Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Однажды на уроке


Однажды на уроке в начальной школе учитель спросил, сколько у меня пальто. «Одно», — ответил я. «Вот, — продолжил он, — Если бы мы не тратили деньги на гонку вооружений с Америкой, нашим врагом, то у тебя было бы два пальто». Урок закончился, а я все думал над словами учителя. Америка еще долго потом ассоциировалась у меня с чудовищем, которое лишает советских детей одежды. Это яркий пример эффективной пропаганды, которая была основана на «убеждениях целого государства», а учитель был всего лишь эффективным проводником их в жизнь.

Так несколько слов способны закрепить убеждение в чем-либо. Почти так же это происходит и на мировом уровне. Вот, вопрос: люди формируют убеждения или убеждения — людей? Вероятно, все-таки люди, действующие из собственных убеждений. Убеждений, которые становятся действующей силой, способной изменить жизнь миллионов других людей. Что заставляет нас разделять чьи-то убеждения? На протяжении всей жизни на нас оказывают влияние. Нас долго убеждали, что социализм — это хорошо, хотя сам Маркс доходчиво дал оценку работы капиталистической системы с ее прибавочной стоимостью, а теоретическая основа экономической модели социализма была полной сумятицей. Но жажда счастливого будущего без серьезной экономической основы привела к полному коллапсу экономики Советского Союза.

По сути, лишь убеждения и привели к тому, что в итоге произошло с Россией в начале 20 века. А все начиналось с мечты о свободном и справедливом обществе. Кажется, еще Черчилль говорил о том, что большевизм — это христианство, только с топором в руках... Убеждения и раньше не всегда приводили к светлому идеалу, чаще к идеологии насилия. Но мечта о счастливой жизни побуждала людей эти убеждения разделять. Посмотрим, что же изменилось.

Сейчас другие времена, другое общество, другие авторитеты. Место пролетария занял потребитель. Вышеупомянутый А. Маслоу являлся основоположником гуманистической психологии, «новой философии жизни» современного общества, в которой господствует «цайгест», новый «дух времени». Это гуманистическое мировоззрение применимо в разных сферах жизни: экономике, политике, социологии, биологии и т. д. По мнению Маслоу, человек с таким мировоззрением понимает «истинный» ход процессов, которые происходят в семье, в сфере религии и образования. А. X. Маслоу отмечал: «Человечество больше выиграет от „истин ", постигнутых нами в будущем, нежели от тех, которых мы придерживаемся сегодня». Это касается, в первую очередь, традиционных и вечных истин — они ставятся под сомнение, берутся в кавычки. Вот, основа идеологии западного мира — общество берет на себя ответственность формировать новые ценности.

Западный человек считает себя вполне гуманным, ведь это он создал общечеловеческие принципы! Западный человек сделал себя сам, он — кузнец своего счастья. Но в чем духовная сила такого человека? Может ли он на самом деле отличить добро от зла? Вряд ли, если его реакцией на противоестественные для человека вещи является «толерантность».

Еще в 19 веке поэт Александр Блок в своей поэме «Возмездие» прозорливо отмечал:

 

Век буржуазного богатства

(Растущего незримо зла!)

Под знаком равенства и братства

Здесь зрели темные дела...

 

А человек? — Он жил безвольно

Не он — машины, города

«Жизнь» так бескровно и безбольно

Пытала дух, как никогда...

 

Но тот, кто двигал, управляя

Марионетками всех стран, -

Тот знал, что делал, насылая

Гуманистический туман:

 

Там, в сером и гнилом тумане,

Увяла плоть, и дух погас,

И ангел сам священной брани

Казалось, отлетел от нас...

 

Как понять, какие из убеждений правильные, созидательные, а какие ошибочные, разрушительные, наводят «гуманистический туман»? Каких убеждений вообще придерживаться? Почему нужно быть «толерантным» к убеждениям, противоестественным нашей культуре и нашей жизни? Шкала ценностей постоянно меняется, приходится делать выбор между традиционными идеями или новомодно-либеральными. В наш век свободы информации, через эту самую информацию формировать базовые убеждения элиты, а потом и целой страны очень легко. Так все ли в этом мире так стихийно и естественно, как нам это преподносят? Или все-таки определяющим оказываются политические, коммерческие и другие интересы определенных групп людей? Они навязывают нам свои убеждения, несмотря на наши традиции, культуру, историю — основу нашего нравственного кода. К сожалению, наше восприятие действительности зачастую формируется под действием чуждых нам интересов...

Подобными Маслоу теориями и руководствуются сильные мира сего: политики, общественные деятели на Западе. А потом эти убеждения прививаются в России и становятся частью в нашей с вами обыкновенной жизни. Как вы думаете, многие ли пролетарии в свое время прочитали Маркса или Ленина? Думаю, что немногие, а кто и читал, ничего толком не понял. Но после революции 1917 года рабочие и крестьяне жили в обществе, построенном на постулатах марксизма-ленинизма. Все мы помним, что это учение предполагало бесклассовое общество, в котором нет эксплуататоров, а есть равенство и справедливость, желание построить коммунизм. Убеждения лидеров партии повлияли и на остальные страны, жизнь в которых пошла по другому руслу истории. Так, распространяются идеи.

В современной мире об эксплуатации не говорят, общество другое — потребительское. Но этому обществу внушаются новые идеи, принимая которые человек добровольно обрекает себя рабству. Рабству своих, а чаще — чужих желаний и целей.

 

Отрывок из книги Виталия Шиловского «Записки наивного обывателя. Поле битвы — наши сердца». Перейти к предисловию и содержанию книги.

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru