православный молодежный журнал | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурс "Наследника"Девушка не жена, жена – не девушкаКак-то встретился в школьном учебнике по истории средневековья интересный факт: красота рыцарского служения «Даме сердца» (имеется в виду невеста) парадоксально превращалась в зверское избиение этой самой Дамы после свадьбы. Вплоть до членовредительства. С чем это связано? С тем ли, что Дама сердца превращалась из объекта платонической любви в объект любви чувственной? С тем ли, что образ Прекрасной Дамы в рыцарской культуре – аллюзия с Девой Марией? Но после свадьбы дева перестает существовать. Вместо нее появляется женщина. Так или иначе, контраст имел место быть. Не меньшей силы контраст в описании девушек и жен и в книгах Н.В. Гоголя. Чтобы избежать голословности, стоит пролистать, к примеру, сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки», затем «Миргород», и, в заключение, «Выбранные места из переписки с друзьями» (см. таблица).
Есть и еще один, едва мелькнувший, но очень важный женский образ – жена пасичника Рудого Панько: «Старуха моя, с которой живу уже тридцать лет вместе, грамоте сроду не училась; нечего и греха таить. Вот замечаю я, что она пирожки печет на какой-то бумаге… Посмотрел как-то на сподку пирожка, смотрю: писаные слова. Как будто сердце у меня заныло, прихожу к столику - тетрадки и половины нет!. … Что прикажешь делать? на старости лет не подраться же!» Не этого ли боялся Гоголь в личной своей судьбе – непонимающей жены? К.М. Мочульский (1892 – 1948 гг.), один из авторитетных исследователей биографии и творчества Николая Яновского, ставит ему неутешительный диагноз: «До самой смерти Гоголь не знал любви, этого, по его словам, первого блага на свете». Если вчитаться в образы гоголевских жен и вдов, пожалуй, можно и подписаться под диагнозом уважаемого биографа. В самом деле, Солоха – вдова, ведьма, жена кума Чуба – драчунья и приживалка, Василиса Кашпоровна – властная «самодура», Пульхерия Иванова – добродушная приземистая барыня с ограниченным кругозором и приторным лицом… Но, помимо прочего, встречаем у Н.В. Гоголя и такие «бриллианты», как Оксана, Катерина, Параска, Пидорка и др. (см. таблицу). Может ли написать такие строки человек, не любящий девичьей красоты?! Для утонченных женоненавистника или мужелюбца характерно, как правило, игнорирование женских образов в творчестве. К примеру, можно ли встретить такой образ у Аристотеля? А у Платона? Или у Ницше? Гоголь неимоверным усилием воли удерживал себя от любви к женщине. Он писал влюбленному Данилевскому: «очень понимаю и чувствую состояние души твоей, хотя самому, благодаря судьбу, не удалось испытать. Я потому говорю, благодаря, что это пламя меня бы превратило в прах в одно мгновение». Н.В. Гоголь советовался об уходе в монастырь с оптинским старцем Макарием (Ивановым), и некоторые связывают особенности гоголевских женщин с его монашескими интенциями. Он писал графу А.П. Толстому: «Нет выше звания как монашеское, и да сподобит нас Бог надеть когда-нибудь ризу чернеца, так желанную душе моей, о которой уже и помышленье мне в радость. Но без зова Божьего это не сделать…» Оттого ли Гоголь не полюбил ни одну женщину как жену?! Некоторые, особо резвые исследователи, пытаются упаковать сознание Гоголя в тару фрейдизма. Тогда и все творчество его формально укладывается в два инстинкта: эрос и танатос. И шинель становится эротической фантазией Акакия Акакиевича, и образ покаявшейся проститутки отдает «душком»… Так ли это?! В произведениях Н.В. Гоголя не описано практически ни одной счастливой полноценной семьи. Одним из немногих исключений являются Вакула и Оксана из «Ночи перед Рождеством»: «Проезжал через Диканьку блаженной памяти архиерей, хвалил место, на котором стоит село, и, проезжая по улице, остановился перед новою хатою. - А чья это такая размалеванная хата? – спросил преосвященный у стоявшей близ дверей красивой женщины с дитятей на руках. - Кузнеца Вакулы, - сказала ему, кланяясь, Оксана, потому что это именно была она». Залогом их семейного счастья явилось, в первую очередь, то, что молодые были друг другу «по сердцу» (Вакула неоднократно показывает свою любовь к Оксане, а Оксана, в итоге, соглашается пойти за него замуж «и без черевиков»), а также родительское благословение (несмотря на все препятствия, Чуб говорит Вакуле: «Добре! присылай сватов!»), Венчание и принесенное кузнецом церковное покаяние. «Поздний» Гоголь, впрочем, вообще «простил» жену и реабилитировал ее честное имя в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Аксентий Иванов Поприщин, где-то между днем и ночью 86 мартобря сделал интересное открытие: «О, это коварное существо – женщина! Я теперь только постигнул, что такое женщина. До сих пор никто не еще не узнал, в кого она влюблена. Я первый открыл это. Женщина влюблена в черта. … Физики пишут глупости, что она то и то, - она любит только одного черта… и она выйдет за него. Выйдет». Поприщин, конечно, сумасшедший, но женщина есть женщина. Да и Солоха, помнится, благосклонно относилась к ухаживаниям хвостатого друга… Неужели нет спасения от становления женщиной, этаким «чертом в юбке»?! Но ведь если девушка не станет женщиной, женой, то не станет и матерью. Пожалуй, идеальный вариант перехода из одного состояния в другое – чудесный. Так, к примеру, случилось в семье самого Гоголя: «Когда будущий отец писателя, Василий Афанасьевич, ездил на богомолье к одной из самых почитаемых на Руси чудотворных икон Божией Матери Ахтырской (обретена 2 июля 1739 года, в настоящее время находится в США), во сне ему явилась Царица Небесная и указала на дитя, сидевшее на полу у Ее ног: «…Вот твоя жена». Через некоторое время в грудном младенце, дочери соседей по имению Косяровских, он вдруг, застыв от изумления, узнает те самые черты ребенка, которые показали ему в сне. Спустя тринадцать лет, на протяжении которых Василий Афанасьевич не перестает следить за своей суженой, видение еще раз повторяется, и он просит руки девушки. …» Но далеко не всем является Божья Матерь. И что получается?! Пока ты девушка, ты - «серденько, красавица, голубко, ясноокая, рыбка, ожерелье, красна калиночка», а потом – «дьявол, столетняя ведьма, бельмо в глазу», да «черт-баба» Ну, в лучшем случае, – «кофейник в чепчике» (матушка Григория Григорьевича Сторченка из «Ивана Федоровича Шпоньки и его тетушки»). Девушка не жена, жена не девушка…. Но Николай Васильевич не был бы Николаем Васильевичем, если бы не указал лекарство от болезни со странным названием: «женщина». Девство – вот истинная красота для сознания человека стремящегося стать монахом… Однако девушки Гоголя красивы, но не всегда добры: Оксана-девушка - гордая, самовлюбленная (Оксана-жена – иная, «красивая женщина с дитятей на руках», кланяющаяся архиерею). Красавица-ведьма, очаровавшая Фому Брута, - без комментариев. Прекрасная панночка – утопленница, а о мертвых, как говорится, либо хорошо, либо ничего. Красавица-полька, заменившая русскому казаку Отечество – «… с развязностью дитяти, которою отличаются ветреные полячки…». Как скореллировать величины «девство» и «женственность»? На данный вопрос посредством несложных логических операций можно предложить следующие (а и б, или только а, или только б, ни а, ни б) варианты ответов: - вместе с девством человек теряет и красоту; - девственность всегда красива, женственность – никогда; - по-настоящему красивой может быть только женщина, ибо ее предназначение – деторождение. Девство не дает раскрыться красоте; - что девушки, что жены – все одно – «Господи Боже мой… И так много всякой дряни на свете, а ты еще и жинок наплодил!». Но проблема, поднятая Гоголем, еще глубже, чем кажется. Какая красота имеется в виду? Как связана красота духовная и красота телесная? Те же логические операции выдают «на гора» следующие результаты: - «в красивом теле красивый дух»; - «урод моральный и физический»; - «обложка красивая, а внутри – осетрина не первой свежести»; - «телесная красота – «скоромимоходяща», духовная - вечна». Именно на последнем варианте и останавливается духовидец-Гоголь. Конечно, лучше быть честным министром, чем подлым дворником, и гоголевская Оксана с дитятей на руках не уступает «Мадонне» Рафаэля… Есть и еще примеры. Пульхерия Александровна Раскольникова – вдова. Однако, красивая, «… и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный жар сердца до старости. … сохранить все это есть единственное средство не потерять красоты своей даже в старости…». Вот тот рецепт красоты – целостной, идеальной, настоящей – который работает. Почему именно гоголевский? Потому что он, как человек целомудренный, смог оценить женскую красоту без страстной привязанности, без мужского кокетства или ехидства. Красота внешняя + красота внутренняя = идеал. Пожалуй, нет у Гоголя ни одной яркой уродливой, но доброй женщины или девушки. Н.В. Гоголь в одном из личных писем обращается к жене только что назначенного губернатора: «…Клянусь, женщины гораздо лучше нас, мужчин. В них больше великодушия, больше отважности на все благородное… Клянусь, женщины у нас очнуться прежде мужчин, благородно попрекнут нас, благородно хлестнут и погонят нас бичом стыда и совести, как глупое стадо баранов…» Или вот еще: «Нигде я не вижу мужа. Пусть же бессильная женщина ему о том напомнит! Стало так теперь все чудно, что жена же должна повелеть мужу, дабы он был ее глава и повелитель». 1846 год. Сейчас – 2007. А мысль актуальна, как никогда. Окинем беглым взглядом женские образы в современной литературе: «дозорная» Светлана Сергея Лукьяненко - Великая Волшебница, а муж, маг Антон Городецкий, определен ей в помощники то ли судьбой то ли инквизицией, но, в любом случае, все с ног на голову. В минаевском «Духless-е», повести о ненастоящем человеке, пожалуй, все-таки есть один настоящий, по крайней мере, набросок настоящего – Юлия. Женщина. В «EMPIRE V» у Виктора Пелевина Гера – новая Иштар, богиня «баблоса» - жизненной силы людей. Впрочем, эта тема требует не беглого взгляда, но пристального аналитического разглядывания. Пока же мужчина, в лучшем случае, равноправен, в худшем - иерархически уступает женщине в выполнении вселенских задач, наименьшая из которых – просто быть хорошим человеком. Женщина – глава, мужчина - правая рука. Ребята, может не надо так, а?!
Екатерина Канайкина
Конкурсная работа 2010 года ← Вернуться к списку |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |