Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Вопрос о роли сосуществования капитализма и свободы


Вопрос о роли сосуществования капитализма все чаще ставится в современном обществе. Изменения начинаются с малого. Сначала культивируются определенные нормы, затем появляется nео-культура, происходит либерализация государственных законов, потом на авансцену выходит очередная гуманистическая (то же что и общечеловеческая) идеология. Параллельно создается множество культов: культ денег, славы, массовой культуры. Все это является прямым источником экономической формы устройства общества — капитализма. Капитализм — это не только свобода капитала в экономической жизни, это коммерциализация духовной жизни людей. Еще это смена сложившихся нравственных ориентиров, создание новых социальных групп и общественных отношений.

Бесспорно, есть колоссальный прогресс эпохи капитализма: новые стандарты жизни и комфорта, невиданные доселе технологии во всех сферах жизни, поглощающие нас всевозможные гаджеты, новые виды товаров, техники, услуг и т. д. Но что в это время происходит с нами? Развивая экономику и политику, становимся ли мы лучше нравственно? Гармония между материальным и духовным, по моему убеждению, возможна, но только если духовное будет преобладать.

Федор Михайлович Достоевский еще 150 лет назад прозорливо отмечал это:

«<...> Телеги, подвозящие хлеб всему человечеству, без нравственного основания поступку, могут прехладнокровно исключить из наслаждения подвозимым значительную часть человечества... Ибо друг человечества с шаткостью нравственных оснований есть людоед человечества, не говоря о его тщеславии...»

В 90-е годы Россия стала беззащитна перед напором мира, в котором «шатки нравственные основания». Когда железный занавес пал, жажда потребления и денег проникла во внутренний мир людей, неся с собой эгоизм, жадность. К сожалению, у общества не было никакой прививки от таких искушений и мы стали частью нового мира, пошли по пути новой морали, основной ценностью которой стали деньги. Жизнь людей превратилась в бесконечную гонку, призом которой стало обогащение как символ свободы...

Конечно, капитализм комфортно себя чувствует в свободном обществе. На протяжении последних двухсот пятидесяти лет мир заворожен поиском максимальной степени свободы в своей жизни, в том числе и для капитала. Иногда «свобода» достигалась насилием. Все революции, начиная с французской, считались прогрессивными, а изменения в них происходили с применением насилия, пролитием крови, и это мало кого смущало. Прогрессивная общественность с упоением рукоплескала «свободному выбору» — свобода, равенство, братство.

Понятие «свобода» имеет разные смысловые оттенки. Но постепенно приходит осознание того, что при абсолютной, казалось бы, свободе, есть ограничения в выборе. В капиталистической «свободной системе», капиталы большинства людей позволяют совершать выбор в рамках ближайшего супермаркета, а капиталы миллиардеров — в рамках планеты Земля, можно даже оплатить турпутевку в космос. Конечно, при этом вас не ограничивают в праве быть миллиардером — дерзайте! Вы становитесь «целевым сегментом», как любят говорить маркетологи, вас настойчиво направляют в русло массовой культуры и потребления, унифицируя и оцифровывая, так как капитализм в виде корпораций и элиты, состоящей преимущественно из миллионеров, без вас как потребителя не выживет.

По статистике, ОД % населения владеет 60 % мирового богатства, 53 % богатейших людей — из США, Японии и Германии. Именно эта бизнес-элита в современных демократических странах стоит за кулисами общественных процессов. Ее целью является рост потребления, следовательно, необходимо большое количество прав и свобод. Чем больше свободы, даже иллюзорной, тем больше массового потребления. А, значит, произойдет больший прирост капитала. Это хорошо видно на обратном примере коммунистических режимов, где народ был источником дешевых трудовых ресурсов, обладал низкой производительностью, соответствующим уровнем доходов и довольствовался распределением вместо потребления: роль капитала была сведена к нулю.

Самое печальное — то, что в любой современной системе, будь то коммунистическая или капиталистическая, человек — лишь инструмент достижения целей элиты: «строитель светлого будущего» или потребитель, «источник дохода корпораций». Таким образом, «свобода выбора» — это благодатная почва для либеральных лозунгов, но, вот, сколько в ней процентов реальной свободы...

 

Отрывок из книги Виталия Шиловского «Записки наивного обывателя. Поле битвы — наши сердца». Перейти к предисловию и содержанию книги.

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru