православный молодежный журнал |
Конкурс "Наследника"Батюшки
(записки мирянина)
Батюшки – народ особый. У них – тяжелая ноша. Поэтому их надо беречь. Холить и лелеять. Мы ходим на работу пять дней в неделю, затем валяемся на диване, ворчим: «ну, куда ж ты бьешь, мазила…» и жалуемся на судьбу. А батюшки – служат. День и ночь. 24 часа в сутки. 168 часов в неделю. 8760 часов в году. Без перерыва на футбол. И даже – на отпуск. Ну, представьте себе, едет батюшка отдыхать на море. За окном – полустанки, на столе – курица в фольге. Через полчаса весь вагон – в его купе. И с каждым надо поговорить. И не только по душам. Но и о душе. На то они и батюшки. Священнослужители. Мы любим наших батюшек. И любим их обсуждать. А как же… У этого борода больше, у того – крыша выше, у того – шире автомобиль… Последнее обстоятельство, кстати, из «обсуждать» выдергивает букву «б». И мы начинаем батюшек – осуждать… Вспоминается такая история. Направили молодого священника на сельский приход. Округ, надо сказать, был смешанный, половина католиков, половина – православных. У нас, в Беларуси, впрочем, это не редкость. Обычное явление… ну, да не в этом суть… Батюшка, считай, вчерашний семинарист, стоит на остановке, ждет автобуса. Никого не трогает. К тому же – без бороды. Местная публика, тем не менее, идентифицирует его довольно быстро: - Простите, вы – священник? - Да. - Неправда… - Но почему? - У нас ксендзы все – на машинах. А какой, извините, вы батюшка, если без авто?..
Поэтому батюшек надо беречь. А то мало ли, что у прихожан на уме… Есть у нас определенный сорт «православных», которых хлебом не корми, дай отыскать какую-нибудь червоточину. И это не то, и то - не это. Церковь в их понимании должна быть эталоном совершенства. На меньшее они не согласны. Но только Церковь наша такая же, как и наше общество. Как и мы сами. Говорят, кто не понимает монашества, тот не поймет и христианства. Ну, а если зайти с другой стороны… Как бы это помягче…
………………….. Вообщем, кто из нас не мечтал о священстве? Причем – искренне, безо всякого лукавства. Такие мысли, думается, посещают каждый неофитский мозг. Не стесняйтесь, вспомните себя молодого, категоричного. Как хорошо, что эти мысли так и остаются в наших головах. Страшно вообразить, какими мы были бы… Особенно, если посмотреть, какие мы прихожане… И даже просто – люди… А священники, что… Как говорил Паисий Святогорец, их, в конце концов, Господь к нам не на парашютах сбрасывает… Тоже – люди.
…………………. Раньше раздражало, а теперь удивляет, как сторонние личности начинают старую как мир шарманку: - Нет, ну, посмотрите на этих попов!.. Никому и вмешиваться не надо, они сами все развалят... Глупые, им невдомек, что глава Церкви – Христос. А Он уж знает, кого брать в помощники. И внешние проявления жизни Церкви – только верхушка айсберга. И с нами – Бог. Как бы эту фразу не избивали и не извращали. А значит, никакие врата ада нас не одолеют.
…………………… Уж коли тебе неймется сделать Церковь чище, почисти сначала - себя. Сам. В конце концов, все виноваты за всех. Не важно, что в арсенале только наждачка… Как говориться, в добрый путь…
…………………… Батюшки, дети в церковном дворе, нищие на паперти, слово – доброе и злое, радость Причащения, проспанная Литургия… Это все Церковь. Это все – мы.
…………………… Батюшек надо беречь. Им многое дано. Но ведь и спрос с них – особый. Вы помните, что по пятам за мирянином ходит один бес?... Тогда не забывайте, что за батюшкой ходит не только десяток прихожан…
…………………… Наши батюшки – разные. Как говорится, кто суров - тому в Саров… А кто упрям, тому – в Валаам… И это – хорошо. Потому как мы тоже ведь – не под одну гребенку. К каждому свой подход. И свой подход – у каждого. А раз им много дано, и ожидать от них можно – многого. От кого – ласкового слова. А от кого – и по шее. И слава Тебе, Господи! Лишь бы на пользу…
……………………… Батюшек надо беречь. Помню, говорил один батюшка проповедь. На клиросе что-то упало. Очевидно, не в первый раз. Не поворачивая головы, батюшка тихо сказал: - Еще раз повториться – убью… Спокойная интонация не вызывала сомнений, что действительно, может… Прямо на месте. Кто-то скажет: грубость, хамство, перегиб. А мне кажется - это Ревность. Ревность по Богу. Это они спасали нас от арианства. Спасали от уний. От обновленства. От соблазнов 21-го века. В конце концов, от нас самих.
……………………… А другой батюшка – сама душка. И приголубит, и к груди прижмет, и успокоит. Но не дай Бог тебе придти к нему на исповедь, будто на вечернюю прогулку по осеннему парку. Да еще в обнимку со грехом… Этот же батюшка как-то перед исповедью выстроил нас едва ли не в шеренгу, окинул нежным взором: - Ну, что, грешнички – допрыгались… Мне захотелось убежать. И это не придирчивость, это тоже Ревность. Это то, что называется – Воин Христов. Сосредоточие борьбы на духовном поле брани.
…………………….. На заре юности с товарищем одним мы часто любили обсуждать «человека в рясе». Достоинства, недостатки… Критерием «за» или «против» являлось одно: - О, к этому исповедоваться я бы пошел…
…………………… Странно, но другой мой товарищ все время вторил первому: - Надо идти к такому священнику, чтоб поджилки тряслись… Чтоб стыд глаза ел… И желательно – ходить к одному.
…………………… А ведь, казалось бы, действительно - приходов много. Священников - еще больше. Выбирай – не хочу. И выбираем. Я сам хожу в большой приход. Два храма. Семь священников. Тысячи полторы прихожан. Поисповедовался у одного. Через месяц - у другого. У пятого. Хорошо… И не сказать, чтоб специально выбираешь. Так получается. Не сидишь же, с калькулятором не вычисляешь… И все равно, что-то не то... Начинает попахивать формализмом. Утрачивается ощущение диалога. Исповедь превращается в некий промежуточный пункт на пути к Причастию.
………………… Помню, исповедовался я, а у батюшки зазвонил телефон. «Секундочку…», - батюшка приложил трубку к уху, поговорил, затем снова повернулся ко мне, мол, валяй дальше… Я вознегодовал. Как так? Я рассказываю о своих грехах, о наболевшем, а тут мне: «секундочку». Потом подумал: а может оттого, что действительно – только рассказываю… Покаяния – ноль, одна болтология…. Значит, справедливо, значит – все верно… По делу и результат. Как у Майи Кучерской, помните: Встретились два священника-приятеля. Ну, естественно сидят, делятся. Тот, на ком лежит послушание исповедовать сестер в женском монастыре, в сердцах восклицает: - Ну, хоть бы убили кого-нибудь! - Как так?.. - А то все, как одна: простите, батюшка, я в среду сардинку съела… Опять же, не оттого, что батюшка такой кровожадный. Все то же страшное слово – формальность…
………………… Теперь вы понимаете, что батюшек надо беречь. Представьте, как им нелегко. Кроме того, что формализм, так ведь и действительно – несут им на исповедь люди не только своих «сардинок». Не только горе, проблемы и сомнения. Но и грехи. В первую очередь – грехи.
………………. Обыграйте ситуацию на себе. Звонит вам приятель и жалуется на судьбу. Или рассказывает о себе какую-нибудь гадость. Пять минут, десять… вы обливаетесь потом, вам уже не то, что досадно, вам – страшно. Затем рука ваша сама ложится на спасительный рычаг – конец связи. А у батюшек так – всю жизнь.
…………………… Так что батюшек надо беречь. И не очень-то доверять своему мнению. Ведь это то же самое, что расспрашивать у коровы о преимуществах коньков. Или рассуждать со свиньей о достоинствах цитрусовых. В советские времена ходил такой анекдот-фраза: Свое мнение у меня есть, но я с ним не согласен. Как раз тот случай. Скажу вам по секрету: не нравится мне один священник. Ну, не нравится и все тут. И как живет, и вообще… А тот взял да и обвенчал в братстве, которое, кстати, сам и создал, уже семь пар… Думаю, Бог будет слушать эту семерку, не меня.
………………….. Да и вообще, определять, каким должен быть идеальный батюшка – последнее дело… Ненужное и даже вредное. Главное, что они у нас есть. Это как с теми же приходами. Поди разберись, какой лучше: малый ли, большой ли… Да и надо ли? В каждом свои плюсы и минусы. В большом приходе нелегко уловить единую жизнь прихожан и клира. В малом существует опасность замкнутости на самом себе. У каждого – свой путь. Свой путь у прихода, свой – у тебя, свой – у батюшек.
Так давайте наших батюшек – беречь. Чтобы они уберегли нас. У них – тяжелая ноша. Ведь они служат не столько для нас, сколько - нам. День и ночь. 24 часа в сутки. 168 часов в неделю. 8760 часов в году. На то они и батюшки. Священнослужители.
Александр Воронецкий
Конкурсная работа 2010 года ← Вернуться к списку |
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |