православный молодежный журнал |
Культура«Всё утопало в нежности, в тумане…»* * *
Всё утопало в нежности, в тумане… Читальный зал качался на волне, какие-то портреты на стене теряли очертания и грани.
внутри кольца твоих сцеплённых рук я уплывала вдаль, к оконной раме, держась за ускользающую память, как за спасительный и верный круг, в ту синеву, где тонут острова, на свой ещё не затонувший остров, где так легко, возвышенно и просто многозначительно звучат слова.
Послушно отделяясь от стены, мне мудрые кивали головами… всё было так же, как и было с вами в апреле восемнадцатой весны.
* * *
Покуда существую я, круг бытия очерчен верой, и в этом круге бытия я твёрдо верю в чувство меры.
Оно отмерено судьбой, его не выкрасть и не сглазить, и не смешать с попутной грязью – что грязь? – союз земли с водой!
Живая вешняя вода тщеславьем голову не вскружит, зато позволит иногда напиться досыта из лужи, и растворяя соль земли, она спешит к тебе с проталин… Ты только жажду утоли, и станешь в меру гениален, и в меру счастья – справедлив, и в меру совести свободен… О, эту жажду утолив, мы меру истины находим!
НА ДАЧЕ КЕДРИНА
Когда смешанный лес золотые погоны надевает на тёмно-зелёный мундир, когда лижет сентябрь ещё сочные кроны, и печаль не стесняет дыханье в груди. приюти нас, Тарасовка, в кедринском доме, где тепло и уют от прогретой печи, там хозяйка светла, там в семейном альбоме нестареющий Кедрин о чём-то молчит.
Он глядит сквозь очки, - рад гостям, не иначе, - но в добрейших глазах укоряющий свет – о, простите, ведь нам «Приглашенье на дачу» принесли с опозданьем на несколько лет.
Впрочем, жизнь выполняет своё расписанье, поезда прибывают в положенный час, и не стоит роптать на судьбы опозданье, как не стоит посмертно оплакивать Вас.
И за круглым столом, забывая утрату, мы читаем стихи, пьём сухое вино, и витает бесстрастно печальная дата, как умершие листья за Вашим окном.
…А потом, в одиночку, начнётся сначала, как в немом допотопном двухцветном кино: вдруг прокрутится лента во тьме кинозала, где железной дороги летит полотно.
Вновь подстёгнута память жестокою плетью, и движенье своё замедляет состав… Что подумал о людях он в миг перед смертью, недописанный стих горлом намертво сжав?
Так кому же, кому эта жизнь помешала? Чьей рукой был убит в сорок пятом поэт?.. Но кончается лента во тьме кинозала, словно кто-то включил электрический свет
…Что ж, в любом сентябре проступает наружу даже сотнями лет несмываемый след, и бежит, и бежит сквозь карающий ужас тот убийца, которому имени нет.
Мы за круглым столом, мы на кедринской даче, даже ветер осенний ребёнком притих, и добрейший хозяин, желая удачи, поднимает бокал – за здоровье живых.
РОДИТЕЛИ
Мне кажется – я к ним ещё приду. Не зря меня преследует картина: отец снимает яблоки в саду и складывает в старую корзину. А я иду, - уже рукой подать, - к нему иду без всякого движенья по яблочному запаху варенья, которое всегда варила мать.
Там нет календарей перекидных, там образ не отбрасывает тени, но в этом странном энном измеренье – пристанище родителей моих. Я к ним иду по шелесту берёз, по голосу, по запаху, по цвету, бессильная предотвратить всерьёз инфляцию минуты и монеты.
Мне хочется в начале января, когда мороз высеивает иней, потрогать через ткань календаря антоновку, лежащую в корзине.
У ПАМЯТНИКА САЛАВАТУ ЮЛАЕВУ
Вдыхаю воздух речки Белой, а выдыхаю: Са-ла-ват… О, как бы я тебя воспела, но ты прекрасней, чем слова!
Стою и вижу, как сурово и грозно бронзой стянут лик… И в диком стане Пугачёва ты предо мной живым возник: на скакуне каурой масти, игрою мускулов маня, какою азиатской страстью притягиваешь ты меня?
Ещё ты волен и силён, батыр, играющий так резво с огнём, но я-то слышу стон, нечеловеческий твой стон от раскалённого железа, которым выжгут на живом два чёрных слова: «Вор! Убийца!», а на бумаге белолицей гусиным выведет пером светлейшая императрица: - Помиловать!.. – таков указ. Но что батыру милость эта? Куда позорнее, чем казнь, куда мучительней, чем казнь – два чёрных выжженных навета.
О, будь я дочкой атамана, донской казачкой во красе, Екатериной Емельянной о длинной девичьей красе, я б за тобой в сырых отрепьях среди башкирской бедноты прошла, окованная цепью, какой окован был и ты…
Но, синий воздух рассекая, ты снова замер на века, и не пройдётся плеть тугая по согнутой спине врага.
Дышу дыханьем речки Белой, далёкий узнаю закат. О, как бы я тебя воспела! …И выдыхаю: Са-ла-ват!
* * *
Тянет к птицам их песня простая, ни могил у них нет, ни имён, как ни глянешь, всё кружится стая соглядатаев вечных времён.
Как ни глянешь, всё по небу птица пишет чёрную строчку крылом: - Сколько смерти под ноги ложится, сколько жизни на крылья легло.
Так и хочется взмыть, что есть силы, оттолкнуться от тверди земной, но растут имена и могилы вместо крыльев у нас за спиной.
Наша песнь – это скрипы скрижалей, это отзвук любви и вины перед теми, кого мы рожали, перед теми, кем мы рождены.
И взлетают, как птицы, дороги, и сливаются с небом поля, и с любовью ложится под ноги всепрощающим пухом земля.
Автор: Екатерина Героимова-Солиенко (1943 – 2007) Источник: альманах «Полдень» № 13, 2014 ← Вернуться к спискуОставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |