Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Конкурс "Наследника"

Толерантность без любви – это безразличие


Кристина Иванова

 

В современном обществе часто говорится о толерантности, на русском наречии – терпимости. Ведется жесткая полемика между оппозиционными сторонами этого вопроса, обсуждаются возможные пути решения. Ажиотаж вокруг толерантности вызван, по всей видимости, временнόй необходимостью. Можно даже назвать эту проблему «вопросом века». И каждый из нас невольно или намеренно вовлечен в нее, так как живет здесь и сейчас, а, следовательно, не может оставаться равнодушным.

 Давайте заглянем в кладовую историю, где находится сокровищница событий, происходивших в течение существования нашего общества. Что такое толерантность настоящего – отголосок прошлого или самостоятельно существующее явление?

 

 В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

 Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж. Локк в "Очерках о терпимости" и "Письмах о терпимости", П. Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга. Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый, "толерантность как безразличие", предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.). Второй, "толерантность как невозможность взаимопонимания", ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. "Толерантность как снисхождение" подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И, наконец, "терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог" позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога.

 

 Теперь возвратимся в наши дни. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

 

 Посмотрев на этот перечень, который предлагается культурному человеку в качестве ориентиров в толерантном пространстве, я подумала: а ведь так просто вставить в эту цепочку, которая скатывается вниз по геометрической прогрессии, такие понятия как терпимость к насилию, терпимость к употреблению наркотиков, алкоголя, терпимость к безнравственности… Страшно? Думаю, что это перспектива вряд ли может устраивать здравомыслящего человека, для которого границы человечности и морали еще не до конца размыты. А ведь, похоже, что нашему миру становится все удобнее существовать именно в этой системе координат. Мы на всем готовы поставить печать толерантности, забыв, что равнодушие – самое низкое и подлое чувство, чувство трусости. Взять хотя бы трагические события, произошедшие в Беслане, «Норд Ост» и прочее. После каждого из этих событий нам предлагают быть политкорректными и упорно не замечать ни национальной, ни религиозной принадлежности террористов. Но как же? Ведь каждое свое кровавое возмездие неверным они совершают с дикими криками «Аллах Акбар!». (…) Если религиозный аспект не может удовлетворять мою теорию о вреде толерантности, как равнодушия (а именно так ее воспринимает сегодня общество), то приведу в пример всем известное государство, которое можно было бы назвать вторым Содомом и Гоморрой. Этот пункт на карте мира – Голландия. Там официально разрешены проституция и наркотики. А регистрация однополых браков… Просто голова кругом идет!

 

 Мое эссе называется «Толерантность без любви – это безразличие». Оно в совершенной мере выражает мою позицию в предлагаемой теме. Хотелось бы ее пояснить, чтобы не было недоговоренностей, которые очень мешают пониманию и компромиссу.

 Фраза о безлюбовной толерантности принадлежит, как это не прискорбно, не мне, а всемирно известному польскому режиссеру Кшиштофу Занусси, который в частной беседе произнес ее своему хорошему другу Владимиру Легойде, редактору православного журнала «Фома». Реакция редактора на эту цитату полностью сонаправлена моему восприятию терпимости. Вот, как он прокомментировал фразу Занусси:

 - Толерантность, которую сегодня предлагает мир, - это современный светский суррогат понятия, обозначенного в Евангелии как любовь. Этой любовью христианство и созидается. Не люди, приходящие к вере, начинают друг друга любить, а сам факт существования этой особой любви и есть христианство, он и меняет людей. И поэтому если толерантность - это попытка и умение видеть в любом человеке ценность, его личность, которая есть образ Божий, то в христианстве ничего другого нет и быть не может. А если толерантность - это "я так думаю, а вы так, ну и слава Богу", то это неинтересно.

 Я согласна с тем, что такая толерантность – это неинтересно. А чтобы она стала интересной нужно немножечко потрудиться над двумя вопросами: в чем для меня смысл моего существования и в чем для него (другого человека, с которым меня столкнула сегодня судьба), и где сферы наших интересов пересекаются.

 

(…) Некоторые молодые люди считают, что Россия исключительно для русских. Их агрессия мотивирована тем, что их ответ на вопрос о смысле существования не перекликается со смыслом афроамериканца, француза, японца: они ЧУЖИЕ. У них другой разрез глаз, они что-то лепечут там на своем родном, у них поведение отличается… Эту внешнюю сторону жизни и принимают часто за саму жизнь. А ведь внутренне гораздо важнее и правдивее внешнего!

Подросткам, вообще, свойственно делить людей на своих и чужих. Это происходит от страха своей собственной социальной неадаптированности, им хочется примкнуть к какой-то группе, стать частью, заглушить свою индивидуальность. У некоторых этот синдром «групповухи» уходит, у других остается на долгие годы, как рубец, напоминающей о ранке, которая хотя и перестала кровоточить.

 

 Проблема решается в процессе общения, нахождения сферы общих интересов, взаимной увлеченности каким-то предметом. Яркий тому пример студенческое общежитие: молодые люди прекрасно друг с другом общаются, проводят совместные мероприятия, влюбляются, несмотря на цвет кожи и акцент.

 Значит, мы просто не знаем друг друга, мы лишены информации друг о друге и поэтому так легко судим непохожих на нас. Причина незнания – страх, а причина страха – отсутствие любви. «Настоящая любовь убивает страх», - говорит святой апостол Павел, и эта фраза вечна, она незабвенна, потому что трудно выполнима, потому что должно трудиться сердце. А мы забыли, как это трудиться сердцем. Гораздо проще усвоить профессиональные навыки, забить гвозди, выучить формулу.

Если в сердце горит любовь к человеку, ты не перестаешь видеть его недостатков (если перестаешь – это ослепленность), ты просто помогаешь ему бороться с ними, бороться с помощью твоей любви.

Еще очень важно верить в человека, давать ему шанс на реабилитацию, давать ему право на жизнь. Ведь, другие, чужие люди существуют не благодаря нам, а благодаря Богу.

 

 Как это все связано с толерантностью? А вот как.

 Самое простое – это сказать человеку: «Делай, как хочешь». Эта фраза убивает, это конец отношений. Она тождественна словам: «Ты мне безразличен». И вот если толерантность понимается в этом смысле, то грош цена такой толерантности. Она является умелым прикрытием равнодушия и предметом спекуляции политиков. Сейчас это называется дипломатией. Часто в результате такой дипломатии мы поступаемся со своими ценностями, заглушаем голос совести. Если взглянуть на политическую арену, то хриплая песня совести, которую зажали под каблуком у толерантности, эхом раздается по всей планете.

"Толерантность, наряду с политкорректностью часто используется как удобная форма молчания. Причём, прежде всего, по отношению к самому себе, к своим недостаткам. Это и отличает терпимость от Любви. Любовь нетерпима к пороку, который всегда ведёт к саморазрушению как личности, так и общества. И я считаю, что принятие современным обществом толерантности и всех её производных как культурного идеала – говорит о деградации этого общества", – говорит Владимир Легойда.

 Возвращение к базовым ценностям, возрождение традиций, принятие их в себя, самоуглубление – вот, по мнению Владимира Легойды, средства к обретению Любви: "Человек начинается тогда, когда ему есть за что умирать. Великий Сократ погиб, не отказавшись от своих идеалов. В христианской традиции отдать жизнь "за други своя" – высшее проявление человеческого в человеке. Сомневаюсь, что толерантность, в качестве базового принципа позволит отдать жизнь за права сексуальных меньшинств. Она не даёт ответа на главный вопрос "Зачем?"".

 И я это «зачем» не отношу к таджикской девочке, к расизму – это тема отдельного и глубокого разговора, но я хочу спросить всех, кто когда-нибудь был толерантен в чем-нибудь с кем-нибудь, простите за каламбур. Ведь каждый из нас, наверняка, поступался с какими-то своими интересами, взглядами ради другого. И если это случилось в вашей жизни десять раз, то, я уверена, только один раз вы действительно пожертвовали собой, сделали себя периферией, а другого – центром. Все остальное – снисхождение…

 

 Поэтому, чтобы быть толерантным, надо уметь любить. Ведь толерантность без любви – это безразличие.

Конкурсная работа 2007 года

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru