Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Конкурс "Наследника"

Крольчиха по имени Эйка. Часть вторая


Продолжение. Начало здесь

Мою любовь к животным родители и учителя поощряли, ненавязчиво внушая, что собаку надо уважать, потому что это полезный и умный зверь; сельскохозяйственный скот нужно беречь для удовлетворения своих потребностей, а треснуть палкой ворону или прихлопнуть мерзкое насекомое – много чести даже говорить!

Когда я слезно спрашивал, почему беззаветно преданных собак во дворе дома безжалостно отстреливают, а милую невинную корову, ставшую членом семьи, хладнокровно забивают ударом кувалды по башке, - взрослые в ответ лопотали  что-то завуалированное и непонятное: «так надо». А я не понимал, кому и зачем «надо» убивать существо, которое преданно глядит тебе в глаза и пронзительно, душераздирающе кричит от боли?

Только с появлением Эйки в моей жизни, благодаря невольным наблюдениям за ее поведением, уразумел - не существует умных или бессмысленных зверей, нужных или бесполезных птиц, мерзких или симпатичных насекомых. Любое живое существо имеет характер, память, привычки, обладает любознательностью, сообразительностью, интуицией. Просто мы ничегошеньки не понимаем и не хотим понять!

К примеру, Эйка оскорблялась и не показывалась из своего укромного местечка, если я повышал на нее голос. Капризничала, если я забывал принести ей свежую зелень. Ревновала, пребольно покусывая мою ступню, если я долго с кем-то разговаривал по телефону. Никогда не сидевшая спокойно в переносной корзинке, она замерла в ней, пока таможенник шарил по сумкам в вагоне поезда на границе с Казахстаном. Это спасло меня от непредсказуемых последствий, ибо у Эйки не было разрешения на выезд за границу, и я был в полном отчаянии от предстоящих разборок с пограничниками.

Иногда казалось - крольчиха хочет что-то высказать, уставившись на меня своими большущими бархатисто-черными прелестными глазками. Да вот природа не обучила ее умению разговаривать. Правда, не научила и тонкому искусству лжи, предательству и коварству. К примеру, когда я занимался клоунадой в детской студии при Свердловском государственном цирке, был свидетелем немыслимой жестокости дрессировщиков по отношению к животным. Излив свое негодование художественному руководителю этого культурного «увеселительного» учреждения, получил циничный и безжалостный ответ: «а как же иначе?» Ошеломленный равнодушием главного сотрудника я навсегда покинул этот вертеп!

Мне всегда было невдомек, отчего люди требуют нещадно наказать собаку, которая не желает выполнять шальные творческие амбиции недоумка-«владельца», возомнившего себя дрессировщиком? Я не понимал, почему скверные людишки пренебрежительно шипят, дескать, зажралась зверюга, если больное животное отказывается отведать их угощение? Ведь очевидно – собака, кошка, ворона испытывают боль и страдание, после бегства от горилоподобных живодеров, заманивающих их кусочками вкуснятины, чтобы набросить петлю и удавить. 

 

Говорю о неугомонной хищнической охотничьей братве («любителей природы»), глубокомысленно рассуждающей за чашкой ароматного чая или крепкого кофе о красоте в искусстве, природе, человеке, а в славные денечки «чудесной» охоты со сладострастием садиста, дикой безнравственностью разделывающие тушу еще живого существа, наполняя свои сердца зловещей радостью от количества чужой крови, боли и смерти!

Нет, это не любовь, когда лелеешь и холишь одного зверя, а убиваешь, потехи ради, другого! К примеру, я не доверяю тем, кто по прихоти заводит «забавную» зверушку, а потом ее выбрасывает, оправдываясь, мол, ну, пришлось. Ведь нет условий. Ну, конечно же, горевал. Но так диктует жизнь!

Это не ЖИЗНЬ, а настоящая трусость, подлость и откровенное предательство! Сегодня отвернулся от беззаветно преданного меньшего бессловесного друга. А завтра с легкостью избавится от закадычнейшего двуногого товарища, оправдываясь, дескать, все, что не делается, – делается к лучшему!

Каким же скудным и примитивнейшим умишком нужно обладать, чтобы придерживаться столь омерзительно-ужаснейшего мнения! Скажи подобную гадость родителям, похоронившим ребенка! Или народу, потерявшему на войне миллионы соотечественников.

Собирая для Эйки траву в лесопарке Лосиный остров, я внимательно следил, чтобы ненароком не унести какую-нибудь букашку-таракашку. Правда, дома на полу всегда обнаруживал зазевавшихся козявок. Раньше этому пустяку не придал бы значение, но теперь понимал: насекомое неминуемо погибнет вдали от родных мест его обитания. Несмотря на усталость, ехал с невольником обратно в лесопарк сначала на автобусе; потом на метро; от ВВЦ на троллейбусе. А от остановки «Полиграфический техникум» шел до нужного места минут пятнадцать пешком. Усталость вмиг исчезала, когда я видел счастливого муравьишку, исчезающего в душистой и уже задремавшей в вечернем сумраке травушке (разве муравушка ничего не чувствует? Солнышко светит – радуется, подует холодный ветерок – печалится).

- Вот, - рассуждал я, - встретится это Божье создание со своими родными и друзьями. Не это ли радость для любого, кто обожает живой мир?

А как же иначе? Чем же мой ум цивилизованного человека отличается от сознания неразумного предка низейшей ступени развития, если я могу хладнокровно глядеть на мучение живого существа? Я уверен, кто может беспричинно раздавить на асфальте муравья, потешно прихлопнуть в автобусе пчелку, грозно замахнуться палкой на собаку или бросить каменюку в ворону, - тот способен унизить, оскорбить и с легкостью ударить человека! А в военное время, закаленный скотобойней, преспокойненько изнасиловать и без угрызения совести убить себе подобного, не противясь душегубству, а оправдывая это злодеяние, с благоговением получая благодарность и награду за количество погубленных жизней!

Невежи частенько возражают, мол, это что получается? Пусть, значит, противная муха лезет в рот, в тарелке супа плавает мерзкий таракан, а паразит-вредитель пожирает урожай?

Отвечаю неучам - это не дает право представителю человекообразных обезьян нещадно отрывать крылышки у бабочек, лапки у букашек-таракашек, наслаждаясь предсмертной агонией насекомого. Двуногий негодяй так страстно и ревностно заботится о своем благоденствии, «регулируя» природные ресурсы, «контролируя отбраковку» животных, с такой старательностью преобразовывает нашу Планету, обильно насыщая ее пестицидами, гербицидами, биогенными химикалиями, что безвозвратно отправил в небытие великое множество ценнейших и полезнейших видов флоры и фауны. А на грань исчезновения поставил невероятное их количество!

Даже неуемная охотничья братва, пораженная разрешительными грамотами на отстрел животных, занесенных в Красную книгу, с беспокойством прикидывает: останется ли к концу ХХI века вид четвероногого, пернатого или чешуйчатого, на который могло бы охотиться будущее поколение? А тараканы, между прочим, жили миллионы лет! И будут жить еще миллиард! Даже если злобное разумное прямоходящее двуногое существо захлебнется в собственной желчи нетерпимости к «не-человекообразному» биологическому собрату.

Любовь к Природе - это не разнообразие веточек и цветочков в доме; это не количество кошечек, собачек, птичек или рыбок в квартире; это не модная или экзотическая порода, подаренная знакомыми или друзьями, приобретенная в элитном питомнике или через крутые клубы.

Любовь к животному и растительному царству – это когда ты не сломал ветку, не изгадил землю! Когда подобрал больную зверушку или спас раненую пташку и лечишь их, создаешь для них комфортные условия, подстраиваешься, не раздумывая ни секундочки, - получишь взамен выгоду или нет! Не отпускаешь на волю только потому, что осознаешь: уже не выживет несчастное создание в железных законах природы, ибо отучилось бороться за свое существование.

Уразумев эту нехитрую истину, поймешь – кролик обрывает обои, перекусывает провода не прихоти ради, а потому что природа требует ему точить и чистить зубки; Эйка поедает свои черные «жемчужинки» не от благосытности, а потому что у нее авитаминоз. При недостатке витаминов кролики всегда употребляют свой кал, получая таким образом необходимые питательные вещества для своего организма.

Срочно идите в специализированный магазин и купите мягкое пахучее сено, но не желтые прутья соломы. Положите на обеденный стол кролика солевой, меловой и минеральный камни! Принесите из лесопарка чистые плодовые веточки, целебные травы. И постоянно помните - кролик не изящная игрушка-погремушка, а хрупкий живой организм, чувствующий боль, испытывающий страдание, имеющий Право на благополучную ЖИЗНЬ!

Изучите все, что благоприятно или негативно воздействует на его организм. И не доверяйте уход за своим любимцем всевозможным «специалистам»-шарлатанам, утверждающим, что кролики неразборчивы в еде и неприхотливы в жизни.

Неправда! Даже очень прихотливы и невообразимо разборчивы! Вместо того чтобы действительно заняться пристальным наблюдением за кроликами, хитроумные «натуралисты» переписывают друг у друга искаженные, порой пустые соображения по поводу поведения и повадках наших любимцев, превращая их жизнь в настоящую пытку.

Сквозняк, перегрев, стресс, травма, инфекция, авитаминоз, расстройство желудочка – неполный перечень случаев, от которых кролик умирает в первые же месяцы своей жизни в неестественных для него условиях. К великому сожалению, даже солидные издания, занимающиеся проблемами животного и растительного мира, не знают - таскать кроликов за уши очень опасно для их жизни!

 Даже в случае, когда, казалось бы, все предусмотрели и просчитали, хорошенько прикиньте: не лучше ли позаботиться о несчастных бездомных страдальцах, мыкающихся по грязным улицам, гибнущих под колесами машин, в темных подворотнях, глубоких ямах. Им это нужнее!

- Вот у тебя, - постоянно твержу детям и взрослым, –  есть мама. А у Катеньки с Леночкой есть папа. У Дениски и Кольки живут в деревне бабушка и дедушка. Всегда у кого-то кто-то есть - родные, близкие, друзья. У бедствующих бездомных птиц и зверей никого нет. Вот и будьте им мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Или просто настоящим другом!

Где бы я ни был – в Москве, на Черном море, в далеком Казахстане – Эйка неизменно со мной. Товарищи даже крутят у виска, мол, все ли у меня дома? Я искренне отвечаю - все! Эйка рядом – значит, все в порядке! Только могильная зима, говорю, не дает покоя. В теплых штанишках да шерстяных носочках не заметишь в квартире сквозняка, а крольчиха простывала и болела. Подолгу с блюдцем в руках я ждал, когда Эйка соизволит полакать любимую марку теплого коровьего молока, нашептывая ей ласково:

- Милая, хорошенькая Эичка, пожалуйста, не болей. Вот, попробуй молоко. Ну, хоть чуть-чуть. Это вкусно и очень полезно.

Оставшееся в пакете молоко спустя два-три дня я допивал, чтобы не скисало. Так Эйка приучила меня к этому уникальнейшему по своему содержанию продукту.

Однажды – а это было после второго злополучного сна - я пришел домой поздно. Почувствовал - по квартире нагло разгуливал коварный сквозняк. Но не придал этому значение. Спустя некоторое время заглянул в ванную комнату и оторопел: Эйка лежала мертвая. Я тотчас рухнул на пол и заревел.

- Прости, ну, пожалуйста, Эйка, прости меня! - бормотал я, бережно прижимая ее мертвое тельце к своей груди.

Правда, себя прощать за беспечность не собирался. Не собираюсь и теперь!

Что же касается тех странных снов, то считаю: видела Эйка приближение смерти. Не буду судить да рядить - своей ли, моей ли, чужой! Она чувствовала невидимое бестелесное существо и бесстрашно его отгоняла. Если б я был внимательнее - по ее интонации (похрюкивание – страх; урчание – недовольство; постанывание - растерянность), по поведению (стук задних лапок – внимание и опасность; поедание обоев – нехватка витаминов и пр.) определил ситуацию и предотвратил бы погибель. Да-да! Она подсказывала об опасности. А я кичился знанием ее характера. И недоглядел. Вот и жестоко наказан.

Удивительно - не люди и книги научили меня ценить самое дорогое и неповторимое, что существует у любого живого создания на всем белом свете - Жизнь, а маленькое безмолвное существо. Именно Эйка помогла мне раскрыть удивительный мир Природы - мир невероятно сложный, смертельно-опасный, но все же чище мира цивилизованного, духовно-нравственного человека с его исканием, метанием, самоистязанием, самолюбованием, приключением и ложью!

Вспоминаю случай, когда Эйка предсказала предательство близкого мне человека. Но об этом в другом рассказе. А пока скажу - ни лютый холод, ни безжалостный голод, ни мучительные болезни страшнейшее бедствие для бесконечно гонимого, беспрерывно теснимого бесправного живого существа. Настоящая катастрофа для них - неблагодарность и равнодушие человека. Ну, кто еще на Земле, кроме этого добрейшего души «властелина природы», «центра вселенной», «царя мироздания», «венца творения», способен бережно растить, заботливо ухаживать, нежно лелеять и холить живое создание, чтобы хладнокровно убить, удовлетворяя свои безумные страсти, неуемную плоть?

И знаете что удивительно? Сколько бы животные не обжигались о неразгаданную обескураживающую человеческую нетерпимость ко всему живому, продолжают доверять ласковому его слову, светлой его улыбке, проявляя смирение, терпение, покорность и кротость, - истинные космические христианские добродетели! Не упрек ли нам – богобоязненным?

Но в который раз погибают от рогаток, камней, палок, отравы, капканов, ловушек, огнестрельного оружия и просто пренебрежительного к ним отношения!

Александр Калько

Конкурсная работа 2007 года

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru