Владикавказ» Северо-Осетинского Православного братства святого праведного Иоанна Кронштадского, журнал «Свято-Никольский духовный вестник» Свято-Никольского пpихода Ростовской-на-Дону Епаpхии и др.

В настоящее время такой тип религиозно-общественных изданий развивается активно и наряду с газетами и журналами духовно-просветительского направления играет все более значительную роль в православной периодической печати. Это свидетельствует о возрастающей роли Русской Православной Церкви в обществе, о том, что она готова обсуждать все самые острые проблемы общественной жизни.

Общероссийское общественное движение «Россия Православная» с 1997 г. издает еще одну религиозно-общественную газету «Десятина» с подзаголовком «Газета православных мирян». Как сообщает в рубрике «Колонка редактора» ее основатель и главный редактор А.И. Буркин, известный предприниматель и церковный деятель, «газета видит свою задачу в том, чтобы одолеть нравственную и духовную смуту на основе религиозного возрождения». Для этого, по мысли редактора, необходимо информационное пространство, выстроенное «по принципам церковного симфонического единства, соборного собрания». Газета «Десятина» претендует в дальнейшем на роль общенациональной православной общественно-политической газеты .

Весной 1998 г. в Москве появилось «Русское богатство» - газета Союза православных журналистов, цель которого – с помощью своих СМИ помочь защите и распространению православия. Характерная черта нового союза – объединение не работников церковных СМИ, а только светских журналистов.[19]

Другие религиозно-общественные издания ставят перед собой более скромные цели и, как правило, адресуются определенной аудитории, как это делает православная газета для военных «Благовест», которую издает Союз «За духовность армии и флота», или студенческая православная газета МГУ «Татьянин день» (хотя она тоже старается расширить круг читателей и уже наладила выпуск молодежного приложения в Санкт-Петербурге «Петр и Павел»).

Сложность современной политической жизни и неразрешенность многих общественных проблем вызвали появление еще одного, достаточно распространенного типа — религиозно-политических изданий, имеющих конкретную политическую направленность, как правило, монархическую. К такому типу изданий относится газета Тверской епархии «Православная Тверь». В редакционной статье ее главный редактор о. Александр (Шабашов) пишет: «...церковная печать может стать началом объединяющим, не только просветительским. Она должна нести своему народу братство, слабому — защиту, злому — грозу! ...Церковная печать — это место, где должна выступать русская национальная интеллигенция или то, что от нее осталось... церковная печать должна стать печатью, где будет звучать голос архипастыря, священника, иконописца, учителя, профессора, офицера, судьи и литератора».

Наряду с традиционными для церковного издания рубриками «Церковный календарь», «Проповедь», «Святоотеческое наследие», «Основы веры» в газете регулярно появляются и такие, как «Эсхатология» (освещение пророческой и апокалиптической литературы), «Православная мысль», под которой публикуются материалы с резкой критикой экуменический идеи, «Монархическая государственность» и т.п. «Православная Тверь» целенаправленно проводит мысль о монархии как единственном пути спасения российской государственности.

Стремление ряда церковных изданий стать объединяющим началом вокруг той или иной политической идеи в целом для церковной периодики — явление достаточно редкое. Она все-таки больше сосредоточена на проблемах духовного просвещения, веропроповедничества, нравственного воспитания и на внутрицерковных делах. Политическими проблемами больше занимаются издания различных религиозно-патриотических объединений, общественных движений, фондов, национально-патриотических союзов. Так, Общественный комитет в защиту Сербии и Черногории выпускает в Санкт-Петербурге религиозно-политическую газету «Сербия», общественно-патриотическое объединение «Русский национальный собор» — газету «Русский Собор» под девизом «Мы русские! С нами Бог!», Попечительский фонд иконы Казанской Божьей Матери — религиозно-политическую газету «Положение дел».

Патриотические идеи, связанные с национальным возрождением на основе православия, развивает и одна из самых крупных религиозно-политических газет «Русь державная», которая выходит под грифом «Православная народная газета» и издается при участии Русского национального банка. Все религиозно-политические издания адресуются широкому кругу не только верующих, но и всех политически активных читателей .

Религиозные организации не оставляют без внимания и детскую аудиторию. Московский Патриархат выпускает ежемесячный журнал «Пчелка». Уфимское епархиальное управление уже несколько лет издает красочный литературно-художественный журнал для детей «Купель», православная община Храма св. бессребреников Косьмы и Дамиана в Шубине — цветной иллюстрированный журнал для дошкольников «С нами Бог». В Южном федеральном округе на территории Ростовской области один раз в месяц выходит в свет газета для детей «Свечечка» православной религиозной организации Прихода Свято-Георгиевского в с. Ряженое Матвеево-Курганского района. Занимаются изданием религиозных журналов для детей и общественные организации. Так, Российский детский фонд выпускает детский православный журнал «Божий мир».

Значительное место в системе православной периодики занимают литературно-художественные и философские журналы, которые издаются различными общественными организациями. По своей сути и содержанию это скорее религиозные, а не светские издания, так как здесь преобладают материалы религиозной направленности.

Идеи христианства развивает литературно-художественный, историко-краеведческий «Московский журнал». Это же направление является приоритетным в ежемесячном журнале художественной литературы и общественной мысли «Слово», который имеет специальную рубрику «Благовест», где публикуются материалы по церковной жизни. Больше половины объема занимают публикации на церковные и религиозные темы в литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Радонеж». Христианско-просветительское издательство «Аслан» совместно с христианским молодежным клубом «Осанна» выпускает литературный альманах «Свеча».

Целый ряд изданий занимается вопросами церковного искусства. Наиболее известные среди них — теоретический журнал «Хоругвь», выпускаемый Спасо-Андрониковым монастырем, и красочный иллюстрированный журнал «Храм», учрежденный Независимым фондом возрождения церковного искусства.

Религиозная печать постепенно формирует и расширяет свою аудиторию, предлагая читателям разнообразные издания в зависимости от возраста и интересов. С этой же целью создаются новые по видам и формам издания, в частности различные приложения (тематические вкладыши — «газета в газете», дайджесты, отдельные приложения.) Газета «Православный Санкт-Петербург» выпускает сразу две «газеты в газете». Одна из них — «Со-Весть» с подзаголовком «Сборник православных изданий» — является своего рода дайджестом, где публикуются наиболее интересные материалы других православных изданий — епархиальных, монастырских и т.п., которые не имеют выхода на широкую аудиторию. Другая «газета в газете» под названием «Горница» представляет собой «Собрание православных писателей» и публикует художественные произведения современных православных авторов и архивные материалы. С 1997 г. «Горница» стала выходить как самостоятельное издание. По мысли издателей, «Горница» в будущем станет аналогом «Литературной газеты» для тех авторов и читателей, которые видят в православии основу и суть русской культуры.

Несколько тематических вкладышей имеет и газета «Православная Москва»: «Миссионерское обозрение» с подзаголовком «Противосектантское издание», молодежное приложение «Лествица» и «Радуга» — «газета для детей и про детей».

Религиозная печать расширяет свою аудиторию и с помощью светской прессы. Некоторые светские издания выпускают специальные тематические приложения, посвященные вопросам религии. Например, газета «Первое сентября» имеет еженедельное приложение «Воскресная школа», которое адресуется «учащимся православных и светских школ, учителям, родителям и всем добрым людям». Как приложение к газете «Советская Россия» выходила «Русь православная», которая с 1998 г. стала самостоятельным изданием. Этот опыт развивает не только московская, но и региональная печать. В частности, «Амурская правда» с мая 1998 г. выпускает еженедельный религиозный вкладыш «Золотые купола» под грифом «Семейная православная газета». В «Слове к читателям» редакция сообщает, что свое издание адресует прежде всего людям неверующим, тем, «кто хотел бы узнать побольше о православии, о его истории, обычаях, обрядах и праздниках, о людях, посвятивших себя служению церкви».

Такого типа приложения, как правило, готовятся совместно с церковными организациями, представители которых входят в состав редакций, а нередко и возглавляют их. В издании газеты-приложения «Воскресная школа», например, деятельное участие принимает Православный Свято-Тихоновский Богословский институт.[20]

Газета-вкладыш «Золотые купола» выходит под духовным попечительством преосвященного Гавриила, епископа Благовещенского и Тындинского, а «Русь православная» издается с благословения ныне усопшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.

На Юге России подобный подход практикуют в основном районные газеты, выпускающие в свет тематические страницы, посвященные, главным образом, вопросам православия и (или) мусульманства.

Православную периодику представляют не только издания Pycской Православной Церкви и разделяющих ее позиции общественных организаций. Со своим словом к читателям обращается старейшая в России Русская Православная старообрядческая церковь. В 1991 г. она возобновила свое официальное теоретическое и духовно-просветительское издание — журнал «Церковь», другое же ее издание «Старообрядческий вестник» заявляет свой статус как всероссийской газеты, хотя имеет небольшой круг читателей-единоверцев . Система религиозной печати России продолжает развиваться, хотя основные типологические группы изданий уже в целом определились.

В данной дипломной работе, мы считаем важным попытаться найти ответ на вопрос «Чем отличается православная пресса от светской?». Ознакомимся с фрагментом интервью, которое подготовил корреспондент Алексей Филиппов. Выделим, пожалуй, только один вопрос, который журналист задал священнику Владимиру Вигилянскому[21]: «Скажите, следует ли отделять православную журналистику от просто журналистики?»

- «Да, они различаются. Обыкновенная журналистика ставит целью более или менее объективное отображение событий нашего времени. Православная журналистика - это нечто другое. Это род миссионерства. Кстати, на мой взгляд, объективной журналистики вовсе не существует, хотя устав Союза журналистов и призывает к ней стремиться. Определенная тенденциозность существует всегда, единственный вопрос - во имя чего. Если человек живет, что называется, "без царя в голове", то он тенденциозен в угоду своему эгоизму, в угоду самоутверждению. Еще чаще - и это не секрет - журналистика бывает окрашена партийными, идеологическими красками. Ульянов в свое время говорил, что писатель зависит от денежного мешка. Сегодня мы видим, как его слова воплощаются в реальность - применительно к журналистам тоже. Поэтому православный журналист отличается от своих собратьев по перу уже тем, что печется о славе Божьей. В этом смысле для неверующего читателя православный журналист пристрастен. Но эта пристрастность - высшего порядка: та истина, о которой он свидетельствует, - это Христос. Кроме того, журналистика - это вид творчества, а творчество по самой природе своей объективным быть не может».

И как продолжение мыслей Владимира Вигилянского хотелось бы процитировать слова, которые сказал Игумен Петр Мещеринов. Он обратил внимание на принципиальную разницу между светской и православной культурой: «православная культура основана на слове, передается через слово, тогда как светская культура сегодня в основном клиповая. Игумен Петр Мещеринов считает, что «освоив язык светской культуры, Церковь может использовать его в своей миссионерской работе»[22].

Возможно, так оно и будет, но вот интересно, что взаимодействие православных СМИ и светских – пока это проблема. Так считает архимандрит Иларий (Шишковский) и чаще всего проблема возникает в подаче материала: «Подавляющее большинство светских журналистов не разбираются в церковных вопросах, не владеют элементарной терминологией, следовательно, не способны адекватно реагировать на происходящие события в жизни Церкви. Это накладывает особую ответственность на православных журналистов, ведь от их профессионализма зависит, будет ли озвучено в обществе истинное положение вещей»[23].

Не менее интересным является мнение Вице-президент Медиа-Союза Елены Зелинской. Она считает, что главной проблемой светской журналистики является отсутствие чувства сопричастности и сопереживания: «Отсутствие регуляторов в светских СМИ привело к размыванию понятий добра и зла в нашем обществе. Необходимо отличать творчество от зарабатывания денег, а сегодня, к сожалению, СМИ превратились в хозяйственный объект. Вместе с этим хотелось бы отметить, что есть и положительные тенденции в современной журналистике, поэтому не стоит сгущать краски. Я уверена, что у наших коллег, как светских, так и церковных, есть хорошие перспективы для творческого роста»[24].

Автор дипломной работы считает, что, безусловно, в данном выказывании есть доля правды. Это можно подкрепить и мнением такого известного человека, как протоиерей Владимир Силовьев, который на данный момент является Председателем Издательского совета РПЦ. Он отметил, что «взаимодействие с читателем, слушателем или зрителем строится как акт «купли-продажи». Очевидно, что при этом практически полностью игнорируются не только духовные потребности человека, но и те реальные ценности, которые он исповедует»[25].

И всё же приятно отметить, что даже в таких столь нерадостных новостях, всё-таки присутствует доля позитива, ведь Елена Зелинская, искренне желает и светским и православным изданиям творческого роста. Рассуждая о той же проблеме взаимоотношения церковной и светской прессы, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата обозначил "открытость" как "норму взаимоотношения со светской прессой". Однако, по словам о. Всеволода, "если мы видим злонамеренную деятельность какого-либо СМИ, направленную против Церкви, то в ответ должны приниматься адекватные меры против очернителей"[26]. Такими мерами ответного воздействия могут быть - по нарастающей - "братская беседа, обращение на имя редакции, отказ данному СМИ или журналисту в аккредитации, обращение к общественности с требованием прекратить антицерковную деятельность конкретного СМИ или журналиста".

Итак, в поисках ответа на вопрос: «Чем отличается православная пресса от светской?» мы столкнулись с многообразием мнений, порой противоречивых, порой дополняющих друг друга. Автор данной дипломной работы считает, что из всего вышеперечисленного невозможно вывести какой-то один универсально правильный ответ. К тому же тяжело спорить, или даже комментировать мнения людей, которые достигли уже определённых высот: опыта, практики, мудрости, профессионализма. Поэтому задавая себе вопрос «Чем отличается православная пресса от светской?», автор данной дипломной работы счёл нужным представить несколько мнений, и в то же время предполагает, что, возможно, следует оставить этот вопрос открытым. Ведь, как известно, сколько людей - столько и мнений…

Ведь на первый взгляд вообще может показаться, что церковная и светская пресса несовместимы, и каждая из них  живёт своей обособленной «жизнью». И всё же, если мы решимся их совмещать, то нам очень пригодятся слова, сказанные Родионом Часовниковым, он как бы, подведя итог нашим размышлениям, сказал: «Нужно соблюсти некую грань: чтобы светскому читателю было интересно, а православному - не противно».[27]

А действительно, легко ли совместить православную и светскую журналистику? В данном случае правильнее было бы обратиться к реальным примерам из жизни журналистов. Своим личным опытом поделился диакон Святослав Шевченко: «Поднятая проблема вроде и кажется на беглый взгляд банальной, но, при ближайшем рассмотрении вырастает до архиактуальности.[28] Конечно же, этот вопрос лежит в сфере особой интимности, личного духовного опыта, но его цена, мне думается, в пределах спасения для вечной жизни. Поэтому есть необходимость коснуться этой темы.

Однажды, в то время, когда только делал первые шажочки в храме, священник спросил на исповеди: раскаиваюсь ли в грехах, совершённых по роду своей профессиональной деятельности. Для меня тогда это было открытием... До этого мыслил в режиме «православный журналист».  Масла в огонь подливала псевдоуникальность.  Шутка ли - быть единственным на всю область в этом профиле? Под епитрахилью тогда всё вернулось обратно - с головы на ноги.

Положение усугубляла специфика-рогатина - совмещение светской и церковной публицистики.  Отдельного православного издания в нашем регионе тогда ещё не было, выпускались лишь приложения, вкладыши православной направленности. Вот тогда я и оказался между Сциллой и Харибдой. Редактор областного еженедельника довлела: "Мне не нужен верующий, мне нужен журналист! У тебя все тексты пестрят архаизмами и церковнославянизмами!". А в епархиальном управлении меня в свою очередь громовержно низлагал архиерей: "Что ты пишешь? Ещё бы написал про прихожан, что они "тараканились в храм"".  Тогда согбенный под бременем ответственности я целиком погрузился в оттачивание слога. Ну, чтобы и вашим, и нашим… За этим делом слона-то и не приметил… 

Все, кто встаёт на стезю православного статейконаписательства, рано или поздно сталкиваются с проблемой фактурности материала. Ведь зачастую тематика публикаций в церковных СМИ чередуется, как день и ночь: освятили-благословили. Фразы притираются, превращаясь в набившие оскомину штампы. Каждый журналист по-своему подходит к этой проблеме, и перед ним встаёт дилемма. Либо «воду» лить, либо слова вить». 

А ведь действительно важно, на каком языке «говорит» редакция с читателем со страниц своего журнала. Во второй главе нашей дипломной работы будет исследоваться деятельность православного молодёжного журнала «Наследник»,  где рассматриваются особенности построения такого «диалога»: редакция – и невоцерковлённая аудитория.

 

Из дипломной работы Аникеевой Виктории Викторовны ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ (на примере журнала «Наследник»)

 

Продолжение здесь



[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/

[2] http://www.patriarchia.ru/

[3] Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. – с. 119.

[4] http://jmp.ru/

[5] http://www. Russian-orthodox-church.org.ru/

[6] http://www.patriarchia.ru/db/text/65971.html

[7] http://www.duhovnik.ru/main/authors

[8] http://www.pravoslavie.ru/

[9] http://www.pravmir.ru/

[10] http://www.sedmitza.ru/

[11] http://www.verav.ru/common/message.php?table=news&num=5280

[12]  Типология периодической печати / под. ред. Шкондина М.В. Учеб. пособие для студентов вузов. / М.: Аспект Пресс, 2009. – с. 88.

 

[13] Средства массовой информации России. /Под. ред. д. ф.н., проф. Засурского Я.Н. Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. с- 89.

[14] http://www.orthodoxmoscow.ru/A_21_22_08/arh_21_22_08.html

[15] http://www.jmp.ru/

[16] http://www.patriarchia.ru/

[17] Средства массовой информации России. Под. ред. д. ф.н., проф. Засурского Я.Н. Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. с- 26.

 

[18] Средства массовой информации России. Под. ред. д. ф.н., проф. Засурского Я.Н. Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. с- 93.

 

[19] http://www.pravoslavie.ru/sobytia/cpp/otkrytie.htm

[20] http://pstgu.ru/about_university/reports/2003_2004/print/

[21] http://www.pravoslavie.ru/guest/ovladimirvigilianskij.htm

[22] http://www.religare.ru/article34226.htm

[23] http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?action=fullinfo&r_type=article&id=13395

[24] http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?action=fullinfo&r_type=article&id=13395

[25] Там же

[26] http://www.pravoslavie.ru/sobytia/cpp/blag_zadachi.htm

[27] http://www.pravoslavie.ru

[28] http://community.livejournal.com/ortho_periodics/

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru