православный молодежный журнал |
КультураЗмий ты наш зелёный
После разрушения всех основ, веры в 20-м веке, равнодушие стало частью наших душ, затем пришли депрессии, маловерие. ...Все это вместе потом стали топить в море водки и алкоголизм стал диагнозом застойного советского времени. У Владимира Высоцкого есть хорошие строки об этом. Они емко характеризуют состояние общества развитого социализма в 1980-е. К сожалению, они актуальны и сейчас, только к алкоголизму добавилась еще и наркомания:
Траву кушаем, век на щавеле Скисли душами, опрыщавели, Да еще вином много тешились, Разоряли дом, дрались, вешались.
Первые уже осознанные впечатления от этого были в деревенском детстве. Летние каникулы у бабушки, 1980-й год. Страда, вечер, клуб. Сидят закопчённые молодые парни, работающие комбайнерами в колхозе, хмельные, веселые — обсуждают свой прошедший трудовой день. Обсуждают, что рожь загорелась и хорошо горела, а они только смотрели на это и ничего не делали. Тут, говорят, мастер подлетает на уазике и начинает кричать, чтобы тушили пожар. Вот, продолжают, невезуха-то! Если бы все сгорело, убирать нужно было бы намного меньше... Цинично, но все так и было. В этой ситуации отражается состояние душ того времени: пропили не только совесть, но и плоды своего труда. Как же так получилось? Потеряли корни с землей. Они, крестьянские дети в нескольких поколениях, стали чужими той земле, на которой выросли и работают. Осталась одна радость — пить водку вечером у клуба да щипать девчонок. Я был молод и мало что понимал в жизни, но как-то эти слова резанули ухо, что же это за социализм такой? По телевизору показывают битву за урожай и передовых колхозников, а на деревне ждут 11 часов утра, чтобы купить водку да где-нибудь что-нибудь стянуть. Разруха поселилась в головах у людей, а душа горела от бесконечного похмелья. Страна пила, серые будни скрашивались рюмкой водки. Пили все, пили везде. В брежневские времена продажа алкоголя была весомой статьей государственного бюджета. Был такой партийный деятель, М. Соломенцев, его воспоминания очень красноречивы: «За период 1964-1984 годов значительно увеличилось производство и потребление водки и дешевых вин (в частности „бормотухи" из плодов и ягод), доходы от их продажи возросли в 4 раза». Там же говорится, что к началу антиалкогольной компании 1985 года пьянство в СССР принимало масштаб национальной катастрофы. Повальная культура пить была горькой ценой застоя. Свой трудовой опыт я начинал в большой советской компании, как сейчас сказали бы, в госкорпорации. Пить там было нормой, не пить — отклонением. Никогда не забуду, как перед первой встречей в кругу руководителей коллега, хорошая девчонка, сказала, что нужно ехать за сырыми яйцами и сливочным маслом. На мой вопрос ответила, что то количество, которое будет сегодня выпито во время встречи, перенести нормальному человеку невозможно, а не пить — нереально. Сырые яйца и сливочное масло задержат попадание алкоголя в кровь. Смешно вспоминать удивленные глаза руководителя в конце встречи: он еле-еле мог следить за происходящим, а я только немного весел и полностью в форме. Пили на той встрече только для того, чтобы напиться «в хлам» и заодно посмотреть, как ведут себя другие, что будут говорить и т. д. Каково было мое удивление, когда я уже позже пришел работать в крупнейшую международную корпорацию. Зеленый змей прописался и там! Не потому, что иностранцы любили выпить, а потому что не пить, делая бизнес с советскими торгпредами, они просто не могли. Советский Союз распался, а методы остались. Вот, в конце первого месяца работы в международной компании супруга спрашивает: «Почему у тебя такая работа, что ты каждый день проводишь переговоры, заключаешь контракт, а затем идешь в ресторан и возвращаешься поздно, нетрезвый? Пьянство сплошное». Пришел с тяжелым сердцем к руководителю-иностранцу в кабинет и сказал, что в семье проблемы из-за такой нашей «бизнесе-активности». Иностранец молчит, размешивает лекарство в стакане и говорит: «Слушай, у меня сейчас сильная головная боль. А ты извинись перед женой. Скажи ей, что у меня такие же проблемы. Моего сына в школе спросили, где его папа работает, а он сказал, что в ресторане. Учитель звонит моей жене, зная, что я — руководитель крупной компании. Выясняется, что ребенок каждый день спрашивает, где папа, ему говорят: „В ресторане". Вот, он и подумал, что я там работаю». Закончив размешивать «Алкозельцер» и выпив залпом воду с этим антипохмельным средством, он закончил свою речь так: «Скажи своей жене, что нам это все очень не нравится, мы это презираем. Но это бизнес». Так все это перманентно и продолжалось: переговоры, контракт, «бизнес». Перед таким «бизнесом» не могли устоять даже крупные руководители, которые по рангу своей работы и пива не пили. Интересная история, когда в Россию решил приехать лучший из лучших боссов международной компании. Он был очень испуган русскими традициями и попросил заменить ресторан на культурную программу, поход в театр. Дело было в областном центре и сколько было радости, что на гастролях как раз в это время был питерский театр с «Лебединым озером». В антракте принимающая сторона предложила сходить буфет, ну, была только водка, ведь шампанское — это некрепкий напиток, для женщин. Давно прозвучал третий звонок, когда мы вернулись на свои места в зале. Иностранец еле держался на ногах... Помните, во многих советских кинотеатрах и театрах, была дополнительная ступенька перед каждым рядом. Иностранный гость, конечно, ее не замечает, спотыкается и падает между рядов на ноги провинциальных любительниц театра. Крики, шум. А он не спешит вставать и водит руками где-то внизу. Мы не можем его поднять, женщины ничего не понимают по-английски, кричат еще больше! В итоге мы поняли, что он уронил свои goldenglass, очки в золотой оправе и поэтому не желает вылезать из-под кресел, пока их не найдет. Когда женщины об этом узнали, то успокоились, нашли очки и усадили иностранца на место. Все-таки сострадание у нас в крови. После балета принимающая сторона заботливо предложила поездку в ресторан, все-таки был стресс, его последствия нужно устранить. Приехали туда уже затемно, стресс полностью сняли. Вдруг к нам подходит хозяин заведения с бутылкой и, обращаясь к иностранцу, по-русски говорит, что это фирменная местная водка, «Иванович», он угощает. Иностранный гость с криком «Nо Ivanovich!» вскакивает, интенсивно жестикулирует, перепугав хлебосольного хозяина, пытается уйти. Его еле удалось успокоить, когда он, наконец, объяснил, в чем дело. Он услышал не «Иванович», а «Оne for each», то есть «каждому по бутылке»! Вот так и живем в России, «Оne for each». По статистике, водки на душу населения, включая младенцев, мы впереди планеты всей. Живем и не задумываемся, к чему это нас приведет. В 90-е годы разрешали западным компаниям делать рекламу, нацеленную на молодежь, беспрепятственно продавать пиво везде. Дождались детского пивного алкоголизма. Живем и радуемся, ведь любое застолье — это гирлянды из пустых бутылок, а яркость впечатлений праздника сменяется мучительным похмельем на следующий день. Поводов для яркого застолья не счесть. Чаще всего это «семейные праздники», часть семейного ритуала, в котором без рюмки нет «задушевной» компании, разговора, тоста... А, может быть, можно жить и без частого «крепкого» застолья? Русский человек — человек мудрый, только у нас есть выражение «зеленый змий». Змей-искуситель, отравляющий качество жизни тем, кто пьет, и тем, кто рядом с пьющим человеком. Сколько у нас горя эта зараза принесла в семьи? Но пить продолжают и в деревне, и в городе, молодые и пожилые, мужчины и женщины. В современной культуре это тренд, «пати», пятница-развратница, тусовка в клубе. Пьют от депрессии, пьют от горя и радости, от скуки и пустоты, пьют по поводу и без повода, просто так... А ведь человек в алкогольном состоянии отпускает уздечку своих страстей, и как много потом совершается поступков, за которые больно всю жизнь, сложно представить. Если даже не станет алкоголиком, то рубцы от поступков долго не заживают, а в будущем сложно будет избежать тяжелых последствий, если это пристрастие сохранится. Как явление алкоголизм — это подавление воли человека и превращение его в раба, где господин — зеленый змий. Человек в этом состоянии порывает связи с семьей, обществом в целом и в конце концов со своим внутреннем миром, превращаясь в безвольное существо, которое деградирует, как внутренне, так и внешне. Для окружающих такая перемена очень болезненна. Больно от бессилия, ведь порабощение имеет невидимую силу, которой человеку трудно сопротивляться. Отдельная тема — дети, страдающие от этой заразы. Сколько сирот оставлено при живых родителях из-за алкоголизма... Эх, вот умерить бы свое отношение к этому «зеленому змею Горынычу», поотрубать ему бы все головы сознательно, вместе с новой напастью — наркотической дурью. Тогда песня Высоцкого была бы просто песней, а не отражением нашей жизни...
Отрывок из книги Виталия Шиловского «Записки наивного обывателя. Поле битвы — наши сердца». Перейти к предисловию и содержанию книги. ← Вернуться к списку Оставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |