Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

О философе E. Н. Трубецком


 

Мы живём и спорим с философом князем Е. Н. Трубецким, как будто не умер он от тифа Бог знает когда в старом Новороссийске, а живёт рядом с нами и покоя не даёт своим видением апокалипсического зверя, страданием об окружающей нас бессмыслице. Для чего оставлен лежать он здесь, на краю земли российской? Для чего не дано ему было переступить черту города Новороссийска, через которую уплыли в безызвестность эмиграции его семья, тысячи и тысячи соотечественников?

Впервые именно он открыл нам глаза на то, что весь этот поразивший Россию кровавый хаос представляет собой лишь обострённое проявление всемирной болезни аморализма и бездуховности, влекущей беспрерывные войны, и потому олицетворяет опасность, нависшую над всем миром. Она может развиваться молниеносно или облекаться в ползучую форму рака, приводящего в конечном счёте к одному и тому же: к озверению духа. Для чего все народы и ныне продолжают вооружаться, как не для взаимного истребления? Как же точно подтверждают все мировые события последнего времени эти прозрения Е. Н. Трубецкого.

Проследим же его жизненный и творческий путь. Родился Е. Н. Трубецкой в Москве 150 лет назад, 5 октября 1863 года по новому стилю, а по старому — 23 сентября. Всего в семье было 13 детей. Духовным центром семьи была мать — княгиня Софья Алексеевна, которой были дороги не только физическое благополучие, но и духовная жизнь её детей.

Будучи глубоко православной, она горячо молилась Господу, чтобы он стал православным миссионером. Именно таким Евгений Николаевич и состоялся в своей жизни. В связи с общим увлечением философией ближе всех по духу ему стал брат Сергей Николаевич.

Будучи ещё в гимназии, Е. Н. Трубецкой, подобно русским молодым людям своего времени, преодолел духовный кризис, выразившийся в отрицании всех традиций прошлого. Он утратил веру в Бога и страстно увлёкся позитивизмом Г. Спенсера и Д. Милля. Господствовавшее в России критическое отношение к общественному и политическому режиму привело его не только к осуждению самодержавия, но и к чисто нигилистическому по своему духу отрицанию всех других ценностей. Возврат к «вере отцов» произошёл после чтения трудов А. Шопенгауэра, А. С. Хомякова, В. С. Соловьева.

Поводом послужила 9-я симфония Л. Бетховена, при прослушивании которой вера открылась ему как источник высшей радости. Преодолев раздвоение, он писал, что испытал радость исцеления, поскольку пережил восстановление разрушенной ранее целостности человеческого существа. Окончательный его вывод был таков: «Или Бог есть, или жить не стоит!».

После завершения образования на юридическом факультете Московского университета основным его занятием было чтение лекций по правоведению в высших учебных заведениях Киева, а затем Москвы. В возрасте 26 лет он женится на Вере Александровне Щербатовой, в России у них родилось трое детей: Сергей, Александр и Софья.

Впоследствии Е. Н. Трубецкой становится членом Государственного совета и одним из основателей кадетской партии, из которой он позже вышел. В 1906 году был избран депутатом 1-й Государственной думы, политически ориентированной на создание конституционной монархии, являлся одним из основателей «Партии мирного обновления» и издателем журнала «Московский еженедельник», в котором пытался ввести в политику понятие совести, чести. Он горячо поддерживал реформы П. А. Столыпина как средство мирного перехода к буржуазно-демократическому строю. При этом главную опасность видел в росте атеизма. Рост материального благосостояния, писал он, при духовном оскудении обессмысливает все усилия. То же самое мы можем сказать и об экономическом развитии современной России.

После закрытия «Московского еженедельника» в феврале-марте 1910 года князь Е. Н. Трубецкой вместе с М.К. Морозовой основывает издательство «Путь». С целью приобщения русского читателя к национальной философской классике были изданы главный труд В. Ф. Одоевского «Русские ночи» и полное собрание сочинений И. В. Киреевского. Кроме того, «путейцы» издали ряд монографий о В. Соловьеве, А. Хомякове, В. Печерине, А.           Козлове, А. Бухареве, М. Сперанском, о. Серапионе,

Н. Гоголе, К. Леонтьеве, Ф. Тютчеве, Л. Толстом, Ф. Достоевском, Н. Федорове, П. Чаадаеве, С. Трубецком, Б. Чичерине. В издательстве «Путь» увидели свет классические произведения русской религиозно-философской мысли XX века: «Столп и утверждение истины» отца П. Флоренского, «Философия свободы» Н. Бердяева и другие.

Е. Н. Трубецкой приветствовал Февральскую революцию 1917 года, а все последовавшие затем тяжкие бедствия Социалистической революции и Гражданской войны он в конце жизни осознавал как возмездие за исторический грех народа против Веры и Отечества, в особенности, подчёркивал он, за недостойное отношение русского духовенства к своей религиозной и общественной миссии. Тем не менее свои взоры обращал к последнему спасительному средству — Церкви: «На нашей равнине это та единственная возвышенность, которую смерть доселе не смогла сровнять с землею...». В июне 1917 года был делегатом Всероссийского Поместного Собора, итогом которого явились восстановление патриаршества в России и избрание патриарха Тихона. Однако эти меры были слишком запоздалыми и уже не смогли переломить ситуацию краха старой России и Белого движения. Тем не менее Е. Н. Трубецкой примкнул к этому движению и до конца жизни верил в иллюзию победы.

В своих многочисленных публицистических статьях он указывал, что основной источник всех болезней России — оскудение духовной жизни, упадок патриотизма, преобладание материальных интересов над духовными, оскудение веры и любви. Уповал на то, что спасение возможно только путём церковного противостояния мировому богоотступничеству. Все последние месяцы своей жизни на белом Юге, в том числе в городах Екатеринодаре и Новороссийске, он в переполненных залах читал публичные лекции «О религиозном возрождении России», во что сам горячо верил. Церковь ненавистна, говорил он, потому что возвещает закон иной жизни и воспрещает людям глотать живьём друг друга. Самое ужасное, указывал он, это тот духовный паралич, который наступает, когда народ утрачивает веру в себя. Сколько же раз Россия переживала, и переживает сейчас, это мучительное состояние!

Умер Е. Н. Трубецкой в возрасте 56 лет от тифа 5 февраля 1920 года по новому стилю, а по старому — 23 января, в период трагического исхода белой армии из г. Новороссийска. В это время в городе находилось несколько его родственников, ожидавших парохода для выезда за границу. Перед смертью он исповедался у священника и причастился в жизнь вечную. Всем запомнились его последние слова: «Пора начинать Великую литургию, отворите царские врата...».

В городе Новороссийске впервые основательно вспомнили о существовании наследия философа в начале 1990 годов. Сначала удивительным образом с его внуком Евгением Сергеевичем Трубецким установила связь в США наша горожанка Ангелина Полоз.

Предыстория этого знакомства, по воспоминаниям А. Полоз, была такова. В 1972 году она приютила в своём доме одинокого и больного И. П. Филатова, который родился в Новороссийске в 1900 году, был глубоко верующим человеком и умер у неё в доме в 1993 году в возрасте 93 лет. От него она услышала рассказ о том, как в 1918—1920 годах он обучался на краснодеревщика в судоремонтных мастерских города. В свободное после учёбы время с братом Петром подрабатывал грузчиком на вокзале и в порту, откуда эвакуировались белые.

Однажды в январе 1920 года, когда стояли морозы и свистел норд-ост, их на дороге остановили господин с дамой, которая со слезами просила найти какую-нибудь телегу с лошадью, чтобы отвезти в госпиталь тяжело больного брата. Она сказала, что хорошо заплатит им, и они согласились. Поскольку лошадей не имелось, а брошенных телег было много, они пригласили своего отца, впряглись с братом в одну из телег, взявшись за оглобли спереди, а отец толкал сзади. При перевозке больного рядом шли несколько его родственников. Из их разговоров он понял, что больной — князь Е. Н. Трубецкой, у которого тиф. Подъехав к госпиталю, они отвели его в палату, помогли переодеться в свежее бельё. За труды дама дала им золотые серёжки и взяла их адрес, чтобы потом они помогли перевезти вещи к пароходу. Вскоре она прислала к ним человека с просьбой помочь выкопать могилу для скончавшегося брата. Они с отцом, прихватив ещё трёх знакомых парней, выкопали могилу для князя на старом клад-бище при Свято-Успенском храме. Это место И. П. Филатов хорошо запомнил, поскольку копали рядом с шестой акацией, начиная отсчёт от ограды. Кроме того, их вызывали повторно расширить могилу, поскольку гроб оказался широк и не проходил в неё. Уже в 1980 годах А. А. Полоз и И. П. Филатов часто вместе в воскресные дни посещали Свято-Успенский храм. При этом он не раз показывал ей на то место, где была могила Е. Н.Трубецкого, хотя все уже было варварски снесено и оставались только акации. Также A. А. Полоз в тот период с удивлением узнала, что весну и лето 1919 года Е. Н. Трубецкой со всей семьёй отдыхал в посёлке Мысхако под Новороссийском, проживая недалеко от того места, где сейчас стоит её дом.

В связи с тяжёлым материальным положением семьи в 1989 году А. А. Полоз выехала в свою первую поездку в США на заработки в качестве прислуги в домах старых русских эмигрантов. С этой целью она получила вызов из Нью-Йорка от своего двоюродного брата B. Н. Непомнящего, который просил её обязательно привезти из России земельки, желательно из церковной ограды, на могилку его отца Н. И. Непомнящего, который являлся ей дядей. Земельку она взяла недалеко от захоронения Е. Н. Трубецкого. Приехав в Нью-Йорк, она сразу после Святой Пасхи, на Радоницу, то есть девятый день поминовения усопших, взяла земельку, несколько крашеных яичек, гвоздики и поехала на русское кладбище на могилку дяди. Неожиданно на тропинке Ново-Дивеевского кладбища ей попались на глаза две могилки родственников Е. Н. Трубецкого. Слева была захоронена его внучка княжна Марина Сергеевна Трубецкая (1924—1982), справа — княжна Марина Николаевна Трубецкая, жена его стар-шего сына Сергея (урожденная кн. Гагарина, 1897—1984). Она поклонилась их праху, положила на могилки по пасхальному яичку, часть своих цветов, посыпала русской земельки на их могилки и в задумчивости и умилении сердечном присела рядом на лавочке. Вдруг послышался шум автомобиля, и невдалеке остановился «Линкольн» фиолетового цвета, из которого вышел худощавый господин с тонкими усиками, а также три дамы. На его вопрос, что она делает на могилках его родственниц, она рассказала, что приехала из России, где в городе Новороссийске похоронен князь Е. Н. Трубецкой. С места, где он был погребен, она привезла русской земельки на это кладбище и помянула как могла усопших. Тогда мужчина представился ей как князь Евгений Сергеевич Трубецкой — внук философа. Затем встал на колено и поцеловал ей руку, после чего на английском языке передал содержание их разговора сопровождавшим его дамам, и они прослезились, так же тепло приветствуя её. Князь Е. С. Трубецкой заметил ей, что её большие, натруженные руки совершенно не соответствуют благородному облику её лица.

После знакомства она была приглашена в его дом, где внук устроил поминальный обед и, конечно, много расспрашивал о России. Здесь впервые зашёл разговор о том, что в Новороссийске следовало бы поставить крест на месте захоронения деда Евгения Сергеевича, взяв за образец кресты из серого мрамора на могилах княгинь на Ново-Дивеевском кладбище. Уезжая из США, она также взяла горсть земельки с могилок княгинь и высыпала на место захоронения Е. Н. Трубецкого в Новороссийске. С этого времени она стала каждую весну высаживать на его могилке белые ромашки. В последующем между ней и внуком была переписка по вопросу установки креста. Уже после установки креста он выслал ей часть денег для возмещения её личных затрат. Позже сообщил ей, что его родственники, приезжавшие в гости из Франции, взяли с собой с могил княгинь Трубецких горстку высыпанной ею русской земли и отвезли в Париж, на могилу жены Е. Н. Трубецкого — княгини Веры Александровны Трубецкой (1867—1942). Так русская земля объединила прах расставшихся более 70 лет назад супругов.

Примерно в эту же пору независимо от описанных событий в городе стали эпизодически проводиться чтения, посвященные актуальным проблемам философского наследия Е. Н. Трубецкого. В ноябре 1991 года и мне довелось участвовать во Дворце культуры моряков в заседаниях «Воскресного общества памяти князя Е. Н. Трубецкого», которые проводились в нашем городе совместно с московским обществом «Радонеж». Это были первые религиозно-философские чтения очень высокого уровня, поскольку с лекциями выступали приехавшие из Москвы диакон А. Кураев, философы

А.        В. Соболев, С. М. Половинкин, он же главный биограф Е. Н. Трубецкого, и другие философы. От Новороссийска выступал Ю. Г. Бель- кинд. Ныне он служит священником в одном из православных храмов вблизи Москвы и одновременно является президентом созданного в 2005 году в Москве «Образовательного фонда имени братьев Сергея и Евгения Трубецких». После проведенных чтений у могилы философа на территории военного госпиталя, расположенного рядом со Свято-Успенским храмом, 15.11.1991 года состоялась закладка камня, на котором было высечено: «Здесь будет поставлена часовня в память Е. Н. Трубецкого и всех в российской смуте убиенных». Однако более 20 лет это обещание современников остаётся неисполненным, чем совершается грех попрания памяти не только Е. Н. Трубецкого, но за ним и всех умученных и погибших в новороссийской катастрофе исхода, грех забвения трагического пласта в истории России. Убойся, Новороссийск, этого святотатства! Разве имеешь ты после этого нравственное право учить своих детей патриотизму, когда дела твои говорят о презрении к нему?

Кстати, в 2011 году в городе была принята целевая программа патриотического воспитания всех слоёв населения. Однако Е. Н. Трубецкой указывает нам, что исполнять это святое дело формальными мероприятиями невозможно, ибо, когда нет основной религиозной скрепы, есть только видимость патриотического подъёма. Поколебать в людях религиозную веру в святыню вообще, писал он, и в святыню Родины в частности — значит вынуть из патриотизма самую его сердцевину. Для русского человека родная земля была земля святая, освящённая могилами отцов, а ещё более — подвигами мучеников, святителей и преподобных. Одушевлённое и согретое этой верой чувство любви к Родине было несокрушимой силой!

Значительно позже, в 1993 году, на могиле Е. Н. Трубецкого был установлен и серый гранитный крест, при этом место его упокоения было определено приблизительно по акациям. Кроме

А.        Полоз деятельное участие в этих акциях принимали С. Новиков, В. Тимощенко, Ю. Белькинд, И. Каракизиди, С. Коваленко, Е. Куров и другие энтузиасты. За свой подвижнический труд, позволивший увековечить память о великом русском философе Е. Н. Трубецком на земле Новороссийска, Ангелине Александровне Полоз 4 октября 2003 года правлением Новороссийского городского исторического общества была объявлена благодарность. Теплые благодарственные письма из США ей присылали и Е. С. Трубецкой, и его сестра Т. С. Бутенева.

После 1993 года волна интереса к Е. Н. Трубецкому пошла на убыль, видимо, с учётом того, что администрация города от патриотической акции увековечения памяти Е. Н. Трубецкого уклонилась. «Воскресное общество» в городе Новороссийске распалось. Только в феврале 2001 года в Новороссийске были проведены вторые «Образовательные чтения памяти Е. Н. Трубецкого». В последние годы изредка проводятся такие мероприятия, как выставки философской и публицистической литературы князя в библиотеке имени А. М. Горького, а также церковные панихиды на его могиле в памятные дни рождения и смерти. В феврале 2011 года, когда исполнился 91 год со дня смерти философа, членами городского Исторического общества была организована дискуссия на сайте новороссийского форума. В октябре 2011 года в связи с очередным днём рождения Е. Н. Трубецкого в библиотеке имени Горького силами Философского общества города были проведены религиозно-философские чтения с участием священника Георгия Белькинда.

Между тем его могила является единственным захоронением в городе Новороссийске, имеющим государственное и мировое значение. Наследие Е. Н. Трубецкого столь весомо, что празднование 150-летия со дня его рождения, безусловно, было бы памятным днём календаря в культурной жизни как города, так и России. Учитывая, что могила мыслителя находится в земле города, было бы уместным именно город Новороссийск сделать центром этого празднования. Для этого есть готовность общественного мнения и намерение интеллигенции городов Краснодара и Новороссийска, православного братства Александра Невского (Краснодар), а также московского «Образовательного фонда имени братьев Сергея и Евгения Трубецких» активно участвовать в этом мероприятии. Есть желание потомков Е. Н. Трубецкого прибыть ко дню его 150-летия в Россию. Начиная с 1986 года они установили традицию раз в 10 лет семейно съезжаться из разных стран мира. На семейный сбор в 2006 году съехалось более 170 человек! Только тот, кто видел образцовый порядок, который заведён на могилах русских эмигрантов в США, Канаде, Франции и других европейских странах, может представить, какой позор покроет город Новороссийск, вздумай они приехать в наш город на неухоженную могилу своего великого предка.

Обширная программа юбилейных мероприятий, подготовленная новороссийской инициативной группой, была представлена 18 января 2013 года на рассмотрение в администрацию города и городскую Думу. Её реализация обусловила бы создание центра духовной и культурной жизни города, позволила бы Новороссийску претендовать на место в ряду культурных центров страны, проводить ме-ждународные и всероссийские конференции, выставки, фестивали. К сожалению, пока администрация города не реализует эту возможность: Е. Н. Трубецкому нет памятника, нет его имени в названии улиц, место его упокоения не обустроено и находится на закрытой режимной военной территории. Он не упоминается ни в одном путеводителе, в городском музее нет раздела, посвященного философу.

Коснёмся теперь вопроса о миросозерцании Е. Н. Трубецкого как оригинального философского мыслителя. Уже одна его попытка проникнуть умом в смысл жизни через религиозно-философские категории может вызвать возражение. Рационалистам она покажется капитуляцией разума перед откровением, а люди религиозные могут посчитать её дерзостью мысли. Понимая это, он давал данному противоречию следующее объяснение: «приняв веру, я не только не отбросил философию; наоборот, я стал верить в неё так, как раньше никогда не верил, потому что почувствовал её призвание — быть орудием Богопознания». План синтеза между верой и знанием, который вслед за славянофилами развивал В. С. Соловьёв, был принят Е. Н. Трубецким «как программа всей христианской мысли будущего». У него родилось твёрдое убеждение, что между христианским откровением и научным знанием нет, и не может быть, неразрешимого противоречия, а великий синтез веры и разума будет являться осуществлением идеала цельности жизни.

Его главные философские сочинения: «Миросозерцание В. С. Соловьева» (1913), «Метафизические предположения познания» (1917) и «Смысл жизни» (1918). В них философ критически переосмысливает взгляды

В.        С. Соловьёва о всеединстве, согласовывая их с идеями православия. Всеединство в философии вообще понимается как принцип совершенного единства множества, которому присущи полная взаимопроникнутость и в то же время взаиморазделённость всех его элементов. То есть всеединство является способом, которым Бог определяет устроение нашего бытия. Е. Н. Трубецкой не считает его сущностью всего в мире, как это полагал В. С. Соловьев, а истолковывает всеединство через понятие абсолютного сознания. При этом связывает его с понятием о Софии как премудрости Божией, как средство связи между Богом и миром. София у Е. Н. Трубецкого не тождественна всеединому знанию, она идеальный замысел Бога о мире, возможность, которую человек волен принять или отвергнуть.

Онтология философа Е. Н. Трубецкого, изложенная в книге «Смысл жизни», представляет собой разработку богословских вопросов, связанных с учением о Богочеловечестве. Её главным разделом является теодицея, то есть доктрина, согласующая идею благого и разумного Божественного управления миром с наличием в нём мирового зла. В центре её находятся две богословские проблемы: как может существовать мир наряду с существованием Бога? И как может существовать зло в мире при наличии благого и разумного Божественного управления?

Решение первой проблемы он находит в образе Христа Спасителя, в природе Которого Божественное и человеческое присутствуют нераздельно и неслиянно. С точки зрения метафизики всеединства, Боговоплощение не только возможно, но и входит в общий план мироздания, ибо цель всего мирового процесса состоит в соединении тварного мира со своим Творцом, в обожении человека. «Преображение всего человеческого, земного в Богочеловечество есть требование, в котором выражается вся сущность христианства», — пишет Е. Н. Трубецкой. Человек — это временное состояние, он должен или подняться над собой, или упасть в бездну. Только в Боге обретает смысл процесс мировой истории. Конечной целью всего мирового процесса является Богочеловечество, или Всеединство. Бог созерцает мир не внешним по отношению к Себе, но обоженным, в котором Он есть «всё во всём». Таким образом, решение поставленной проблемы находится в признании идеи Богочеловечества как абсолютного синтеза трансцендентного и имманентного начал. Оно является замыслом Бога о тварном мире, целью его истории, а также смыслом человеческой жизни. Поэтому христианская теодицея у Е. Н. Трубецкого, развитая как учение о Богочеловечестве, есть учение о смысле жизни.

Вторую богословскую проблему о существовании зла в устроенном Богом мире философ рассматривает как отпадение твари от Всеединства, её отказ от смысла жизни и осуществления Богочеловечества. Возможность самоопределения твари между добром и злом свидетельствует, по мнению Е. Н. Трубецкого, о её свободе. Религиозное чувство не даёт нам право помыслить, что источником зла в мире может быть Бог. «Попытки построить христианскую теодицею довольно разнообразны, но все они сходятся в одном общем положении: источником греха является не Божество, а свобода твари, её самоопределение и отпадение от Бога», — считает он. Свобода твари не препятствует осуществлению Всеединства, напротив, это необходимое её условие, ибо сама природа Божества не допускает в отношении твари никакого принуждения. «Божественная любовь хочет иметь в человеке не автомат, а друга. В этом и есть оправдание свободы: без свободы нет дружества, а без дружества — нет любви».

Окончательный вывод таков, что источник зла коренится в злой воле твари, а не в Боге. Таковы в самом общем виде основные религиозно-философские идеи Е. Н. Трубецкого.

Вот ещё одно послание из книги «Смысл жизни», адресованное современным работникам культуры. Философ писал, что искусство, воспевающее суету, не обладающее достаточною силою, чтобы пересоздать её, поднять над нею человека, является обманом. Страшнее экономических бедствий стал провал всемирной культуры, под которой оказались злая жизнь и злой человек, которого и увлёк большевизм.

Приведу также пример из личного опыта. Как-то, проезжая мимо одной из школ нашего города, мне попался на глаза плакат с призывом: «Давайте будем жить по закону!». Мне как юристу весьма интересен анализ подобных лозунгов. Я очень ценю работы Е. Н. Трубецкого в области права, который в своё время выступал за правовое государство. Однако он справедливо писал, что сердцевиной закона является нравственное начало, которое проистекает из заповедей Божиих. Е. Н. Трубецкой, также как и его друг и философ В. Соловьев, указывал на то, что право есть минимум нравственности и его задача не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царство Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад. Получается, что смысл современного плакатного призыва и смысл правовых идей Е. Н. Трубецкого диаметрально противоположны. На плакате проявляется чёткий след ориентации на Запад, который мы продолжаем слепо копировать на российской почве. Этим, однако, я не хочу сказать, что для них это плохо, если их право исторически вошло в плоть и кровь каждого европейца и работает на западную цивилизацию, ориентированную на общество потребления. Но у Е. Н. Трубецкого явственно выражена русская православная позиция к закону и праву. Суть её заключается в том, что исторически русский человек был ориентирован не столько на формальное соблюдение права, сколько на евангельский призыв искать прежде всего Царствие Божие, а остальное всё приложится нам, то есть на совестливое отношение к своему долгу, на принцип авторитета личности. Начиная с Личности Иисуса Христа, патриарха, священника, воинского или гражданского начальника, заканчивая отцом семейства. Поэтому вы понимаете теперь, что девиз «Давайте будем жить по закону» в глубине сознания русского человека воспринимается так: давайте жить без совести, которая часто досаждает нам, давайте жить по закону. Ибо в нашем сознании часто присутствует мысль, что закон можно обойти, он писан не для всех, всё можно купить. Короче, это очень удивительный призыв к людям поступать правильно не по велению совести, а потому, что извне это принудительно заставляет делать закон. По этому поводу святитель Николай Сербский писал, что когда человек исполнит все законы, тогда сможет он сказать: вот, я дорос до животного, ибо животное живёт, в точности исполняя закон.

Выходит, что лозунги надо писать не по западному образцу, а по православно-правовым идеям русского философа Е. Н. Трубецкого. Поэтому лозунг у школы следует заменить на другой призыв, что еще так близок русской душе: давайте жить по совести!

Вспомним и Господа Иисуса Христа, воплотившегося на земле для спасения людей, который обратился не к разработке совершенных законов, а именно к нравственной проповеди среди грешников, призывая к очищению совести покаянием! Чтобы русский мир существовал и развивался, нашим предкам достаточно было соблюдать заповеди Божии и держаться Церкви Христовой.

Я полагаю, что вопрос о воскрешении исторической памяти философа тесно связан с религиозным мировоззрением Е. Н. Трубецкого, который считал, что в самом ходе истории есть высшая воля Божия, смысл которой нам зачастую трудно постичь. Через Е. Н. Трубецкого всё возвращается на круги своя! Ведь он для нас является скрепой двух ранее разъединенных страниц истории:   страницы истории России, которую мы более 70 лет считали единственно правильной, и страницы русской эмиграции, которая нам казалась утерянной и ложной. Может быть, ещё и для этой высшей цели волею провидения не уплыл он в эмиграцию, а лёг в землю новороссийскую, ожидая того часа, когда совершит своё последнее служение России, объединяя во всеединство сознание русского народа, который только тогда и сможет познать таинственный смысл жизни. Вот так промыслительно предстают перед нами судьба и философское наследие Е. Н. Трубецкого, помогающие верно осмыслить прошлое, без которого нам никогда не понять настоящего.

 

Вячеслав Чижов

Вые опубликовано в журнале «Родная Кубань»

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru