Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Благословение


В 2008 году один из лучших русских кинорежиссёров Владимир Хотиненко снимал художественный фильм “Поп” по моей книге и киносценарию, который я написал под его руководством. Мы даже шутили, что, работая на этим сценарием, я прошёл ускоренный курс кинодраматургии в мастер­ской Хотиненко.

Наше знакомство началось в ресторане Центрального дома литераторов летом 2005 года. Нас пригласил туда генеральный директор издательского и кинопродюсерского центра “Православная энциклопедия” Сергей Кравец. Через три года намечались торжества по случаю восьмидесятелетия Патриар­ха Алексия II.

— Мы советовались со Святейшим, — сказал Кравец. — Предлагали снять художественный фильм о нём, о каком-нибудь, скажем, случае из его жизни, но он не хочет. Говорит: “Снимите лучше фильм о таких людях, как мой отец. Которые во время войны спасали людей, вытаскивали их из концлагерей, по­могали выжить. Это и будет мне лучший подарок”.

С беседы в писательском клубе и началась работа. Мне предложили на­писать литературную основу для сценария, предоставили кучу документов о Псковской Православной миссии в годы войны, и я написал роман “Поп”. Вскоре книга вышла в издательстве Сретенского монастыря по благослове­нию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

По этой книге сначала заказали сценарий одному известному кинодрама­тургу, но у него не заладилось. Обычные, избитые кинематографические при­ёмы не подходили к теме, а тем временем наступил 2008 год, пора была сни­мать фильм, актёры прошли пробы и получили одобрение, а сценария всё не было. И тогда я взялся писать его сам. Приносил готовую рукопись Хотинен- ко, он предлагал что-то убрать, что-то сократить, что-то дописать, и я переде­лывал сценарий, в общей сложности, пять раз. И вот летом начались съёмки.

Мне страшно интересно было понаблюдать, как герои моей книги будут превращаться в зримых персонажей фильма. Честно скажу, поначалу даже брала некая оторопь, испуг, смешанный с блаженством.

Основная часть натурных съёмок проходила на съёмочных площадках “Бе- ларусьфильма” в живописном месте Смолявичи в получасе езды от Минска, на берегу озера. Когда я приехал туда и увидел первые отснятые кадры, ме­ня охватило сильнейшее волнение. А когда Хотиненко показал мне эпизод благословения советского танка, слёзы подкатили к горлу, я ушёл в лес, что­бы никто не видел, и там расплакался.

И начались счастливейшие дни моей жизни. Каждое утро мы отправлялись в Смолявичи, и я участвовал в съёмочном процессе: нередко, если надо, что-то срочно допридумывал, дописывал, переписывал, чтобы актёрам легче бы­ло сыграть, или если режиссёр на ходу менял идею той или иной сцены.

Я сразу понял, что литература и кино — вещи очень разные, и нельзя тре­бовать точной экранизации романа, поскольку книга и фильм не одинаковы­ми приёмами воздействуют на читателя и зрителя. Можно даже сказать, что читатель и зритель — разные люди. Даже если это один и тот же человек. И поскольку я быстро осознал это, мне очень легко работалось с Хотиненко, а ему со мной. Мы ни разу не поспорили, не то что не поругались. Это был удивительный и, как говорят, редкий случай согласия автора с режиссёром.

Почему так сошлось? Я теперь знаю, что не только и не столько потому, что мы такие хорошие Александр Юрьевич и Владимир Иванович, а главное — потому, что над нами парило благословение святого человека — нашего не­забвенного Патриарха.

Осенью съёмки проходили в павильонах “Мосфильма”, и я тоже старался не пропустить ни одного дня. А в декабре съёмочный период заканчивался снова в Смолявичах — натурные эпизоды зимы, осени и весны. В кино всем приходится играть свою роль. Вот и декабрю приходилось изображать то ок­тябрь, то апрель, то февраль, и лишь изредка быть самим собою.

Неожиданно и мне досталась эпизодическая роль. Снимали эпизод не­мецкого Рождества. Перепившиеся фрицы жгут ель, тарахтят вокруг неё на мотоциклах, распевают самое распространённое в Европе рождественское песнопение “Тихая ночь, святая ночь”. Ребята из белорусской студии истори­ческой реконструкции, игравшие немцев, знали только военные марши и по­просили меня научить их петь это. Я стал им напевать, и один из них предложил:

—                      Так это, давайте нарядим нашего автора фрицем, посадим среди нас, и пусть он поёт, а мы ему будем подпевать.

Так я стал “фашистом”. Даже придумал себе образ: конец 1943 года, Гит­лер объявил тотальную войну, и меня, школьного учителя Отто Кугеля, выта­щили из тёпленького уголка в Тюрингии, бросили в эту страшную, непонят­ную, чудовищную Руссланд, я хожу, морщусь, боюсь всего, а на Рождество напиваюсь и громче всех пою  — “Тихая ночь, свя­тая ночь...” А ещё громче, как заклинание: — “Хрис­тос Спаситель здесь!”

Сняли меня первым же дублем, без повторов. Сергей Маковецкий, ис­полнитель главной роли в фильме, приветствовал меня:

—                      Поздравляю, вы теперь тоже актёр.

 

Это было в самый последний съёмочный день, и вечером мы могли поз­волить себе втроём малость раскрепоститься в минском ресторанчике непода­лёку от гостиницы — автор, режиссёр и исполнитель главной роли. И песни мы дружно распевали, возвращаясь в гостиницу, но уже не немецкие, а наши.

Благословение Святейшего Предстоятеля мы чувствовали постоянно. У нас как-то всё очень хорошо складывалось, а если возникали неожиданные трудности и препоны, то и они шли нам только на пользу. К примеру, с тем же “рождественским” эпизодом. Там немцы должны были, напившись, сжечь избу одного из сельчан, который отказался предоставить им для развлечения своих дочерей. Уже сняли сцену, как он их посылает куда подальше. Вдруг от руководства “Беларусьфильма” приходит распоряжение избу не жечь, по­скольку эта декорация принадлежит им. Там что-то напутали, но разбираться некогда, потому что наступал последний день съёмок.

И вот накануне этого последнего дня Хотиненко говорит мне, что надо чем-то заменить горящую избу, потому что он хочет, чтобы всё-таки в этом эпизоде присутствовало полыхающее пламя. Я подумал и предложил ель. Большую такую, горящую. Как символ Рождества, переплетённый с символом пылающей войны. Решили: пусть будет ель.

А вечером в гостинице я смотрел телевизор, шла передача про Ленни Рифеншталь, и показывали отрывки из её фильма “Триумф воли”, а там нацис­ты как раз жгут огромные костры, конусообразные и высокие. Вот вам и го­рящая ель — как напоминание о тех удачных для гитлеровцев днях, когда у них всё только начиналось, и в ночное небо взвивались огни пылающих конусов.

И много ещё можно вспомнить таких удачных находок.

Пасху тоже снимали в декабрьские дни. Снег не торопился, и декабрю вновь пришлось играть роль другого месяца — весеннего. Небеса стояли над нами хмурые, строго наблюдая за тем, что мы тут на земле вытворяем и с ка­кой это стати ходим пасхальным крестным ходом вокруг гипсокартонового храма, поём “Воскресение Твое, Христе Спасе...” и на возглас актёра, одето­го священником, отвечаем: “Воистину воскресе!”, в то время как до Пасхи далеко и Рождественский пост требует смирения и тихой деятельности. Но в итоге на третьем или четвёртом дубле крестного хода небесам понрави­лась наша игра в Пасху, и они ответили тем, что раздвинули облака и броси­ли нам могучий луч солнца.

—                      Надо же! — восхищался Хотиненко. — И впрямь — будто пасхальная ра­дость!

И все почувствовали счастье. С другого берега озера снимали дальний план — вид на церковь и крестный ход — и ликовали так, будто и впрямь на­ступило Светлое Христово Воскресение...

И в этот светлый и благостный миг нашему режиссёру позвонили, он вы­слушал, затаив дыхание, и сказал:

—                      Понятно. Не могу найти слова...

А потом горестно сообщил нам, что сегодня не стало главного заказчика нашей картины. Это было 5 декабря — день кончины нашего незабвенного Па­триарха.

В минских храмах, куда мы постоянно ходили перед тем, как отправиться на съёмки, на следующий день портреты усопшего Предстоятеля стояли, уто­пая в цветах, прямо при входе, и прихожане, прежде чем войти в церковь, ста­новились на колени и прикладывались к светлому лику того, кто благословил нас на наш труд, кто благословлял нас всех в эти долгие тяжёлые годы очеред­ной русской смуты. Благословлял на смирение, на братскую любовь, на тер­пение, а кого-то и на подвиги во имя Христа, во имя нашей великой Родины.

Было у этого фильма ещё одно благословение, весьма необычное. Во время летних съёмочных дней мы работали над эпизодом, когда избитого на допросе отца Александра следователь выводит из храма, его сажают в ку­зов грузовика вместе с солдатами и увозят. В сценарии я написал, что отец Александр спокойно сидит в кузове и на прощание благословляет детей, па­ству, весь мир. Но у режиссёра своё виденье сцены, более мудрое. Отец Александр выходит из храма, осеняет себя крестным знамением, благослов­ляет детей... Но когда он сидит в кузове отъезжающего грузовика в окруже­нии солдат, он уже с ними, и как бы тоже воин, тоже в их рядах. Если бы он при этом посылал крестное знамение, а они нет, не получилось бы такого единства с ними! И Хотиненко смог убедить меня в этом. И действительно, получилось сильнее, нежели в изначальном замысле.

 

Александр Сегень

 

Впервые опубликовано в журнале «Наш современник»

← Вернуться к списку

Комментарии


Ангелина
28.02.2014 14:14
Благо-дарю Александра Сегеня за чудесный рассказ о сознадии фильма.
Хотелось бы прочитать и саму книгу — ведь кино-воплощение обычно меняет какие-то нюансы, а для меня огромное значение имеет непосредственная задумка автора.

И еще, прошу прощения:
место, возле которого велись натурные съемки, — город СмолЕвичи:
"Смолевичи (белор. Смалявічы) — город в Беларуси на реке Плисе, административный центр Смолевичского района Минской области..."
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%EE%EB%E5%E2%E8%F7%E8

С уважением, Ангелина,
редактор сайта "Святой праведный Иоанн Кормянский"
http://korma.hram.by

Ангелина
28.02.2014 14:28
Простите, пожалуйста, за опечатку: рассказ о создании фильма.

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru