Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Человек в современном мире


 

Если духовные силы нации иссякнут, ни­какое наилучшее государственное устрой­ство и никакое наилучшее промышлен­ное устройство не спасут ее от смерти.

С гнилым дуплом дерево не стоит.

А. И. Солженицын

 

Человек в современном мире рас­сматривается не как уникальная личность, а как потребитель. Он должен покупать, если он платежеспособен. Его цель — стать суперпотребителем, по­треблять без ограничения. Значит, нуж­но стремиться к супердоходам... любой ценой! При этом национальная и куль­турная идентичность отходит на второй план — потребитель универсален. Этот унифицированный потребитель — мечта мировой экономики и транснациональ­ных корпораций. «Потребители всех стран объединяйтесь!» — один из главных лозун­гов глобализации, которая под «объедине­нием» подразумевает, в том числе, навя­зывание единого типа продуктов: бренды, категории товаров, определенная музыка, фильмы и т. д.

Затем происходит глобализация потреб­ления, человеку навязываются поведенче­ские, управленческие и другие стандарты.

Экономика правит бал, жизнь современно­го общества направлена на максимальное получение дохода, граждане должны по­стоянно удовлетворять многоглавую гидру потребностей. Потребитель — «всеяден», нет предела потреблению, как по диапа­зону предложений, так и по их качеству: удовлетворение не зависит от роста потреб­ления! Посмотрите, что является приори­тетом политики любой власти — сумма ВВП на душу населения, т. е. количество денег на одну душу населения. Жажда хле­ба вместо жажды духа... Постоянный рост прибыли — эта основа идеологии совре­менной капиталистической экономики. Сегодня прибыли должно быть больше, чем вчера. Завтра — больше, чем сегодня.

На первый взгляд, это модель идеально­го мира, в котором потребности становят­ся спросом, люди — платежеспособными, а государство регулирует эти процессы с помощью политиков и экономистов... Но получатся, что рост ВВП и новый уро­вень комфорта — плата за обезличивание. И хотя «человек счастлив духом, а не брю­хом», он зачастую добровольно находится в стихии страстей и искушений. И тогда нравственные принципы вступают в про­тиворечие с материальными. Приходится делать выбор: сохранить свое «я» путем по­стоянной работы над собой или впустить внутрь себя зависть, ненависть, предатель­ство, равнодушие, гордыню. Приходится постоянно меняться, приспосабливаться к стремительному изменению современно­го общества, становясь другим. Очень по­казательно в этом плане, культивируемая на Западе система по превращению себя в другого. Ее цель — достижение успеха пу­тем приближения к подвижному идеалу. Ее смысл — будь всем и никем одновремен­но, изменяй свои ценности в зависимости от обстоятельств, будь таким, каким вы­годно быть тебе именно сейчас. Мимикри­руй, меняйся быстрей, чем меняется твое окружение, и тогда всегда будешь впере­ди, будешь успешен и счастлив. Потре­битель — духless (лишен духа), для него внешнее важнее внутреннего. Психологию потребителя изучают маркетологи, эконо­мисты, им занимаются социологи, фило­софы. Американский психолог А. X. Маслоу, выдвинул концепцию «Пирамиды потребностей», в которой насущные жела­ния человека классифицированы. Он гово­рил об этом так: «Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в усло­виях, когда хлеба нет. Но что случается с че­ловеческими стремлениями, когда хлеба вдо­воль и желудок всегда полон?» В соответствии с этой классификацией, у человека семь ключевых потребностей, начиная с физио­логических и заканчивая потребностью в самоактуализации, которые он стремится удовлетворить. Человек рассматривается только в таком качестве.

Представьте себе общество, целиком со­стоящее из людей, не имеющих ни корней, ни традиций, ни культуры. Один из наших соотечественников, успешный бизнесмен говорит об этой тенденции так: «Мы жи­вем в эпоху постоянных перемен, клипового мышления, быстро сменяющих друг друга трендов, одноразовых и быстро ломающихся товаров. Это вам не холодильник «ЗИЛ», ко­торым некоторые до сих пор пользуются на даче. К сожалению, в этом «клиповом» мире и отношения становятся «одноразовыми». Чему, как и кому учить в постоянно меняю­щейся системе ценностейочень сложный вопрос». Вопрос, конечно, сложный. Позволим себе задать еще один. Не приближает ли этот мир собственную гибель, уничто­жая вечные ценности, рассматривая чело­века только как потребителя?

 

Отрывок из книги Виталия Шиловского «Записки наивного обывателя. Поле битвы — наши сердца». Перейти к предисловию и содержанию книги.

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru