Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Змий ты наш зелёный


 

После разрушения всех основ, веры в 20-м веке, равнодушие стало частью наших душ, затем пришли депрессии, маловерие.

...Все это вместе потом стали топить в море водки и алкоголизм стал диагнозом застой­ного советского времени. У Владимира Вы­соцкого есть хорошие строки об этом. Они емко характеризуют состояние общества развитого социализма в 1980-е. К сожале­нию, они актуальны и сейчас, только к алкоголизму добавилась еще и наркомания:

 

Траву кушаем, век на щавеле

Скисли душами, опрыщавели,

Да еще вином много тешились,

Разоряли дом, дрались, вешались.

 

Первые уже осознанные впечатления от этого были в деревенском детстве. Летние каникулы у бабушки, 1980-й год. Страда, вечер, клуб. Сидят закопчённые моло­дые парни, работающие комбайнерами в колхозе, хмельные, веселые — обсуждают свой прошедший трудовой день. Обсужда­ют, что рожь загорелась и хорошо горела, а они только смотрели на это и ничего не делали. Тут, говорят, мастер подлетает на уазике и начинает кричать, чтобы туши­ли пожар. Вот, продолжают, невезуха-то!

Если бы все сгорело, убирать нужно было бы намного меньше... Цинично, но все так и было. В этой ситуации отражается состо­яние душ того времени: пропили не толь­ко совесть, но и плоды своего труда.

Как же так получилось? Потеряли корни с землей. Они, крестьянские дети в несколь­ких поколениях, стали чужими той земле, на которой выросли и работают. Осталась одна радость — пить водку вечером у клуба да щипать девчонок. Я был молод и мало что понимал в жизни, но как-то эти слова резанули ухо, что же это за социализм та­кой? По телевизору показывают битву за урожай и передовых колхозников, а на де­ревне ждут 11 часов утра, чтобы купить вод­ку да где-нибудь что-нибудь стянуть. Разруха поселилась в головах у людей, а душа горела от бесконечного похмелья. Страна пила, серые будни скрашивались рюмкой водки. Пили все, пили везде. В брежнев­ские времена продажа алкоголя была ве­сомой статьей государственного бюджета.

Был такой партийный деятель, М. Соломенцев, его воспоминания очень красноре­чивы: «За период 1964-1984 годов значительно увеличилось производство и потребление вод­ки и дешевых вин (в частностибормотухи" из плодов и ягод), доходы от их продажи воз­росли в 4 раза». Там же говорится, что к на­чалу антиалкогольной компании 1985 года пьянство в СССР принимало масштаб на­циональной катастрофы. Повальная куль­тура пить была горькой ценой застоя.

Свой трудовой опыт я начинал в боль­шой советской компании, как сейчас ска­зали бы, в госкорпорации. Пить там было нормой, не пить — отклонением. Никог­да не забуду, как перед первой встречей в кругу руководителей коллега, хорошая девчонка, сказала, что нужно ехать за сы­рыми яйцами и сливочным маслом. На мой вопрос ответила, что то количество, которое будет сегодня выпито во время встречи, перенести нормальному челове­ку невозможно, а не пить — нереально. Сырые яйца и сливочное масло задержат попадание алкоголя в кровь. Смешно вспо­минать удивленные глаза руководителя в конце встречи: он еле-еле мог следить за происходящим, а я только немного весел и полностью в форме. Пили на той встрече только для того, чтобы напиться «в хлам» и заодно посмотреть, как ведут себя другие, что будут говорить и т. д.

Каково было мое удивление, когда я уже позже пришел работать в крупнейшую международную корпорацию. Зеленый змей прописался и там! Не потому, что иностранцы любили выпить, а потому что не пить, делая бизнес с советскими торг­предами, они просто не могли. Советский Союз распался, а методы остались. Вот, в конце первого месяца работы в междуна­родной компании супруга спрашивает: «Почему у тебя такая работа, что ты каж­дый день проводишь переговоры, заключа­ешь контракт, а затем идешь в ресторан и возвращаешься поздно, нетрезвый? Пьян­ство сплошное». Пришел с тяжелым серд­цем к руководителю-иностранцу в кабинет и сказал, что в семье проблемы из-за такой нашей «бизнесе-активности». Иностранец молчит, размешивает лекарство в стакане и говорит: «Слушай, у меня сейчас сильная головная боль. А ты извинись перед женой. Скажи ей, что у меня такие же проблемы. Моего сына в школе спросили, где его папа работает, а он сказал, что в ресторане. Учи­тель звонит моей жене, зная, что я — руко­водитель крупной компании. Выясняется, что ребенок каждый день спрашивает, где папа, ему говорят: „В ресторане". Вот, он и подумал, что я там работаю». Закончив размешивать «Алкозельцер» и выпив зал­пом воду с этим антипохмельным сред­ством, он закончил свою речь так: «Скажи своей жене, что нам это все очень не нра­вится, мы это презираем. Но это бизнес».

Так все это перманентно и продолжалось: переговоры, контракт, «бизнес». Перед та­ким «бизнесом» не могли устоять даже крупные руководители, которые по рангу своей работы и пива не пили. Интересная история, когда в Россию решил приехать лучший из лучших боссов международной компании. Он был очень испуган русски­ми традициями и попросил заменить ре­сторан на культурную программу, поход в театр. Дело было в областном центре и сколько было радости, что на гастролях как раз в это время был питерский театр с «Ле­бединым озером». В антракте принимаю­щая сторона предложила сходить буфет, ну, была только водка, ведь шампанское — это некрепкий напиток, для женщин. Дав­но прозвучал третий звонок, когда мы вер­нулись на свои места в зале. Иностранец еле держался на ногах... Помните, во мно­гих советских кинотеатрах и театрах, была дополнительная ступенька перед каждым рядом. Иностранный гость, конечно, ее не замечает, спотыкается и падает между рядов на ноги провинциальных любитель­ниц театра. Крики, шум. А он не спешит вставать и водит руками где-то внизу. Мы не можем его поднять, женщины ничего не понимают по-английски, кричат еще больше! В итоге мы поняли, что он уронил свои goldenglass, очки в золотой оправе и поэтому не желает вылезать из-под кресел, пока их не найдет. Когда женщины об этом узнали, то успокоились, нашли очки и усадили иностранца на место. Все-таки сострадание у нас в крови.

После балета принимающая сторона за­ботливо предложила поездку в ресторан, все-таки был стресс, его последствия нуж­но устранить. Приехали туда уже затемно, стресс полностью сняли. Вдруг к нам под­ходит хозяин заведения с бутылкой и, об­ращаясь к иностранцу, по-русски говорит, что это фирменная местная водка, «Ива­нович», он угощает. Иностранный гость с криком «Nо Ivanovich!» вскакивает, ин­тенсивно жестикулирует, перепугав хлебо­сольного хозяина, пытается уйти. Его еле удалось успокоить, когда он, наконец, объ­яснил, в чем дело. Он услышал не «Ивано­вич», а «Оne for each», то есть «каждому по бутылке»!

Вот так и живем в России, «Оne for each». По статистике, водки на душу населения, включая младенцев, мы впереди планеты всей. Живем и не задумываемся, к чему это нас приведет. В 90-е годы разрешали западным компаниям делать рекламу, на­целенную на молодежь, беспрепятственно продавать пиво везде. Дождались детского пивного алкоголизма. Живем и радуемся, ведь любое застолье — это гирлянды из пустых бутылок, а яркость впечатлений праздника сменяется мучительным по­хмельем на следующий день. Поводов для яркого застолья не счесть. Чаще всего это «семейные праздники», часть семейно­го ритуала, в котором без рюмки нет «за­душевной» компании, разговора, тоста... А, может быть, можно жить и без частого «крепкого» застолья?

Русский человек — человек мудрый, только у нас есть выражение «зеленый змий». Змей-искуситель, отравляющий качество жизни тем, кто пьет, и тем, кто рядом с пьющим человеком. Сколько у нас горя эта зараза принесла в семьи? Но пить продолжают и в деревне, и в городе, молодые и пожилые, мужчины и женщи­ны. В современной культуре это тренд, «пати», пятница-развратница, тусовка в клубе. Пьют от депрессии, пьют от горя и радости, от скуки и пустоты, пьют по поводу и без повода, просто так... А ведь человек в алкогольном состоянии отпу­скает уздечку своих страстей, и как много потом совершается поступков, за кото­рые больно всю жизнь, сложно предста­вить. Если даже не станет алкоголиком, то рубцы от поступков долго не зажива­ют, а в будущем сложно будет избежать тяжелых последствий, если это пристра­стие сохранится. Как явление алкого­лизм — это подавление воли человека и превращение его в раба, где господин — зеленый змий. Человек в этом состоянии порывает связи с семьей, обществом в це­лом и в конце концов со своим внутрен­нем миром, превращаясь в безвольное существо, которое деградирует, как вну­тренне, так и внешне. Для окружающих такая перемена очень болезненна. Больно от бессилия, ведь порабощение имеет невидимую силу, которой человеку труд­но сопротивляться.

Отдельная тема — дети, страдающие от этой заразы. Сколько сирот оставлено при живых родителях из-за алкоголиз­ма... Эх, вот умерить бы свое отношение к этому «зеленому змею Горынычу», поотрубать ему бы все головы сознательно, вместе с новой напастью — наркотиче­ской дурью. Тогда песня Высоцкого была бы просто песней, а не отражением на­шей жизни...

 

Отрывок из книги Виталия Шиловского «Записки наивного обывателя. Поле битвы — наши сердца». Перейти к предисловию и содержанию книги.

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru