Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Про демократию


Многие страны выбирают демократию в качестве наилучшей формы правления.

Провозглашается, что это путь к свободе и всеобщему равенству. Он был предложен России как самый действенный способ стать другой страной. А если демократия предполагает разрушение традиций, которые были основой в этой стране? Что тогда?

Америке, при построении нового общества на принципах демократии возможно: в Америке все формировалось с нуля, без учета традиций, национальных особенностей, без учета исторического развития 16 общества. Там не было передачи поколе-ниями своего генетического кода, была создана новая нация, в которой, как в котле, все нации переплавились в одну — американскую. Ценности американского общества, которые были искусственно созданы, стали определяющими. И как результат, в «стране с победившей демократией» эти ценности закреплены в Конституции и ей защищаются.

Демократия западного мира — это или создание новых ценностей, как это было в Америке, при построении нового общества. Или изменение фундаментальных ценностей на искусственные, «общечеловеческие», как это происходило в Европе. Для западных стран демократия очень хороша тем, что ее основное предназначение выполняется: сохраняются права граждан и их ценности, сформированные на новых, либеральных принципах, общество проходит положенные этапы в своем историческом развитии. Ну, а если американцы решают распространить демократический подход ко всем другим странам? Речь о выборе уже не идет. Люди со своим мировоззрением, традициями, укладом объявляются «политически неразвитыми», на них вешают ярлыки, они подвергаются насмешкам над своей культурой, верой, жизнью, в конце концов.

Кто-то не согласится со мной и скажет: «Глупости, демократия — это основа развитого общества». Да, это «идеальный мир», где вы открыто выражаете свое мнение, делаете то, что вам заблагорассудится. В рамках закона и новой общечеловеческой морали, конечно. А принять эту новую мораль вы обязаны. Вам все время будут на-поминать о ней так, как это происходит в большинстве стран западного мира. Вы против содомского греха? Нарушаете права личности. Будучи стюардессой, телеведущим, медсестрой носите крест? Оскорбляете чувства неверующих пассажиров, зрителей, больных. Не поддерживаете военные кампании страны и не признаете ее доминирующую роль в мире, ее полицейские методы? Вы против национальных интересов, вы — не патриот.

Ведь если вы открыто заявляете, что некоторые вещи просто безнравственны, с точки зрения вашей веры, то вас тут же поставят на место. Вам продемонстрируют, что ваши взгляды антиобщественны и опасны, вам объяснят, что вы нарушаете права людей на такое поведение. Попадете еще в разряд какого-нибудь «-фоба», новый ярлык толерантного мира. В демократическом мире у вас есть даже возможность — о, счастье — стать миллионером! Как это происходит, например, в Америке. В этой «дрим кантри» сбываются мечты, и миллионы людей грезят успехом и богатством, стремятся к этому, как мотыльки к свету. А на дне «американской мечты» получается, что от 46 миллионов человек живут за чертой бедности, а по разной статистике, от 2.5 до 3.5 млн — бездомные, половина из них — дети.

Да, миллиардерами станут единицы, а тысячи — миллионерами, но их успех растиражируют и преподнесут, как еще один плюс демократии, где у всех будто бы равные возможности. Миллионы людей будут верить в это и стремиться к обогащению любой ценой. То есть вроде бы все славно устроено в таком обществе: верховенство закона, соблюдение прав, но на самом деле получается, что современная демократия превратилась в способ контроля над умом и душой через обещание защиты прав, свобод и навязывание либеральных ценностей.

И здесь хочется спросить, что же такое «демократия» в понимании обывателя? Если мы сформулируем просто, то демократия — это способность формировать духовную личность без подавления прав и свобод, возможность граждан влиять на управление страной, делая жизнь спра-ведливей и эффективней. Первостепенное в демократии — это невозможность государства подавлять личность, как это было в Советском Союзе, когда вера в Бога считалась отклонением, а атеизм принимал радикальные формы. Так и в современном западном мире, несогласие с принятыми принципами жизни является не меньшим отклонением. Например, если вы публично даете негативную оценку однополым бракам и другим подобным новым правилам жизни современного общества, вы не гуманны и общественное мнение будет против вас.

Для России демократия — это формирование цельных личностей, при котором мы можем сохранить свои традиции, веру, корень своего русского образа жизни. Многие поколения жили и преумножали это право, отстаивая страну от физических и духовных посягательств извне. Только цельные личности способны менять жизнь к лучшему и внутри, и вокруг себя. Усилия только тогда чего-то стоят, когда они приводят к множеству целенаправленных действий и в конечном итоге к результату. Демократия или самоуправление — это когда миллионы участвуют в процессе народовластия и не довольствуются свободой действий, а берут на себя ответственность за свои действия.

Не нужно надеяться на смену правителей и вождей, нужно начинать с себя, это всегда тяжелее — измениться самому. Вот так и живем, рассуждаем о демократии, о том, что у нас есть личная свобода, а действий и плода мало на пути своих внутренних преобразований, отказаться от порочных составляющих современной жизни сложно...

Демократия в обществе может быть эффективной! На Руси были такие формы управления — вече в Великом Новгороде. У нас это называется самоуправлением. Нам важно стремиться к тому, чтобы представительство народа, его голос, ум и опыт были более значимы в принятии решений, особенно на местном уровне. Общество с такой демократией можно сравнить с могучим деревом, которое, как лучами от солнца, питается силой личностей его 20 населяющих, вкупе с научно-техническим прогрессом, экономическим развитием. Такое дерево стойко переносит «ветры перемен», оно растет и дает обществу плоды нравственной жизни... Но это только в том случае, если у дерева крепкие корни — если есть духовный стержень.

 

Отрывок из книги Виталия Шиловского «Записки наивного обывателя. Поле битвы — наши сердца». Перейти к предисловию и содержанию книги.

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru