православный молодежный журнал |
Конкурс "Наследника"Место молодёжных православных изданий в системе православной прессы
Чтобы определить, какое место занимают молодёжные издания в системе православной прессы, необходимо рассмотреть типологическую структуру этой прессы[1]: Официальная церковная пресса: o газеты: § центральные («Московский церковный вестник»); § региональные (епархиальные) («Курские епархиальные ведомости», «Астраханский православный собеседник», «Уфимские епархиальные ведомости» и другие); § обительская печать (издания монастырей) («Слово утешения», «Даниловский благовестник», «Ковчег», «Саввинское слово» и другие»); § приходская печать («Глагол» (Коломна), «Очаковская церковно-приходская газета» (Москва), «Мироносица» (Санкт-Петербург), «Смоленский храм» (Смоленск) и другие); o журналы: § официальные («Журнал Московской Патриархии») § епархиальные («Церковный вестник» (Санкт–Петербург), «Православное слово», «Воронежские епархиальные ведомости», «Смоленские епархиальные ведомости») и другие; § для священников и служителей Церкви («Русский пастырь», «Встреча», «Петр и Павел» и другие); § богословские, академические, церковно-научные («Богословские труды», «Христианское чтение», «Православное обозрение» и другие); § издания РПЦ на иностранных языках для православных верующих за рубежом («Голос Православия», «Соборный листок», «Русский пастырь», «Церковное слово» и другие).
o газеты: § церковно–общественные («Николо-угрешский вестник», «Радонеж», «Православная газета для простых людей»; «Виноградная лоза»», «Град Китеж», «Православная Москва» и другие); § религиозно–политические («Русский Собор», «Положение дел», «Русь Державная» и другие); § региональные общественно-просветительские («Православный Санкт–Петербург», «Воронеж православный», «Запорожье православное», «Правило веры», «Православная Пермь» и другие); § для семейного чтения («Семейная православная газета», «Переславский ковчег», «Как жить», «Новый век» и другие)
§ духовно–просветительские («Православная беседа», «Глаголы жизни», «Русский дом» и другие); § издания братств, общин, объединений, частных лиц («Десятина», «Православная община», «Нескучный сад», «Кормчий», «Мирянин» и другие); § народные, для воскресного чтения («Православное чтение», «Благовест», «Духовный вестник» и другие); § для детей и юношества («Православная юношеская газета», «Чадушки», «Воскресная школа», «Пчелка», «Купель», «Благодатный отрок Варфоломей и другие); § для молодежи и студентов («Фома», «Татьянин день» и другие); § посвященные вопросам церковного искусства, истории, богословия («Храм», «Хоругвь», «Русь святая», «Православное книжное обозрение» и другие); § миссионерские издания («Миссионерское обозрение», «Во имя Христа», «Вера и жизнь» и другие); § для заключенных («Утоли мои печали», «На перепутье» и другие); § для православного воинства («Благовест», «Вера и мужество» и другие); Каталоги Для того чтобы найти интересующее нас издание, понадобится воспользоваться каталогом церковной прессы. Следует отметить, что ещё в 2002 году такой возможности не было, православные СМИ не были систематизированы, и поэтому создание такого каталога было только в проекте. Вот что пишет об этом Т.Н. Иванова в своей диссертации: «Состояние церковной прессы.[3] По количеству изданий мы превзошли дореволюционные показатели. В начале ХХ века по подсчетам библиографов было около 400 церковных периодических изданий - газет, журналов, листков. Сегодня у нас нет точных данных, до сих пор не выпущен общероссийский каталог церковной прессы…» И только в конце 2003 года редакция газеты «Церковный вестник» подготовила «Каталог православной прессы», в котором были описаны издания, имеющиеся в библиотеке Издательского Совета Русской Православной Церкви и в Синодальной библиотеке.[4] В дальнейшем, этому каталогу предстоит пройти ещё несколько редакций и быть неоднократно переизданным и дополненным. Ни для кого не секрет, что ежегодно проходят фестивали православных СМИ, на которых поднимаются актуальные проблемы православной журналистики и осуществляется поиск их решения. Так прошло заседание секции «Православная журналистика», которое состоялось 28 января 2004 г. в Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках XII Рождественских чтений[5]. Участники встречи обсудили широкий круг вопросов. Ведущий круглого стола – ответственный редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин рассказал о подготовке Фестиваля православных СМИ и, в частности, о планах учреждения Ассоциации православных журналистов. Создание этой Ассоциации было инициировано рядом епархиальных СМИ на XI Рождественских Чтениях в 2003 году, и эта инициатива получила благословение Святейшего Патриарха. «Мы не считаем необходимым соединяться с существующими профессиональными журналистскими союзами, которые решают свои корпоративные задачи, но мы будем с ними сотрудничать», – заявил С. Чапнин. Он сообщил также о вышедшем во втором издании Каталога православной прессы. Так как не сегодняшний день таких каталогов православной прессы стало несколько, считаем разумным ознакомиться с ними. Для начала перечислим их. Каталоги православной прессы:
(православное книжное обозрение);[6]
каталог с «большим замахом» именно про него сообщалось в новостях: «в России начинает работу первый он-лайн каталог православных СМИ»; [7] 3. каталог православной прессы (Церковный вестник);[8] 4. каталог православной прессы сети интернет;[9] 5. православные ссылки;[10] 6. православные СМИ «Древо»; (открытая православная энциклопедия)[11] Как видим, сегодня таких каталогов уже шесть, но ни один из них нельзя назвать идеальным. Назовём основные недоработки: · указаны не все электронные адреса, по которым можно попасть на сайт журнала; · электронные адреса просто перечислены, но не активны, по ним невозможно перейти на сайт печатного издания; · отсутствие системы поиска – это большой минус; · отсутствует системность, журналы и газеты идут вперемешку; · алфавитный порядок: присутствует, но при такой перегруженности изданий (334 наименования) наличие панели с алфавитом, является обязательным условием (от «А» до «Я», например нужен нам журнал «Наследник» нажимаем букву «Н» и нам выдаются все издания начинающиеся с этой буквы) · неэффективное использование пространства, всё смещено к левому краю, а справа остаётся большой кусок пустого «неиспользованного» пространства. · шрифт мелкий Назовём основные достижения: · наличие активных ссылок на сайте издания: а) работать стало комфортно, на сайт можно попасть не только нажимая на ссылку с электронным адресом, но и даже если мы наведём курсор на название издания, тоже сможем перейти на сайт; б) можно наводить курсор, как на ссылку, так и на картинку с изображением издания; · удобная система поиска не только прессы, но и всех православных СМИ; · присутствует системность, есть разбивка на группы (Общецерковные здания и издания синодальных учреждений; Газеты; Журналы; Радио, телевидение, интернет). Наверное, должно пройти много времени, прежде чем появиться каталог православной прессы, удобный во всех отношения, где будут учтены все предыдущие ошибки и пожелания пользователей. А пок, не существует такого каталога, в котором была бы выделена группа «православные молодёжные журналы», значит будем их искать «вручную», заглядывая в каждый каталог и читая в описании каждого журнала, относит он себя к группе молодёжных или нет.
Мы нашли шесть журналов, которые позиционируют себя, как молодёжные православные журналы: · «Мы в России и Зарубежье» - новый православный молодежный общественно-политический журнал (Москва). Он возник как возобновленное издание русского скаутского журнала "Мы". Журнал в основном посвящен осмыслению с православной точки зрения важных событий и проблем современности и отечественной истории. Его издатели пытаются понять, как можно быть православным христианином в гражданской, общественной, политической жизни. Аудитория данного журнала: преимущественно верующие молодые люди в России и Русском Зарубежье. Одна из задач - установить связи между российской и эмигрантской молодежью. В работе над "Мы в России и Зарубежье" участвуют студенты различных светских и православных вузов – МГИМО, МГУ, СПбГУ, ПСТГУ. К настоящему времени вышло уже три номера.[12] Тираж: 999 экз. (1 раз в два месяца). Ввозобновлён в 2005 г. · «Новый Ковчег» - молодежно-публицистический журнал (Белгород). Не позиционируется как нарочито церковное издание, и предназначен в основном для светской аудитории, прежде всего студенчества, однако издатели журнала не скрывают, что главной и единственной целью издания является попытка привить молодежи православное мировоззрение. Основными темами журнала становятся обзор современной музыки, кино, литературы, философии и всего остального, что не оставляет равнодушным думающую молодежь.[13] Дата основания: 2002 г. Тираж: 1000 экз. (1 раз в два месяца) · «Обретение» - православный молодежный журнал (Томск). Он стал плодом сотрудничества отдела по делам молодежи Томской епархии Русской Православной Церкви, факультета журналистики Томского государственного университета, преподавателей, учащихся других вузов, школ и молодежи. В деле создания журнала активно приняла участие студенческая православная община ТГУ. Авторы «Обретения» хотят идти с ним к молодым людям самого разного рода деятельности, воззрений и увлечений, хотят, чтобы журнал также был полезен и интересен молодым семьям и вообще всем, кто интересуется Православием.[14] Дата основания: 2006 г. Тираж не указан. · «Собрание» - православный молодёжный миссионерско-просветительский журнал (Казань). Редакция данного журнала, позиционирует себя следующим образом: «На страницах «Собрания» мы готовы говорить обо всём, что интересует современного, прежде всего, молодого человека, но говорить с православной позиции. Это вовсе не значит, что мы не хотим прислушиваться к людям других убеждений, может быть ещё сомневающимся или прямо исповедующим своё неверие. Напротив, наше издание во многом предназначено для них не меньше чем для тех, кто уже пришёл в Церковь. Мы, действительно, хотели бы стать тем собранием, внутри которого и на котором решаются проблемы и вопросы, разъединяющие нас».[15] Дата создания: 2002 г. Тираж не указан. · «Отрок» - православный журнал для молодёжи. (Украина). Родился из «молодёжки» (собраний-чаепитий) в киевском Ионинском монастыре. Участники молодежки пришли в монастырскую редакцию и стали делать журнал «о своем». О том, что волнует, беспокоит воцерковляющуюся молодежь. Как смотрят православные на влюбленность, выбор профессии или спутника жизни? На туризм, депрессию, выпивку, мужественность, женственность? На современную и классическую музыку, литературу, живопись? Неужели взгляд церковного человека на все эти важнейшие вещи черно-белый — или «однозначно плохо», или «однозначно хорошо»? Журнал «Отрок.ua» — это цветной, молодой православный взгляд на главные темы нашей жизни. Журнал о том, как в Церкви живут, казалось бы, далекие от нее вещи — и как они для верующего человека преображаются, сверкают новыми яркими красками.[16] Год основания: 2003 г. Тираж не указан. · «Наследник» - православный молодёжный журнал (Москва) для тех, кто пытается разобраться в жизни, кто не устал задавать вопросы, кому не безразлична судьба нашей Родины. Задача журнала - найти, очистить от извращений такие важные нравственные понятия как красота, мужество, свобода, верность, честь, справедливость... Каждый номер посвящен одной из этих тем. Среди авторов журнала - историки, философы, молодежь и просто мудрые православные мужчины и женщины.[17] Автор дипломной работы хотел бы уточнить, что данное издание - это журнал, который пишут «молодые для молодых». Редакция всегда готова к сотрудничеству с молодыми авторами. Дата основания: 2005 г. Тираж 10000 экз. Итак, подводя итог первой главы, мы пришли к следующим выводам: · религиозная тематика в отечественных СМИ получила широкую огласку в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси. А закон «О свободе совести и религиозных организациях» дал начало широкому развитию православных периодических изданий. С тех пор сформировалась достаточно широкая система религиозной периодики, которая включает в себя издания разных уровней, типов и направлений. Сегодня православная периодическая печать прочно укрепилась в системе отечественной периодической печати. · обдумывая ход работы данного исследования, мы планировал обратиться к материалам «каталога православной прессы», но столкнулись с тем, что он не достаточно удобен в использовании. Следует отметить, что сегодня существует уже шесть каталогов православной прессы, но ни один из них нельзя назвать «идеальным». Больше всего, к этому определению походит каталог «православные СМИ «Древо». На достаточно высоком уровне представлен «он-лайн каталог православных СМИ». И всё же, ни один из них не смог нам дать чёткий ответ на вопрос: «Сколько всего насчитывается православных молодёжных журналов?». Поэтому мы были вынуждены искать их самостоятельно, заглядывая в каждый каталог и читая описание каждого журнала. · Нам удалось найти шесть изданий позиционирующих себя, как «молодёжные православные журналы», так же, мы смогли разбить их на три подгруппы: А) общественно-политическое издание «Мы в России и Зарубежье», аудитория данного журнала: преимущественно верующие молодые люди. Этот сегмент не очень широкий. Б) исключительно православные издания («Обретение» «Отрок»), напрямую говорящие о Церкви. В этих журналах часто встречаются материалы, касающиеся церковной жизни. Здесь же соответствующие иллюстрации (священники в облачении, храмы, святыни). В) издания, имеющие «скрытый православный смысл» («Наследник», «Собрание», «Новый Ковчег»), можно объединить в одну группу в виду того, что вопросы освещения церковной жизни не стоят на первом плане. Авторы данных изданий осознают, что в таких изданиях недостатка в принципе нет. Так что представители этих изданий выбрали нестандартный подход «говорить о православии, не православным языком», пытаясь говорить о нравственности с самой разной аудиторией. Для нашего исследования представляет интерес третья группа: издания имеющие «скрытый православный смысл». Т.к. журнал «Собрание» издаётся в Казани, а «Ноев Ковчег» в Белгороде, мы решили остановить своё внимание на журнале «Наследник», который издаётся в Москве. Именно этому журналу будет посвящена вторая глава нашего дипломного сочинения.
Из дипломной работы Аникеевой Виктории Викторовны ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ (на примере журнала «Наследник»)
Продолжение здесь [1] http://www.radonezh.ru/club/analytica [2] http://www.radonezh.ru/club/analytica [3] Иванова Т.Н. Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура. Канд. дис. М.: 2003. – с. [4] http://www.tserkov.info/cat/ [5] http://tserkov.eparhia.ru/numbers/churchsociety/?ID=857 [6] http://www.litnasledie.ru/period/index.htm [7] http://ormedia.ru/list.htm?q=&mt=print [8] http://www.tserkov.info/cat/ [9] http://www.hristianstvo.ru/massmedia/magazines/ [10] http://www.spasi.ru/refer/c11pr.htm [11] http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=2708
[12] http://www.stseraphimschurch.org/we-magazine/ozhurnale.html [13] http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=2808 [14] http://pravoslavie.tomsk.ru/news/177/ [15] http://www.sobranie.org/ [16] http://otrok-ua.ru/about.html [17] http://naslednick.ru/ ← Вернуться к списку |
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |