Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Конкурс "Наследника"

Что на роду написано?


Встречаются двое молодых людей, и один у другого спрашивает: «Как жизнь, как семья, как дела в институте?» «Да ты понимаешь в целом все хорошо, только вот институт пришлось бросить». «Почему!?» «Ну, знаешь времени не хватало, молодая жена …, одним словом судьба у меня такая …». Такие ответы мы слышим практически каждый день. А действительно ли человек настолько подвластен судьбе? И что же такое судьба на самом деле?

В наши дни эта тема особенно актуальна, потому как, несмотря на то, что сейчас Россия вновь возвращается к православным традициям, сознание людей пока гораздо ближе к языческому, особенно в вопросах, касающихся судьбы и ее предопределения. Во многом это было актуально для всей истории русского народа, но нынешняя ситуация, объективно намного сложнее: годы социалистической идеологии, формально отвергающие не только любую религиозность, но и предрассудки вообще, как ни странно, наоборот, провоцировали рост суеверий в народной среде. Во многом это было вызвано искусственным насаждением марксистской идеи детерминизма, отрицавшего сверхъестественные силы в объяснении природных явлений, и утверждавшего наличие объективных причинно-следственных связей в любых реальных процессах. С одной стороны, такая концепция кажется значительным шагом вперед, еще одной ступенью, ведущей к торжеству разума. Но, с другой стороны, если обратиться к истории возникновения учений подобного толка, нетрудно заметить, что большая их часть, по сути, берет свое начало в глубоком прошлом — в частности, в греко-римском язычестве. Само понятие о Судьбе — Фатуме, Роке — сложилось собственно именно в этот период.

Тогда Рок и Судьба стояли даже превыше верховных богов, и действие рока распространялось и на небожителей. В этом наблюдалась своеобразная иерархия: судьба как высшая отвлеченная инстанция властвовала над богами, определяя их жизненный путь, а они, в свою очередь, предопределяли и вершили судьбы людей. Безусловно, что язычники, полностью принимая веление богов, тем не менее, все же стремились узнать, какой же путь приготовили для них их небесные покровители. Так появились предсказатели, оракулы, прорицатели, пифии и т.п. Заключения их и предсказания зачастую определялись спонтанно, под воздействием некоего религиозного аффекта; и тогда древние греки, нация, необычайно развитая, начали искать пути «узнавания» судьбы при помощи объективной силы — человеческого разума. В связи с этим начало складываться представление о том, что судьбу можно определить при помощи изучения вселенной. Естественно, что в тот период людям такое изучение было доступно только в плане изучения звезд. Это и породило величайшее языческое «достижение», прочно вошедшее в сознание человечества, ставшее одним из самых главных наследий язычества, неистребимых веками — астрологию. Вероятно, в наши дни в этом аспекте к категории язычников так или иначе можно отнести как минимум две трети человечества. Гороскопы давно стали бестселлерами в книжной сфере, без них уже не может обойтись ни одно средство массовой информации. Также из языческих представлений о судьбе к нам пришли и талисманы, охраняющие от дурного влияния сил посторонних, могущих нарушить предопределенный свыше порядок вещей в нашей жизни, или же, наоборот, призывающих какие-то явления. Сейчас повсеместно можно встретить те или иные талисманы подобного толка: самые распространенные – это ювелирные украшения, несущие информацию об их владельце. Не известно, меняет ли что-то ношение на шее цепочки с золотым козликом или львом, впрочем, как и ношение нательного креста, напоказ, но, наверное, тем, кто искренне верит в судьбу, это имеет какое-то резонное значение. Также нет уверенности, что многие из тех, кто носит подобные вещи, действительно придает им какое-либо значение вообще. Но, тем не менее, эта языческая черта жива. Как и само языческое представление о судьбе или роке.

Многие верят, что судьбою для всякого человека, безусловно, предопределены все обстоятельства жизни и даже все поступки и действия, и как они определены, так непременно и совершаются независимо от самого человека и его воли, и сколько человек ни старайся, ему ничего не изменить в своей судьбе. Эта вера закреплена пословицами: "от своей судьбы никуда не уйдешь", "чему быть, тому не миновать", "на роду написано" и тому подобными. Причем такое поверье существует не только в темном простонародье, но и у людей образованных, от которых приходится иногда слышать: "роковая пуля", "роковой шаг и поступок в жизни". Такое мнение о судьбе как о силе, прихотливо властвующей над всеми, милостивой к одним и грозной к другим без разбора, без сообразования своих распоряжений с требованиями правды, безусловно, имеет языческий характер и заимствовано из древности. Причем именно такое языческое восприятие укоренилось и в одной из важнейших мировых религий — мусульманстве. По Корану Аллах сам производит добрые и дурные дела в людях, сам вводит в заблуждение и направляет к добру. Все зависит от него, а люди - орудия в руках его.

В христианском учении все совсем иначе, и судьба и ее действия представляются в совершенно ином понимании.  Христианство увидело в судьбе не бессознательную силу, которой подчинены все живущие, которая полностью предопределяет судьбу человека, а промысел Божий. Для христианского миропонимания представление о такой предопределяющей деятельности Бога совершенно естественно, оно вытекает из самих христианских представлений о Боге и Его отношении к человеку. Первое, что убеждает христиан (и не только) в существовании Божественного промысла, есть молитва. Молитва как живое общение человека с Богом невозможна и бессмысленна без уверенности в присутствии в мире действий Бога. Если Бог совершенно отдален от того, что происходит на Земле, если он, подобно Будде, всего лишь видит сон, и все человечество это не более чем иллюзия бога, то тогда нет и смысла ему молиться и  обращаться к нему за помощью. Люди же не молятся отдаленным от нас на многие тысячи световых лет звездам, потому что знаем: они от нас настолько далеки, что ни при каких условиях они не могут повлиять на нашу судьбу. Тем не менее, они существуют, но относительно взаимодействия с планетой Земля их как бы и нет. Второе – это представление о Боге как абсолютной личности, Который тем и отличается от безличных языческих абсолютов, каковой является судьба, что Он не только все знает, но еще и  выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с ней миру. Так и Бог для христиан не может быть безучастным к жизни каждой твари и к миру, который Он Сам сотворил. Христианство увидело в судьбе не безличную силу, не холодный космический закон, а Бога, и не просто Бога, а именно любящего Бога. Эта уверенность христиан в том, что люди не безразличны для Бога и в том, что жизнь определяется не безличной силой, каковой является судьба, была непонятна древним язычникам. Языческий философ Цельс писал: «Род христиан подобен лягушкам, усевшим вокруг лужи, или дождевым червям в углу болота, когда они устраивают собрания и спорят между собой о том, кто из них грешнее. Они говорят, что Бог нам все открывает и предвозвещает, что, оставив весь мир и небесное движение и оставив без внимания эту землю, Он занимается только нами, только к нам посылает Своих вестников и не перестает их посылать и домогаться, чтобы мы всегда были с Ним». Это было совершенно чуждо языческому мировосприятию. И именно эту радость своей замеченности, найденности, узнанности Богом  – крадет у человека языческая судьба. Третий момент, который убеждает христиан в существовании божественного промысла, - это ограниченность мира. Жизнь сама по себе — явление несамобытное не является и не могла бы существовать без произведшей его причины. Кроме того, в существовании божественного промысла убеждает христиан и само устройство мира, его сложность, целесообразность, красота, гармония, которые очевидны даже для людей и не верующих. Это также говорит о разумном начале, лежащем в основе мира, именно разумном, какой не может являться языческая судьба. Однако, определяется ли судьба человека в христианском понимании так же как у язычников? Действует ли она так же автоматически, противоборствуя воле и свободе человека? К сожалению, и среди христиан находятся те, которые такие превратные понятия о судьбе перенесли на единого Бога, так что некоторые оправдывают свои тяжкие грехи, ссылаясь на волю Божию. Часто это можно наблюдать в беседе с алкоголиками или наркоманами, которые практически все оправдывают себя словами вроде: "Я сам рад что ли, что так делаю? Сам вижу, что я пропащий человек, но знать уж доля моя горькая такая, наказал меня Господь этою проклятою страстью. Больно, горько и самому, да ничего не поделаешь" и тому подобное. Мне кажется, что все это — примитивное самооправдание, не имеющее под собой не только религиозной, но и какой-либо иной основы, кроме эгоизма. В действительности это так, как говорят такие люди. Например, по учению Православной Церкви Господь каждому человеку предопределяет судьбу в здешней, временной, и в будущей, вечной жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни. Пользуясь своим всемогуществом, Господь определяет судьбу человека, не нарушая его свободы, не отнимая у человека его воли. Свобода воли есть такой дар Божий, который Господь сохраняет даже и в совершенно безнравственных людях. Не отнимая у человека воли, Господь предоставляет ему на выбор, и уже совершенно в воле человека сделать выбор. Христианство вернуло людям серьезное отношение к своему мировоззренческому и религиозному выбору и отстояло их право на выбор. Господь устраивает человеческую судьбу согласно с тем, что изберет человек и чего заслуживает он. Стало быть, виновником бедствия, каким Бог грозит непокорным ему людям, является: не Он, а люди. Таким образом, с христианской точки зрения, человек устраивает свою судьбу сам, прибегая при этом к помощи Божьей. Безусловно, что Бог играет в этом отношении далеко не последнюю роль, но он не управляет нами, как куклами, но тем не менее всегда незримо присутствует рядом с человеком, что подтверждают слова Евангелия от Иоанна «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

 

Аркадий Темнов

 

Конкурсная работа 2007 года

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru