Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Конкурс "Наследника"

Коттедж или церковь?


Одного желания возродить или уничтожить страну, которая занимает 1/ 6 суши, к сожалению или к счастью мало. Проект «золотого миллиарда», созданный в Америке, имел четкую и ясную цель – уничтожение России. Так один из создателей проекта Ален Даллес пишет: «Окончится война, все как- то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, - все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей, способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как?

Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением …исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать, и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать, и понимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель.

Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, и все это расцветет махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества.

Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Вот это мы и сделаем».

Написано это было в конце великой отечественной войны, когда ясно была видна победа СССР. Американское правительство было всерьез озабочено тем, что даже в то смутное время, в которое уверенно вступила Россия, окрестив его светлым коммунистическим будущим, даже в это время Россию не удалось поработить. Подкосить – да, но сделать так, чтобы Советский Союз лег ничком наземь в преклонении перед западом – не удалось. Соединенные штаты Америки давно раздражала, эта не окрашенная в американский флаг и не поделенная на штаты непокорная Россия, которая нашла себе союзников, и стала расти, прикрепляя новые территории. Америке хотелось оторвать эти куски земли от ненавистной ей России, отделяя города и селения, будто кожуру от лука. С трудом, плача, но расчленяя ее, не оставляя возможности и шанса воссоединиться вновь.

Что ж, как видим – план «А» удался – и Советский Союз развалился словно песочная пирамидка от небольших, но частых ударов и потрясений. Не было того, чтобы скрепило бы песок, и не дало ему развалиться от дуновения ветра. Этой всесоединяющей водой могла стать вера, но, увы, не стала.

Испокон веков христианство было тем самым фактором, который не давал людям опуститься до состояния всепоглощающей ненависти, раздора и разрухи. На протяжении уже более 10 веков Россия сильна своей верой. Христианство стало уже характерной чертой русского человека, оно воспитывает отзывчивость, кротость, целомудрие, искореняет равнодушие, грубость, безнравственность и жестокость. Луковки церквей, словно лучи солнца, пронизывают сердце каждого человека ощущением добра, любви и сострадания.

В советское время нить между Богом и человеком, проходящая сквозь множество церквей и монастырей, практически была утеряна. Богоборческая власть попыталась сделать все, чтобы уверить человека в том, что Бога нет. А известный постулат – бери от жизни все и не стесняйся – должен стать нормой.

Но каким бы ни было отношение к вере, Богу, православию, мы все прекрасно понимаем и осознаем, что храмы, монастыри, иконы – неоценимые памятники архитектуры, культуры и искусства.

Многое было утеряно, утрачено, разграблено, уничтожено. Многое было сделано, чтобы затоптать любовь к Отечеству, людям, Богу. Многое, но не все. Всегда огонек добра и веры теплился, и пламя лишь разгоралось при сильном ветре.

   Сейчас, богоборческие времена отступили. Государство осознало, что никогда граждане его не станут настоящими патриотами, никогда не будут любить свою страну, если ничего, кроме квартиры и машины, их здесь не будет держать. Никогда не исправится, в лучшую сторону демографическая ситуация, если главными станут карьера и развлечения, а не семья и духовное развитие человека.

Поднятие экономического, социального и прочего благосостояния страны постепенно происходит, а кто будет заниматься духовным благосостоянием? Ведь если не будет людей, способных к самопожертвованию, личному подвигу, во что же превратится наша страна?

 

Однако дело даже не в духовном воскрешении страны, речь идет хотя бы об охране исторического памятника 15 века – церкви Рождества Богородицы, что стоит на берегу пруда в селе Вихорна. Зарожденный в 15 веке трехпрестольный храм имел три прихода: Владимирской Божьей матери, Николая Угодника и Рождества Богородицы.

Ценность церкви вовсе не в том, что построена она из старинных кирпичей в стародавние времена, а кое в чем другом. Впрочем, в этом читатель сможет убедиться, прочитав небольшой рассказ написанный чуть ниже:

- Дед, а дед, расскажи мне, почему ты бережешь так икону эту, ну что в ней такого? Божия Матерь как Божия матерь, а ты все ж как -то по- особенному бережешь ее?

- Ну, Иван, прав ты, Божья Матерь эта, да необычная, досталась она мне от отца, отцу от деда, деду от прадеда…. Понимаешь, в те стародавние времена, когда княжил еще Дмитрий Донской, брат его двоюродный Владимир Андреевич, князь Серпуховской владел множеством вотчин. Так вот село наше Вихорна его вотчиною была. Он брал подати с нее наравне с Хотунью, Ярославлем и другими вотчинами.

Да, непростые времена были, шел год 1380, готовилась Русь сразиться с татарскими полчищами. И князь наш, Владимир Андреевич, в засадном полку был. Дружина собиралась, ратников со своих вотчин брали, ополченцами их называли. Брали мужчин с бородой, но не с седой. Вот и предок наш, родственник Иоанн, собирался на сражение. Церкви в Вихорне не было еще, потому Вихорна называлась не селом, а деревней. Но в избе, в красном углу, у Иоанна висела та самая икона Божьей матери. Его мать, Ефросинья, очень набожная женщина, днем и ночью молилась за единственного сына и двоих дочерей, чьи мужья ушли на ратное поле. А ты же знаешь, внучок, какие чудеса творит материнская молитва!

О сем сказал еще поэт Некрасов:

 

«То слезы наших матерей

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой Ниве

Как не познать плакучей иве

Своих поникнувших ветвей».

 

Род наш был древний, жили  в поселении Покрова, которое таилось в лесу от ватаг, но трудно было его жителям, ибо разбойники мешали жить поселянам и разоряли их. Но, несмотря на это, была налажена торговля, бурлачили на барках, на одной из которых…. однажды привезли холеру. Жители стали гибнуть, и огромное их число погибло. До того доходило, что, чувствуя близкую смерть, человек сам копал себе погребальную яму, то есть могилу, сам себя хоронил, накрываясь доской, и ждал приближения смерти, хоронить -то было некому. Разбежались люди оттуда в разные стороны.

В глубину леса, по родниковой речке, к истокам поднялась одна семья, по преданию Вихр, и остались жить там. Образовалось село Вихорна - создали сторожевой пост, начали заниматься бортничеством, подсечным земледелием, охотой, собирательством, начало образовываться селение, и стала семья наша жить здесь, а деревню потом относили к известному нам с тобой князю Серпуховскому.

Евфросиния вспоминала все это, да и молилась Божьей матери, чтобы сын ее жив, остался, да мужья дочерей, она чувствовала волнение за свою семью, потому как в этот день Дмитрию Донскому стало ведомо, что с Прибалтики помощь татарам идет. Было принято решение переправляться через брод к Дону, в местечке Прилуки, между Лопасней. Так как и что стоит на Головлинке.

 Добрались русские ратники до поля, выбрали самое удобное место, чтобы татары не могли зайти с фланга, используя речку Неприяда, бугры и стали ждать. Поле было низменным, было много куликов, отсюда и пошло название легендарного поля – Куликово, ставшего символом российского мужества и самоотверженности. Все молились, уповали на бога, каждый из воинов буквально пропитался верой и ощущал на себе благословение Сергия Радонежского. С минуты на минуту должен был состояться поединок между Пересветом и Челубеем. Они сшиблись на скаку и пронзили друг друга насквозь. И это не давало никакой уверенности ни татарам, ни русским. Но, наши были уверены – С нами Бог!

Передовой заградительный отряд Дмитрия Донского состоял из ополчения, которое набрали с сел, и весей. Стоял и Иоанн среди них. Они должны были погасить атаки татарской стороны. Оружие их было топоры, рогатины, копья, рожны. По сущности битвы все они должны были погибнуть. А уже за ними стоял основной центральный полк, который перед битвой возглавил сам Дмитрий Донской, переодевшись в простого ратника. Левый и правый полк были доверены друзьям великого князя. А самых отборных, в латах доверил своему другу, Баброку, рассчитывая на его мудрую выдержку – и сказал: выдержи, вытерпи, пока татары не сомнут нас с фланга. Соглядаи, которые сидели на деревьях, наблюдали, что и как происходит, передавали, что наши дрогнули и уже отступают, стали отходить, но Баброк, как и велено было, пропустил татар, не обращая внимания на трагичность положения и ударил сбоку, сзади удар был настолько стремителен и селен, что ставка Мамая сразу же поняла – битва проиграна и кинулась в бега, бросив все. А наши преследовали татар еще 30 километров.

Иоанн, несмотря на то, что стоял в заградительном полку, и должен был уметь, выстоял, и со своим побратимом по битве, вернулся в Вихорну. Тех, кто был раненный и посеченный брали на излечение поселяне, лечили просто: отваром из растений и почек тополя.

 

В благодарность за победу в Вихорне поставили церковь, небольшую, деревянную, но ладную, народу было много всегда, и стала деревня называться селом.

А икона эта всегда почиталась в нашей семье, как избавительница, так что Иван, и ты икону эту почитай».

Пожалуй, небольшой экскурс в историю окончен.

Но это не все, чем славен Вихоренский край.

Примечательно то, что село Вихорна никогда не было крепостным. Оно было вотчиной, владением, уделом, но никогда не было крепостничества в этих краях. По-разному было в годину трудную. Бывало, что селение опускалось до крайней степени нищеты, бывало, что богатело.

Со временем в селе была построена фабрика «золотого шитья», два каменных здания, цех и управление в два этажа, шили религиозную одежду (облачения для священников). Ходит молва, что и царские семьи заказывали здесь одежду.

«В детстве мы с ребятами собирал катушки от золотых и серебряных нитей», - рассказывает Левитский Вечаслав Сергеевич.

Но шло время, былое уходило, в жизни появлялось что – то новое, некогда бедненькая церковь стала богатеть. Старые мифы сменяли новые предания. Так вот одно из них гласило, что в былые времена в местности Вихоренской крутился смерч, он поломал леса, накренил колокольню, сдвинул церковь. Лес в простонародье стали называть пеньки или корьки, церковь сначала подправили, а потом и вовсе перестроили, и на месте старой деревянной возникла новая, большая, теплая церковь. В ней было 3 прихода: Владимирской Божьей матери, Николая Угодника и Рождества Богородицы. Церковь была действительно хорошей, двойной потолок, купол, колокольня с рядом колоколов. Старинные росписи украшали храм, позолоченные иконы, церковная утварь, огромная религиозная библиотека - все это было в Вихоренской церкви.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда горела Москва, в Вихорне останавливались люди из Москвы, которым пришлось покинуть их дома во времена лихолетья. Принимал их, в то страшное врем настоятель Вихоренского храма И.А. Лебедев, который помогал обустроиться беженцам, да и сами вихоряне помогали чем могли. А вот что вспоминает Левитский Вечаслав Сергеевич:

 „Как мне рассказывали, когда горела Москва, зарево было видно с нашей колокольни несколько дней, а мальчишки, подражая солдатам, с палками на перевес изображали воинов».

Время шло, поколения сменялись поколениями, одна война сменяла другую, и вот уже не Россия, а Советский союз стоял на пороге опасного этапа – войны с фашистской Германией. И этот этап наступил, снова ополченцы, правда, уже красной армии из Вихорны уходили на войну. Подростки были заняты на заготовке леса, каждый должен был освоить 2 куба леса, но дети не всегда справлялись с нормой, поэтому приходилось пересчитывать объем вырубленного леса. Вечаслав Сергеевич вспоминает, что мама его работала в то время учительницей в Вихоренской школе, И Артамонов Михаил Савельевич, старожил Вихорны приходил к его матери за помощью. Он руководил отрядом подростков, которые осваивали лес, впоследствии переправляя его на ступинские заводы, а мама его Левитская Наталья Сергеевна, помогала высчитать, сколько кубометров этого самого леса они заготовили.

 В конце 20-х годов в Вихоренской церкви служил священник Феодосий, в деревне он прослужил около 10 лет. А до этого он был регентом в Новоспасском монастыре, а учился в Чудовом монастыре в Кремле. Но настал 38 год, год, окрашенный кровью не одного человека. По доносу Феодосий был арестован, бездоказательно осужден и расстрелян в Бутово. В настоящее время он причислен к лику святых.

Прошло еще некоторое время, в село нагрянули уполномоченные - атеисты, которые за которое время скинули колокол вниз». Женщины плакали, плакали дети. Сидя на надгробьях, даже мужики, и те казалось, заплачут. Колокол опустили на пол колокольни, затем столкнули вниз колокол и охнула земля вихоренская, и в мелкие осколки превращался не только сам колокол, но и сердца людей. Колокола переправили, переработали, мелкие осколки собирали жители, храня их, как последнюю нить между Богом и человеком» - рассказывает Вечаслав Левитский.

В селе был организован колхоз, который имел свое правление. Золоченые украшения, ценные иконы, церковная утварь и библиотека стали легкой добычей для расхитителей. Позже церковь была переоборудована под склад зерна, была там веялка и сортировка и у святых ворот валялись грязные мешки. Началось хищение надгробных плит. Для воров они представляли ценность исключительно как черный, белый и красный мрамор. Единственное что сохранилось – старинные иконы и тот благодаря архитектору Крымову, который вывез их с целью сохранения. Все кануло в лету, лишь немногое из итого, что было передано настоятелю Троицкого храма села Лужники отцу Игорю(Горячеву) было сохранено.

А тем временем, сверхдержава СССР развалилась на национальные вотчины побольше и совсем маленькие. В России воцарилась ее величество демократия, и, казалось бы, вопрос исчерпан. Свобода слова, мысли, вероисповедания должны были стать основами из основ, но …. Снова не получилось. Государство решило отсторониться от проблем, не вдаваясь в сущность. Сейчас, мы имеем в виду, даже не центральную власть – президента, премьер - министра, верховную палату и т. д., а скорее бюрократический аппарат, который погряз в бумажках, взятках, и, кажется, обитает в вечном хаосе. Самодурство местечковых чиновников порой ставится превыше федеральных законов и общечеловеческих принципов и правил вообще. Выделенные государством деньги, по сути, наши деньги, которые вкладывем мы в виде налогов, взносов и т. д., расходуются не туда и не в том объеме. И ни для кого не секрет, что порою личные интересы ставятся выше государственных.

Но вернемся к памятнику 15 века. В 1991 году, ставшем годом разлома, в Вихорну приезжает Игорь (Горячев), священник, у которого уже есть свой приход, но из-за недостатка священников, ему пришлось служить в обеих церквях. Казалось бы, 91 год – послесоветское время, и люди не то что ходить, думать о Боге не могли.

Однако и думали, и ходили, и восстанавливали варварски разрушенные церкви и монастыри. Стала собираться и вихоренская община. Небезызвестный уже читателю Левитский Вячеслав Сергеевич своими силами пытался восстановить храм, помогали люди: кто - то жертвовал деньгами, кто - то песком, кто- то цементом, кто – то добрым словом и умелыми руками. Возникла потребность в создании мастерской, для реставрации икон, самого храма.

 Но! Тут возникли непредвиденные обстоятельства. Оказалось, что на земле, принадлежащей церкви стоит коттедж. Удивительно то, каким образом было разрешено его строительство. Однако, никто не был против коттеджа, раз так случилось, пусть стоит, но вот жители коттеджа взбунтовались. Дело в том, что мастерскую решили строить на месте свалки, на прицерковной земле, на которой стоит коттедж. И его жители посетовали на то, что шум мастерской будет мешать им, отдыхать. Парадокс, не правда ли? Несколько странно поведение этих людей. Но еще удивительнее поведение местной власти, которая мало того, что разрешила строительство этого коттеджа, а может, и не разрешала? Может, есть другие, обходные пути, о которых мы с вами, читатель, можем лишь догадываться? Действительно странно то, что было запрещено строительство мастерской? Почему? Кому это нужно? И как так получается? Хотелось бы на месте всех этих знаков вопроса поставить жирные точки утверждения. Но представителей власти все нет и нет. То их приемные дни перемещаются, то самих их нет, то один их вид и голос не внушает уверенности в их благорасположении. Но с благословения отца Игоря (Горячева) Вячеслав Левитский начал работы по восстановлению храма. Чиновники, боясь гнева верховного кагана, незаконным образом уменьшили в десятки раз площадь храма. Боясь ярости все того же кагана, восстановление памятника  решено было не финансировать.

Интересно то, что разрешение на работы было получено, и признано, что церковь эта, является памятником архитектуры и охраняется государством, но местная власть посчитала себя компетентнее Федерального собрания, решив – «церквей много, на всех денег не хватит, а мне еще сына в институте учить….»

 С большим трудом Вячеславом Сергеевичем с помощью других неравнодушных людей было оформлено подключение света, электроснабжения, был восстановлен притвор, в котором можно было производить службы, появлялись иконы, утварь, которые в большинстве своем, делал Левитский Вячеслав своими руками.

Достаточно изощренными были методы ремонта, так, например, при ремонте больницы, сбросили старое железо и по большой просьбе отдали его …. Вихоренскому храму.

Своими силами поставили памятник погибшим в Отечественной войне воинам. Возводится памятник прошлому и будущему, надпись на котором гласит: « С покаянием к предкам, во здравие потомков». Может, и нам стоит прислушаться к данному воззванию. Примечательна и история памятника: лежал в этой деревне камень, который старше не только этой деревни, но и скифов помнит, десятки поколений. Более двух метров в высоту, более четырех тонн стали.

Вообще, по рассказам людей, живущих в этом месте, можно написать продолжение известной книги Салтыкова – Щедрина «История одного города». И как говорит Вячеслав Сергеевич Левитский:

«Развал начинается с того, что «Иваны», не знающие родства, не уважают свою Отчизну. Это называется крохоборство. Приоритетом становится стяжательство и нажива».

Да уж, трудно с этим не согласиться. А недавно на прицерковном кладбище появилась табличка: «ЭТО МУНИЦИПАЛЬНОЕ КЛАДБИЩЕ И ЗА МОГИЛУ НУЖНО ПЛАТИТЬ ДЕНЬГИ». Что ж, уже и не умрешь просто так. Даже из смерти чиновники пытаются извлечь выгоду, можно подумать, они будут следить за кладбищем…..

Что ж, что это мы все о грустном…. Приближаемся к церкви. Чистые березовые рощи, большой и очень красивый пруд, на его брегу стоит каменный трехпрестольный храм Рождества Божьей матери. Правда, отпечаток атеизма сказался и на нравах жителей, они такие же разные, как и наше время.

 

Ирина Тихонова

 

г. Ступино

Ступинский Муниципальный район Московской области

 

Конкурсная работа 2008 года

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru