Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Конкурс "Наследника"

Батюшки


 

(записки мирянина)

 

Батюшки – народ особый.

У них – тяжелая ноша. Поэтому их надо беречь. Холить и лелеять.

Мы ходим на работу пять дней в неделю, затем валяемся на диване, ворчим: «ну, куда ж ты бьешь, мазила…» и жалуемся на судьбу.

А батюшки – служат.

День и ночь. 24 часа в сутки. 168 часов в неделю. 8760 часов в году. Без перерыва на футбол. И даже – на отпуск. Ну, представьте себе, едет батюшка отдыхать на море. За окном – полустанки, на столе – курица в фольге. Через полчаса весь вагон – в его купе. И с каждым надо поговорить. И не только по душам. Но и о душе.

На то они и батюшки.

Священнослужители.

Мы любим наших батюшек.

И любим их обсуждать. А как же…

У этого борода больше, у того – крыша выше, у того – шире автомобиль…

Последнее обстоятельство, кстати, из «обсуждать» выдергивает букву «б». И мы начинаем батюшек – осуждать

Вспоминается такая история.

Направили молодого священника на сельский приход. Округ, надо сказать, был смешанный, половина католиков, половина – православных. У нас, в Беларуси, впрочем, это не редкость. Обычное явление… ну, да не в этом суть…

Батюшка, считай, вчерашний семинарист, стоит на остановке, ждет автобуса. Никого не трогает. К тому же – без бороды.

Местная публика, тем не менее, идентифицирует его довольно быстро:

- Простите, вы – священник?

- Да.

- Неправда…

- Но почему?

- У нас ксендзы все – на машинах. А какой, извините, вы батюшка, если без авто?..

 

Поэтому батюшек надо беречь.

А то мало ли, что  у прихожан на уме…

Есть у нас определенный сорт «православных», которых хлебом не корми, дай отыскать какую-нибудь червоточину.

И это не то, и то - не это.

Церковь в их понимании должна быть эталоном совершенства. На меньшее они не согласны.

Но только Церковь наша такая же, как и наше общество. Как и мы сами.

Говорят, кто не понимает монашества, тот не поймет и христианства.

Ну, а если зайти с другой стороны…

Как бы это помягче…

 

…………………..

Вообщем, кто из нас не мечтал о священстве? Причем – искренне, безо всякого лукавства. Такие мысли, думается, посещают каждый неофитский мозг. Не стесняйтесь, вспомните себя молодого, категоричного.

Как хорошо, что эти мысли так и остаются в наших головах.

Страшно вообразить, какими мы были бы… Особенно, если посмотреть, какие мы прихожане… И даже просто – люди…

 А священники, что…

Как говорил Паисий Святогорец, их, в конце концов, Господь к нам не на парашютах сбрасывает… Тоже – люди.

 

………………….

Раньше раздражало, а теперь удивляет, как сторонние личности начинают старую как мир шарманку:

- Нет, ну, посмотрите на этих попов!.. Никому и вмешиваться не надо, они сами все развалят...

Глупые, им невдомек, что глава Церкви – Христос.

А Он уж знает, кого брать в помощники.

И внешние проявления жизни Церкви – только верхушка айсберга.

И с нами – Бог.

Как бы эту фразу не избивали и не извращали.

А значит, никакие врата ада нас не одолеют.

 

……………………

Уж коли тебе неймется сделать Церковь  чище, почисти сначала -  себя. Сам. В конце концов, все виноваты за всех. Не важно, что в арсенале только наждачка… Как говориться, в добрый путь…

 

……………………

Батюшки, дети в церковном дворе, нищие на паперти, слово – доброе и злое, радость Причащения, проспанная Литургия… Это все Церковь.

Это все – мы.

 

……………………

Батюшек надо беречь.

Им многое дано. Но ведь и спрос с них – особый.

Вы помните, что по пятам за мирянином ходит один бес?...

Тогда не забывайте, что за батюшкой ходит не только десяток прихожан…

 

……………………

Наши батюшки – разные.

Как говорится, кто суров - тому  в Саров…

А кто упрям, тому – в Валаам…

И это – хорошо. Потому как мы тоже ведь – не под одну гребенку.

К каждому свой подход.

И свой подход – у каждого.

А раз им много дано, и ожидать от них можно – многого.

От кого – ласкового слова. А от кого – и по шее.

И слава Тебе, Господи!

Лишь бы на пользу…

 

………………………

Батюшек надо беречь.

Помню, говорил один батюшка проповедь.

На клиросе что-то упало. Очевидно, не в первый раз. Не поворачивая головы, батюшка тихо сказал:

- Еще раз повториться – убью…

Спокойная интонация не вызывала сомнений, что действительно, может… Прямо на месте.

Кто-то скажет: грубость, хамство, перегиб. А мне кажется - это Ревность.

Ревность по Богу.

Это они спасали нас от арианства. Спасали от уний. От обновленства. От соблазнов 21-го века. В конце концов, от нас самих.

 

………………………

А другой батюшка – сама душка.

И приголубит, и к груди прижмет, и успокоит.

Но не дай Бог тебе придти к нему на исповедь, будто на вечернюю прогулку по осеннему парку. Да еще в обнимку со грехом…

Этот же батюшка как-то перед исповедью выстроил нас едва ли не в шеренгу, окинул нежным взором:

- Ну, что, грешнички – допрыгались…

Мне захотелось убежать.

И это не придирчивость, это тоже Ревность.

Это то, что называется – Воин Христов.

Сосредоточие борьбы на духовном поле брани.

 

……………………..

На заре юности с товарищем одним мы часто любили обсуждать «человека в рясе». Достоинства, недостатки…

Критерием «за» или «против» являлось одно:

- О, к этому исповедоваться я бы пошел…

 

……………………

Странно, но другой мой товарищ все время вторил первому:

- Надо идти к такому священнику, чтоб поджилки тряслись… Чтоб стыд глаза ел… И желательно – ходить к одному.

 

……………………

А ведь, казалось бы,  действительно - приходов много.

Священников  - еще больше.

Выбирай – не хочу.

И выбираем.

Я сам хожу в большой приход.

Два храма. Семь священников. Тысячи полторы прихожан.

Поисповедовался у одного. Через месяц - у другого. У пятого. Хорошо…

И не сказать, чтоб специально выбираешь. Так получается. Не сидишь же, с калькулятором не вычисляешь…

И все равно, что-то не то...

Начинает попахивать формализмом.

Утрачивается ощущение диалога.

Исповедь превращается в некий промежуточный пункт на пути к Причастию.

 

…………………

Помню, исповедовался я, а у батюшки зазвонил телефон. «Секундочку…»,  -  батюшка приложил трубку к уху, поговорил, затем снова повернулся ко мне, мол, валяй дальше…

Я вознегодовал. Как так? Я рассказываю о своих грехах, о наболевшем, а тут мне: «секундочку».

Потом подумал: а может оттого, что действительно – только рассказываю… Покаяния – ноль, одна болтология….

Значит, справедливо, значит – все верно… По делу и результат.

Как у Майи Кучерской, помните:

Встретились два священника-приятеля.

Ну, естественно сидят, делятся.

Тот, на ком лежит послушание исповедовать сестер в женском монастыре, в сердцах восклицает:

- Ну, хоть бы убили кого-нибудь!

- Как так?..

- А то все, как одна: простите, батюшка, я в среду сардинку съела…

Опять же, не оттого, что батюшка такой кровожадный.

Все то же страшное слово – формальность…

 

…………………

Теперь вы понимаете, что батюшек надо беречь.

Представьте, как им нелегко.

Кроме того, что формализм, так ведь и действительно – несут им на исповедь люди не только своих «сардинок». Не только горе, проблемы и сомнения.

Но и грехи. В первую очередь – грехи.

 

……………….

Обыграйте ситуацию на себе.

Звонит вам приятель и жалуется на судьбу. Или рассказывает о себе какую-нибудь гадость. Пять минут, десять… вы обливаетесь потом, вам уже не то, что досадно, вам – страшно. Затем рука ваша сама ложится на спасительный рычаг – конец связи.

А у батюшек так – всю жизнь.

 

……………………

Так что батюшек надо беречь.

И не очень-то доверять своему мнению. Ведь это то же самое, что расспрашивать у коровы о преимуществах коньков. Или рассуждать со свиньей о достоинствах цитрусовых.

В советские времена ходил такой анекдот-фраза: Свое мнение у меня есть, но я с ним не согласен.

Как раз тот случай.

Скажу вам по секрету: не нравится мне один священник. Ну, не нравится и все тут. И как живет, и вообще…

А тот взял  да и обвенчал в братстве, которое, кстати, сам и создал, уже семь пар…

Думаю, Бог будет слушать эту семерку, не меня.

 

…………………..

Да и вообще, определять, каким должен быть идеальный батюшка – последнее дело…

Ненужное и даже вредное.

Главное, что они у нас есть.

Это как с теми же приходами. Поди разберись, какой лучше: малый ли, большой ли… Да и надо ли?

В каждом свои плюсы и минусы.

В большом приходе нелегко уловить единую жизнь прихожан и клира.

В малом существует опасность замкнутости на самом себе.

У каждого – свой путь.

Свой путь у прихода, свой – у тебя, свой – у батюшек.

 

Так давайте наших батюшек – беречь.

Чтобы они уберегли нас.

У них – тяжелая ноша.

Ведь они служат не столько для нас, сколько - нам.

День и ночь. 24 часа в сутки. 168 часов в неделю. 8760 часов в году. На то они и батюшки.

Священнослужители.

 

 

Александр Воронецкий

 

Конкурсная работа 2010 года

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru