Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Конкурс "Наследника"

Знаковый месяц – июль


 

Лонг-лист литературного конкурса “Дом Романовых – судьба России”

Номинация «Поступь истории»

Автор Надежда Малашенкова

 

 

Сенсационная находка

 

Жарким июльским днём 2010 года в моём рабочем кабинете раздался звонок. Главный хранитель фондов Кемеровского областного краеведческого музея Любовь Смокотина взволнованным голосом сообщила: «У нас сенсационная находка, приезжайте!» С сотрудниками музея у меня давнее сотрудничество, переросшее в дружбу. Потому, бросив все дела, я помчалась в музей, прихватив цифровой диктофон.

Любовь Пантелеевна рассказала такую историю.

Житель села Почитанка Ижморского района Анатолий Жадин решил заменить старый забор в своей усадьбе, стал копать ямку под столб и вдруг лопата наткнулась на что-то твёрдое. Вскоре из земли был извлечён крест. «Золотой!», - подумал Анатолий. Но не особенно удивился. Уже не раз находил в своём огороде старинные предметы. Само название села образовалось от слова «почитание» - почитание Господа Бога. Там находилась старая церковь, она не сохранилась, и вот на этой территории построили жилой дом.

Очистив крест от земли, Жадины позвонили в музей. Научные сотрудники срочно выехали на место.

Находка на самом деле оказалась не золотой, как предполагали хозяева. Напрестольный rрест был изготовлен из листового серебра, а сверху нанесена позолота. Потому он так блестел на солнце. Но даже при первичном осмотре была определена его историческая ценность. На кресте обнаружили надпись: «В память посещения 4июля 1891 года сей церкви его Императорским Высочеством цесаревичем Николаем Александровичем». Первая экспертиза показала: размер креста – 35см на 22,5 см, использовалось серебро 84-ой пробы, со сканью и узорочьем. Обнаружили и клеймо мастеров, изготовивших крест – АА и КД. Медальоны на лицевой стороне креста утрачены, оборотная сохранилась гораздо лучше.

Кстати, цесаревич Николай, совершая своё путешествие по Сибири, проезжал вблизи этих мест. Как попал крест в Почитанку, неизвестно. Видимо, принадлежал одной из церквей, а потом в годы революционных бурь, церковную реликвию припрятали в землю. И вот, через столько лет, крест явился людям в ХХ1 веке.

 Об этой находке я рассказала в радиорепортаже, опередив своих коллег. Спасибо музейщикам. О находке потом много писали, много говорили. Другое время – другое отношение к дореволюционному прошлому, к реликвиям давно ушедших дней. Не только этот факт подтверждает мои мысли.

 

Цветок под именем Марии

 

 Есть на севере Кемеровской области старинный городок Мариинск, о котором наш доморощенный поэт Игорь Киселёв написал: «Этот сказочный цветок деревянный на закате деревянного лета»…

В конце ХIХ-начале ХХ века Мариинск был известен своими ремёслами, крепким купечеством (тогда наша территория входила в состав Томской губернии). Это единственный город Кузбасса, который посетил наследник престола Николай Александрович во время путешествия из Владивостока в Санкт-Петербург. В честь знаменательного события горожане построили триумфальную арку. Естественно, после революции она была разрушена. И вот, в 2011 году, во время празднования 155-летия Мариинска (тоже в июле!) это сооружение восстановили. Состоялось торжественное открытие.

А в 2007 г. в центре города на площади у городской библиотеки им. В. Чивилихина открыт народный памятник императрице Марии, выполненный известным томским скульптором Леонтием Усовым. Горожане собрали для этого полтора миллиона рублей. Именно в честь Марии Александровны, супруги Императора Александра II, назван город.

И ещё один факт из новейшей истории: на площади у городской поликлиники Мариинска установили точную бронзовую копию бюста императора Александра II. В начале прошлого века бюст стоял на этом же самом месте, а в 1817 г. был передан на хранение Томскому краеведческому музею.

 Историческая справка. Село Кийское получило статус города в 1856 году. А через год с высочайшего соизволения императора Александра II Кийск переименовали в Мариинск. Это один из немногих городов России, который при Советской власти сохранил своё царское имя. Ныне Мариинск объявлен городом-музеем. Его уникальность, историческую ценность обосновали учёные НИИ культурного и природного наследия им. Д.Лихачёва, которые провели научную экспертизу и составили план туристического развития города.

На судьбу многих поселений нынешней Кемеровской области повлияло и другое событие, связанное с династией Романовых.

 В феврале 1891 г. Комитет министров России и Александр III приняли важные решения, связанные со строительством Великой Сибирской магистрали. Закладку 1-го звена Транссибирского хода поручили наследнику престола Николаю, возвращавшемуся в Россию из путешествия по странам восточной Азии. В посланном ему специальном рескрипте Александр III писал: «Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю вам объявить таковую волю Мою… Знаменательное Ваше участие в начинании предпринимаемого истинно народного дела да послужит новым свидетельством стремление облегчить сношение Сибири с прочими частями империи и тем явить сему краю мирное его преуспевание». (Журнал «Железнодорожный транспорт», №5, 1991 г. )

Наследник выполнил поручение. Прибыв во Владивосток из Японии, он 19 мая 1891 г. принял участие в закладке будущей Сибирской дороги. Так решилась многолетняя история выбора направления Транссиба – Великого Сибирского пути.

 

Пароход «Святитель Николай»

 

 Сибирский след цесаревича Николая Александровича удалось проследить и в Красноярске. Однажды, навестив своих одноклассников в этом старинном городе, я гуляла по широкой набережной Енисея. Неожиданно наткнулась на необычный пароход. Он стоял у причала. Оказалось, в нём расположен музей. Посетив его, узнала нижеследующее.

 Первого июля 1891 года губернский город Красноярск выглядел принаряженным и прибранным: гирлянды из живых цветов, вновь возведенная триумфальная арка. Горожане встречали высокого гостя – наследника - цесаревичаНиколая Александровича Романова. Колокольный звон, полагающиеся почести. В Красноярскнаследник престола прибыл из села Берёзовское на пароходе «Святитель Николай» по Енисею. Пароход принадлежал купцу А.М.Сибирякову.

По иронии судьбы на том же самом судне 30 апреля 1897 года из Красноярска к месту ссылки плыл В.И.Ульянов-Ленин.

Я сфотографировалась на фоне исторической реликвии. Тому свидетельство прилагающийся фотоснимок.

 

 Сколько совпадений, удивительных фактов в нашей истории, связанной с династией Романовых! Может это вовсе не случайно и стоит задуматься над этим?

 

Храм-на-крови

 

«Никого нельзя судить. Человек в горе и унижении становится ребёнком» - А. Блок. «Записные книжки», апрель-июнь 1917 г.

 

 А мы судили… Вернее нас так учили – осуждать всё, что было до 17-го года. Особенно доставалось царской династии. На школьных уроках учителя внушали, что цари были сплошь тиранами народа, недалёкие диктаторы, ничего полезного для России не сделавшие. Но в истории случаются метаморфозы: то, что вчера считалось отрицательным, завтра может приобрести противоположную оценку. И наоборот. Говорят, время расставляет всё по своим местам. Думаю, так и случилось с династией Романовых.

В памяти ещё одна поездка. В 2003 году я участвовала во Всероссийском фестивале прессы, организованном Союзом журналистов РФ. В тот раз фестиваль проходил в Екатеринбурге. Нас, группу журналистов, привезли к почти достроенному храму. Когда-то здесь стоял дом Ипатьевых, где под руководством большевика Якова Юровского произошло кровавое событие: расстрел императора, его семьи и приближённых.

 Потом я прочитала, что ровно через 20 лет после расстрела, тоже в июле, Юровский умирал в Кремлёвской больнице от язвенной болезни. Известный писатель, телеведущий Эдвард Радзинский задавался вопросом: «Перед смертью с последним письмом Юровский обратился к своим детям. Вспоминал ли он о других детях из той далёкой июльской ночи? Вспоминал ли он о всех тех, кто был рядом с ним в Революции и назывался теперь «врагом народа»? Или фанатизм позволял ему не думать об этом?»

 Эти вопросы волновали и меня. Но вряд ли на них кто-то ответит. Канули в лету революционные бури. Снесён и дом Ипатьева…

 Рассказывали, что дом на Вознесенском проспекте (на одном из самых высоких холмов) принадлежал преуспевающему инженеру. И вот, в конце апреля 1918 г., когда царя и царицу неожиданно увезли из Тобольска, большевики приказали обитателям в 24 часа очистить помещение. Рабочие в спешном порядке возвели высокий забор. Оконные стёкла комнат, которые потом отвели царской семье, закрасили краской. Уютное прежде жилище превратилось в «дом особого назначения». Позднее сюда доставили царских детей, слуг и семейного врача. Здесь, в подвальной комнате, они и приняли мученическую смерть душной ночью 17 июля 1918г.

В советское время в Ипатьевском доме располагался архив, другие организации. Но негласно он был местом паломничества, привлекал внимание людей. Скорее всего, поэтому в 1977 году снесли молчаливого свидетеля трагических событий.

Вот как об этом вспоминал в своей книге «Исповедь на заданную тему» Борис Ельцин: «Нынче, в эпоху гласности, идёт много разговоров о доме Ипатьевых, в подвале которого были расстреляны бывший царь и его семья. Возвращение к истокам нашей искорёженной, изодранной ложью и конъюнктурой истории – процесс естественный. Страна хочет знать правду о своём прошлом, в том числе и страшную правду. Трагедия семьи Романовых – это как раз та часть нашей истории, о которой было принято не распространяться.

Именно в те годы, когда я находился на посту первого секретаря обкома, дом Ипатьевых был разрушен». Далее Борис Николаевич описывает, как это произошло и почему. И даёт оценку: «Ещё один эпизод эпохи застоя. Я хорошо себе представлял, что рано или поздно всем нам будет стыдно за это варварство. Будет стыдно, но ничего исправить уже не удастся».

Эти строки я прочла ещё в 1990 г. Тогда наше Кемеровское книжное издательство выпустило книжку тиражом 100 тыс. экземпляров. Она до сих пор хранится у меня. На форзаце, между прочим, надпись: «Автор передал гонорар за эту книгу в фонд кузбасского здравоохранения».

Но вернусь к екатеринбургской поездке. И не предполагала, что в июне 2003-го, окажусь на том самом месте, где стоял многострадальный дом. Всё-таки история сделала крутой зигзаг. Перед глазами - величественное сооружение – 5 куполов ввинчиваются в небо. Храм-на-крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших готовили к открытию. Оставалось совсем немного. Рабочие убирали строительный мусор. С волнением я и мои коллеги шли по ступеням – 1,2, 3,4….23 – ровно столько, сколько отмерили царственные особы на пути к своей смерти. А может, бессмертию?

Вот она, семья императора, встречает каждого входящего в храм:18-тонный памятник высотой 10 метров приковывает взгляд. Он изображает царскую семью за несколько минут до расстрела. Авторы композиции – скульптор К. Грюнберг и А. Мазаев – работали над проектом с 1996 г. Отливали скульптуру на знаменитом «Уралмаше». Бронзовые фигуры заняли своё постоянное место в конце мая-начале июня 2003 г. Пролетариат когда-то рушил памятники и храмы, теперь создавал новые. Вот такие метаморфозы истории.

Сам храм поразил красотой и внутренним убранством. Здание возвели всего за 2 года – эту информацию сообщил один из руководителей строительства Крохмалёв. Он рассказал, что расходы по смете - 204 млн. руб., но на практике потребовалось больше. Был создан специальный фонд «Колокола покаяния», в который поступали пожертвования от предприятий и простых горожан. В 2002 году 11 колоколов установили на звонницу.

Я уже упоминала «Уралмаш». Там отливали купола из специального сплава (нержавейка плюс титан) – гордость местных оборонщиков. Изобретение несколько снизило расходы, при этом внешний вид замечательный.

Ещё одетый в строительные леса, храм поражал воображение. И не только снаружи. Внутри – мрамор и гранит, ведь ими славится Урал. Хозяйка Медной горы «отдала» всё лучшее.

 Помню, в нижнем храме, расположенном в цокольном помещении, уже был установлен иконостас. Алтарь - рядом с местом, где оборвалась жизнь царствующих Романовых. Мы постояли здесь несколько минут, мысленно помянув убиенных без суда и следствия.

 А рядом кипела работа. Строители должны были успеть к сроку, ведь 16-18 июля – 85-летию гибели - в Екатеринбурге намечались Дни памяти царской семьи и освящение храма.

Запомнилась, поразила надпись во дворике часовни Святой Елизаветы, расположенной рядом с храмом: «Царю-мученику Николаю П, его августейшей семье и верным слугам их с покаянием от русского народа».

Вновь это ёмкое слово – «покаяние», которого нам так не хватало долгие годы.

 ХХХ

На следующий день мой путь по местам трагедии продолжился. Примерно в часе езды от Екатеринбурга - урочище Ганина яма. Именно сюда после расстрела привезли тела императора и иже с ним. Останки пытались уничтожить с помощью огня и серной кислоты. Затем сбросили в штольню заброшенной шахты. Одно дело читать про это, другое – стоять на том самом страшном месте.

 Даже не верится, что всё произошло именно здесь. Место лесное, живописное и тихое. Много цветов: лесных и посаженных заботливыми человеческими руками. Преображение произошло после того, как построили здесь мужской монастырь: 6 церквей, 7-я в то время достраивалась.

 Паломников и экскурсантов очень много. Как и я, притихшие, ходят по аккуратным дорожкам. Штольня, куда в 18-ом году сбросили тела расстрелянных, обнесена крытой террасой, её можно обойти по кругу. Кажется, что это круг ада, по которому к своему бессмертию шествовали царственные страстотерпцы и их приближённые. В центре – большой деревянный крест с надписью, которую я перечитала несколько раз: «Не пощажу его, ибо он поджог кости царя Едомского в известь. Амос». Рядом еще одна: «Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас». Покаяние?

Как известно, после долгих споров Русская Православная церковь канонизировала царскую семью. И 17 июля чтит память святых страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию.

Светские люди по-разному относятся к этому историческому факту. Но всё-таки переоценка ценностей в обществе ощущается. На мой взгляд, нельзя всё сводить к упрощённому «за» и «против». Духовные, нравственные процессы жизни, истории гораздо сложнее.

«Кто будет аплодировать королю, тот будет избит, кто будет ругать его, тот будет повешен».

 (Эта фраза бытовала в дни Французской революции после казни короля)

 ХХХ

Вернувшись из Екатеринбурга, я стала размышлять над этой темой. Хотелось поделиться впечатлениями с людьми. В результате в эфир вышла радиопередача о поездке. А затем я пригласила в студию кандидата философских наук Владимира Жукова, чтобы продолжить тему. Запись интервью сохранилась до сих пор, привожу её с небольшими сокращениями.

- Владимир Дмитриевич, вы как человек, преподающий философию, наверное, размышляли над реалиями жизни последних лет. Происходят изменения, они происходят не только чисто внешне, в сознании людей тоже. Ещё лет 10-15 назад нас учили, что царь – фигура одиозная, тёмная в российской истории, теперь же возвели храм на месте его гибели, царская семья причислена к лику святых и переосмысливается сам факт расстрела царской семьи без суда и следствия.

- У нас всё очень странно. Не только в нашей истории, странно и в нашем сознании. Нам очень просто перебросить какие-то ценности и вдруг сделать их великими или уничтожить их. Вот здесь на сегодняшний день речь заходит о том, что 85 лет назад убили царскую семью. Мягко говоря, неправомерность была во всём. Сама монархия предполагала стабильность. «Монос» - один, одинокий, в статусе данный. И здесь этот статус убивается. Вырывается та основа, на которой в принципе должно было существовать наше государство. Подчёркиваю: государство, не общество, а государство. Кто подрывал его основы? Дальше можно говорить сколько угодно, но получается, что определённые силы, которые, произвели этот акт. Причём, сила определённым образом воспитуемая очень долгой релятивистской культурой.

Где найти ту стабильность, которая будет статусом существования нашей страны? И сегодня, когда речь заходит о расстреле царской семьи, это речь о нашем сегодняшнем существовании.

В принципе это лакмусовая бумажка, которая определит, что есть что. Не важно, сколько лет прошло. Важно, что так было. Нарушение всех правовых норм, нарушение всех этических норм.

- Вы имеете в виду расстрел царской семьи?

- Да. Более того, рядом с царской семьёй был врач Боткин, камердинер Трупп. Почему они должны были брать на себя одновременно ответственность за дела императора?

- Да, в семье Романовых было 7 человек, а расстреляли 11.

- Вот видите. Наверное, доктор Боткин мог бы уйти. Кстати, когда расстреливали в Ипатьевском доме, там же целая команда была людей из австро-венгерской армии, и они отказались убивать. Отказались произвести подобное действие люди, прошедшие войну.

Христианская культура, особенно в православном варианте, не является фаталистической культурой. Согласно традициям православной культуры очень важно, как человек умирает. Есть аргумент, который позволяет канонизировать царскую семью: они смерть приняли достойно. И как бессовестны те люди, которые произвели эту смерть. С какими грехами на плечах этим людям жить надо было! Заметьте, это сознание торжествует и в наши дни: просто убить человека для некоторых не составляет труда. Более того, норма для современного зрителя увидеть криминал по ТВ, просто лёжа на боку и воспринимая это в качестве нормы.

 - И всё-таки время расставило всё по своим местам?

 - Нет, время никогда не расставляет всё по своим местам. Оно расставляет в той степени, в какой конкретные люди пытаются осмыслить этот мир. Значит, мы начинаем обращаться к своему мышлению. На языке философии это называется определённой степенью самодостаточности мышления, которое тебе посылается как весть. А ежели «весть», то у тебя получится «совесть». Со-весть. И тогда можно говорить: данный народ, данная культура жива, коль желает знать о том, что было на уровне этических ценностей. Кстати, других в обществе не должно быть, они первые – они и последние.

 

ХХХ

 

 Есть такое изречение: «То, что забыли сыновья, стараются вспомнить внуки». В нашей стране так и получилось. Только сейчас исследователи восполняют многие пробелы в изучении дореволюционной истории, а обычные граждане открывают для себя ранее неведомое. Особенно интересно узнать, какие люди жили до нас, кем они были на самом деле. И какова их истинная роль в истории Отечества.

 

г. Кемерово

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru