Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Школа


 

 

Многое начинается со школы. Школа может быть как конвейером, где знания даются автоматически, так и кузницей личных качеств. В первом случае — это услуга по получению образования, во втором случае — личный вклад педагога-наставника, который является строгим, но любящим воспитателем. Есть ли у учителя в современных условиях время для того, чтобы, кроме своего предмета, обучать простым жизненным вещам? Отличать черное от белого, следовать достойному примеру, выбирать здоровый образ жизни, уважать себя и других — дети нуждаются и в этом знании. Нуждаются в совете, в авторитетном мнении, которое было воспринято не только в семье, а носит независимый характер.

Вспоминаю своих учителей. Для нас, подростков, они стали положительным примером, помогли определиться с взглядами на жизнь. Вот, Михалыч — учитель физкультуры, был свой парень в доску. Привил истины простые, но важные: не пей, не кури, занимайся спортом. А еще — умей действовать в команде, сохраняй достоинство при любых обстоятельствах. Или Кранатович — учитель труда. В нескольких емких выражениях объяснял, что быть балбесом и лентяем — плохо. И доходило! „Оно" опять без толку с напильником бегает?» — спрашивал он, показывая на хулигана. Все смеялись, и больше всех «Оно», потому что в точку попал.

Привожу лишь некоторые яркие примеры, но большинство учителей, преподавших в школе, были личностями, настоящими педагогами (греч. paidagog?s — воспитатель, от p?is, родительный падеж paid?s — дитя и ?go — веду, воспитываю). Помню всех своих учителей, они — учителя с большой буквы и многое делали для того, чтобы каждый из нас стал личностью. Конечно, в то время была единая коммунистическая идеология, но преподаватели аккуратно показывали, что иногда вынуждены говорить о чем-то, что не совпадает с их личным мнением. Школа играла важную социальную роль в формировании государством человека «нового типа». У нее была цель — с качественным всеобщим образованием дать школьнику и основательное воспитание. Позже идеология Союза развалилась, а ничего хорошего на смену ей не пришло...

В современном сериале «Школа» показываются якобы школьные будни с жестокостью, агрессивностью учеников и безразличием учителей. Этот художественный вымысел может стать правдой жизни (а, может, уже и стал где-то?), если не поощрять в детях добрые наклонности — пшеницу, а взращивать дурные — плевелы. Возвращаться к прежним формам работы педагога я не призываю, да это, наверное, и невозможно. Но задуматься о том, как государство через систему образования в целом и учителей в частности должно формировать у школьников важные качества личности, — необходимо.

 

Отрывок из книги Виталия Шиловского «Записки наивного обывателя. Поле битвы — наши сердца». Перейти к предисловию и содержанию книги.

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru