Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Путеводитель по творчеству Михаила Шолохова


Шолоховская энциклопедия. Коллектив авторов. Главный редактор Ю.А. Дворяшин. Вступ. ст. М.М. Шолохов. – М.: Издательский Дом «СИНЕРГИЯ», 2012, – 1216 с., ил.

 На прилавках книжных магазинов появилась «Шолоховская энциклопедия», выход которой был анонсирован в прошлом году. Этот уникальный научный труд подготовлен коллективом российских и зарубежных специалистов – филологов, историков, этнографов, музейных работников. Издание представляет собой первый масштабный издательский проект, дающий наиболее полный свод современных знаний о жизни и творчестве великого русского писателя, классика мировой литературы XX века, лауреата Нобелевской премии М.А.Шолохова.

 Энциклопедия обобщает многолетний шолоховедческий опыт, отражая палитру взглядов, оценок и суждений о жизни и художественном мире М. А. Шолохова, его бытовом и творческом окружении. В ней выстроена чёткая исследовательская концепция, превращающая многообразный текстовой материал в свод современных знаний о писателе и человеке, ставшем культурным символом русского национального самосознания. Достоинством «Шолоховской энциклопедии» является открытость авторов статей и редколлегии, предполагающая возможность дополнений и уточнений.

 В основе «Шолоховской энциклопедии» - как достижения шолоховедения прежнего времени, так и современные научные изыскания. В разработке ее концепции учтен опыт родственных трудов: прежде всего «Лермонтовской энциклопедии», «Розановской энциклопедии», энциклопедий «Л.Н.Толстой», «А.П.Чехов», «А.Н.Островский» и др. Вместе с тем энциклопедия о Шолохове является оригинальным научным трудом, как по основополагающим принципам, так и в конкретных организационно-издательских решениях. Впервые предпринята попытка не только дать представление о судьбе писателя и его произведений, но и обобщить результаты изучения жизни и творческого наследия, текстологических и архивных поисков в энциклопедическом охвате.

 Энциклопедия о М.А.Шолохове выходит за границы жанра, призванного по своей природе быть жесткой в отборе фактов и объективной в изложении материала. Она становится яркой и живой уже в «Слове об отце» М.М. Шолохова, выполняющем роль предисловия. В нём открывается путь к постижению богатого внутреннего мира писателя, его душевного склада и чувства жизнелюбия, к отмеченным редкостным изобразительным даром богатству природных картин, к «очарованию человека», к его духовной красоте, прозорливому слову и глубокой мысли.

 Структура издания соответствует его концепции. Сердцевиной содержания энциклопедии является словарная её часть. Статьи в «Шолоховской энциклопедии» расположены в алфавитном порядке. Однако есть и отличительная особенность: в словарной части издания выделены два самостоятельных блока статей, посвященных романам «Тихий Дон» и «Поднятая целина». В заключительной части энциклопедии дается летопись жизни и творчества М.А.Шолохова, а также специально разработанный для энциклопедии алфавитный указатель персонажей «Донских рассказов», «Тихого Дона», «Поднятой целины», «Они сражались за родину», «Судьбы человека». Энциклопедия имеет объёмный справочно – поисковый аппарат. Основную часть тысячестраничной книги занимают аналитические статьи, основанные на архивных, малоизвестных или неопубликованных материалах. Порой, перечитывая то, что кажется давно знакомым, неожиданно замечаешь, как открывается новое в биографии, в изложении содержания рассказа (В.В. Васильев, Г.Н. Воронцова, О.В. Быстрова), истории создания, героях, хронотопе и текстологии романа («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за родину» ? Ю. А. Дворяшин, Ф.Ф. Кузнецов, С.Г. Семёнова, Г.С. Ермолаев), в комментариях и статьях о языке и стиле (Л.Б. Савенкова), народности и фольклорной основе эстетики Шолохова (Е.А. Костин), о любви и смерти, народно-смеховой культуре и поэтике (С.Г. Семенова), казачьей песне (Н.В. Корниенко), своеобразном мировоззренческом коде произведений писателя, христианских мотивах шолоховского эпоса (А.А. Дырдин). Каждая статья снабжена библиографией, несущей читателю сведения о наиболее содержательных шолоховедческих исследованиях.

Хотя акцент в персональной энциклопедии смещен в сторону биографии, отношений Шолохова с близкими, с последователями, отечественными и зарубежными писателями, журналистами и общественными деятелями, посетившими его в Вёшенской, связей с другими видами искусства (кино, театр, музыка), текст книги – это единое целое. Книга стала наиболее полным и объективным отражением современных достижений науки о Шолохове. В её состав входит пространный обзор материалов об изучении творчества писателя с конца 1920-х годов по настоящее время.

По уровню и форме представления научного знания статьи литературно-теоретического характера несколько отличаются от биографических справок. Поэтому при первом чтении возникает чувство, что они выпадают из общего справочно-информационного строя книги. Однако это поверхностное ощущение. Все разделы и статьи-справки, подготовленные, в основном, сотрудниками ГМЗ М.А. Шолохова, ценны своими местографическими деталями, пронизаны той же общей увлеченностью материалом и вниманием к источникам, критическим восприятием догадок и домыслов, что и статьи «теоретизирующих» авторов, адресованные подготовленному читателю.

Отмечая достоинства издания,? рецензируемый труд расширяет и обогащает наши представления о писателе, заглянувшем в самую сердцевину народной души, ? вместе с тем, выскажем ряд пожеланий. Проделав огромную работу, коллектив авторов создал книгу, перелистав страницы которой мы приобщаемся к новой оптике познания шолоховского мира. Однако читателю, жаждущему полноты картины, не достаёт наглядного представления о контексте, историко-культурном фоне вызревания шолоховских шедевров. Например, в энциклопедии даны портреты русских писателей XIX – начала XX в., А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя Л.Н. Толстого, А. П. Чехова, и писателей-современников: И.А. Бунина, Б.К. Зайцева, М.М. Пришвина, Л.М. Леонова, А.Н. Толстого, Б.А. Пильняка и др. Но в ней не нашлось места для представителей донской ветви отечественной литературы. Замечательные мастера слова – Р.П. Кумов, Ф.Д. Крюков, И.А. Родионов и др. ? отобразили многие закономерности и противоречия казачьей жизни, столь ярко показанные Шолоховым. Краткие характеристики их художественного и журналистского творчества, а также книг П.Н. Краснова, этнографических материалов и сочинений по истории казачества, если бы они были помещены в текст энциклопедии, сняли бы всякие упреки в односторонности, пристрастности редколлегии и авторов статей.

Жанр энциклопедии предполагает сжатость и лапидарность представленных сведений. Тем не менее, для статьи-биографии важны не только точные детали портрета и формулы отношений между предшественником и последователем-современником, но и оценки вклада художника в арсенал мировой литературы. Здесь можно вспомнить замечательные слова О. Гончара в его некрологе о Шолохове: «Высокая в своём трагизме любовь Григория и Аксиньи всегда будет звучать бессмертной песней в нравственном величии народной души, в глубине и красоте человеческого чувства. В мировой литературе нашей эпохи вряд ли можно назвать образы, равные по силе с этими. Шолоховские образы способны поистине возвышать и облагораживать человека» (Семейный архив О. Гончара. В кн.: Кунцевская О. С. Дискурс саморедактирования публицистических текстов Олеся Гончара// Журналистика и медиаобразование – 2008. Белгород, 2008. Т. I, С. 33).

Энциклопедическое издание требует от редколлегии особой ответственности. Издательский процесс сложен и связан с наличием хорошей редакционно-издательской базы. Сегодня издатели экономят на редакторах и корректорах. Листая страницы Шолоховской энциклопедии, порой испытываешь разочарование. Речь идет не о полноте словника или отсутствии именного указателя, указателя авторов, которые упомянуты в статьях и библиографии. Хотелось бы увидеть в готовящемся 2-ом издании энциклопедии наряду с дополнениями текста (например, статьями о газете «Правда» и журнале «Дон», о ростовской областной газете «Молот» и др.) и следы более профессиональной подготовки текста к печати. Тогда в энциклопедии появится не только соответствующий её фундаментальному уровню справочный аппарат издания, но и список замеченных опечаток ? errata.

Следует отметить некоторую небрежность в оформлении книги, имеющиеся в основном тексте энциклопедии и в приложениях неточности и погрешности. Так, в текст статьи о рассказе «Бахчевник» (1925) вкралась досадная опечатка. Его появление на страницах журнала «Комсомолия» датируется 1921 годом (с. 68). В «Основных датах жизни и творчества М.А. Шолохова» (с. 1094), как и в большинстве других источников, местонахождение семьи писателя в 1942 – начале 1943 года указывается неверно: «Северо-Казахстанская обл.» (На самом деле – Западно-Казахстанская).

Безусловно, все эти замечания не снижают познавательной и историко-литературной ценности рецензируемой энциклопедии. Её выход в свет – значимый итог продуктивной работы российских и зарубежных ученых.

Книга, рассчитанная на самые широкие читательские слои – старшеклассников и студентов, библиотекарей и журналистов – станет, вне всякого сомнения, востребованным справочником не только для учителей-словесников и университетских преподавателей, но и для тех, кто захочет получить подробные сведения о жизни и творчестве классика пореволюционной русской литературы, создателя народной эпопеи «Тихий Дон».

А.П. Рассадин,

кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы

Ульяновского государственного педагогического университета

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru