православный молодежный журнал |
КультураЧеловек в современном мире
Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут ее от смерти. С гнилым дуплом дерево не стоит. А. И. Солженицын
Человек в современном мире рассматривается не как уникальная личность, а как потребитель. Он должен покупать, если он платежеспособен. Его цель — стать суперпотребителем, потреблять без ограничения. Значит, нужно стремиться к супердоходам... любой ценой! При этом национальная и культурная идентичность отходит на второй план — потребитель универсален. Этот унифицированный потребитель — мечта мировой экономики и транснациональных корпораций. «Потребители всех стран объединяйтесь!» — один из главных лозунгов глобализации, которая под «объединением» подразумевает, в том числе, навязывание единого типа продуктов: бренды, категории товаров, определенная музыка, фильмы и т. д. Затем происходит глобализация потребления, человеку навязываются поведенческие, управленческие и другие стандарты. Экономика правит бал, жизнь современного общества направлена на максимальное получение дохода, граждане должны постоянно удовлетворять многоглавую гидру потребностей. Потребитель — «всеяден», нет предела потреблению, как по диапазону предложений, так и по их качеству: удовлетворение не зависит от роста потребления! Посмотрите, что является приоритетом политики любой власти — сумма ВВП на душу населения, т. е. количество денег на одну душу населения. Жажда хлеба вместо жажды духа... Постоянный рост прибыли — эта основа идеологии современной капиталистической экономики. Сегодня прибыли должно быть больше, чем вчера. Завтра — больше, чем сегодня. На первый взгляд, это модель идеального мира, в котором потребности становятся спросом, люди — платежеспособными, а государство регулирует эти процессы с помощью политиков и экономистов... Но получатся, что рост ВВП и новый уровень комфорта — плата за обезличивание. И хотя «человек счастлив духом, а не брюхом», он зачастую добровольно находится в стихии страстей и искушений. И тогда нравственные принципы вступают в противоречие с материальными. Приходится делать выбор: сохранить свое «я» путем постоянной работы над собой или впустить внутрь себя зависть, ненависть, предательство, равнодушие, гордыню. Приходится постоянно меняться, приспосабливаться к стремительному изменению современного общества, становясь другим. Очень показательно в этом плане, культивируемая на Западе система по превращению себя в другого. Ее цель — достижение успеха путем приближения к подвижному идеалу. Ее смысл — будь всем и никем одновременно, изменяй свои ценности в зависимости от обстоятельств, будь таким, каким выгодно быть тебе именно сейчас. Мимикрируй, меняйся быстрей, чем меняется твое окружение, и тогда всегда будешь впереди, будешь успешен и счастлив. Потребитель — духless (лишен духа), для него внешнее важнее внутреннего. Психологию потребителя изучают маркетологи, экономисты, им занимаются социологи, философы. Американский психолог А. X. Маслоу, выдвинул концепцию «Пирамиды потребностей», в которой насущные желания человека классифицированы. Он говорил об этом так: «Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон?» В соответствии с этой классификацией, у человека семь ключевых потребностей, начиная с физиологических и заканчивая потребностью в самоактуализации, которые он стремится удовлетворить. Человек рассматривается только в таком качестве. Представьте себе общество, целиком состоящее из людей, не имеющих ни корней, ни традиций, ни культуры. Один из наших соотечественников, успешный бизнесмен говорит об этой тенденции так: «Мы живем в эпоху постоянных перемен, клипового мышления, быстро сменяющих друг друга трендов, одноразовых и быстро ломающихся товаров. Это вам не холодильник «ЗИЛ», которым некоторые до сих пор пользуются на даче. К сожалению, в этом «клиповом» мире и отношения становятся «одноразовыми». Чему, как и кому учить в постоянно меняющейся системе ценностей — очень сложный вопрос». Вопрос, конечно, сложный. Позволим себе задать еще один. Не приближает ли этот мир собственную гибель, уничтожая вечные ценности, рассматривая человека только как потребителя?
Отрывок из книги Виталия Шиловского «Записки наивного обывателя. Поле битвы — наши сердца». Перейти к предисловию и содержанию книги. ← Вернуться к списку Оставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |