Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Н.В. Гоголь как зеркало русского странствия по дорогам истории


 Всем известен апофеоз дороги в «Мертвых душах»: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!... Боже! Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала!»1 Критики России, пожалуй, усмотрят в этом пресловутую безбытность русского человека, кочевнический архетип, противостоящий методическому бытоустройству западных народов, умеющих скрупулезно возделывать микромир, вместо того, чтобы лихо ломать и покидать его. Но ведь не только в «степном архетипе» здесь дело. Душа человеческая, согласно христианскому учению, всегда странница, всегда в пути между временным земным своим пристанищем и небесной обителью. Ей тоже положено не застревать в повседневности, не абсолютизировать быт как главный предмет человеческих забот, а помнить о том, что превыше всякого быта. Душа — хранительница небесного огня оказывается временной пленницей здесь, на земле, где нет ей успокоения и удел ее — томление и тоска по высшему. Вот этот мотив тоскующей души всего ярче характеризует наше русское мироощущение с присущим ему острым чувством земной бесприютности.

Но дорога — это бесприютность особого рода: обнадеживающая. Метафизическим эквивалентом ее, применительно к нашей истории, является понятие переходного периода. Большинство периодов российской истории получали название «переходных» и в самом деле характеризовались переходным мироощущением. Чего здесь больше — объективной необходимости часто менять, перестраивать жизнь и учреждения или субъективной уловки человеческого духа, способного выдерживать тяжести бытия при обнадеживающем условии, что они — «временные» и «завтра будет лучше»? Климатические, географические, геополитические условия жизни в России несравненно жестче, чем на Западе. Постоянные испытания и сюрпризы климата сочетаются у нас с военно-политическими пертурбациями, вызванными агрессивными соседями, то и дело испытывающими нас на прочность. В этих условиях сказать, что так было и будет, — значит почти наверняка обескуражить и себя, и подрастающее поколение, которому свойственно верить, что его доля будет совсем иной, нежели отцовская. Поэтому миф о светлом будущем, в целом отражающий запросы посттрадиционалистской личности, отвыкшей от аскетического долготерпения предков, у нас в России пользуется особым массовым спросом и доверием. Свойственная европейскому модерну картина исторического бытия как пути из темного прошлого в светлое будущее в России нашла особые, экзальтированные формы народного исторического романтизма. Народ чувствует себя находящимся в пути, на исторической дороге. Однако наряду с этим общим, «дорожным» мироощущением человека нового времени, разительно отличающимся от исторической оседлости средневековья, у нас присутствует и ощущение травмированности историей — тоже «дорожное». Ярче всего оно выражено в творческой биографии Н.В. Гоголя.

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru