православный молодежный журнал |
КультураСуть русского народаЧто есть наша история? Защита своей территории, своей культуры, складывающейся веками. А изменение культуры и веры требовало захватнических действий по контролю территорий со стороны тех или иных агрессоров. России на протяжении всей истории приходилось бороться с захватническими интересами иностранных агрессоров, начиная с татаро-монгольского нашествия. Вся наша история — это история борьбы за свою самобытность, культуру, традиции и веру. Есть такое место в Рязанской области, Старая Рязань. Все, что осталось от когда-то сильного города — это холмы, служившие раньше укреплениями. Но память о силе духа уничтожить не так просто... Строки В. Г. Яна из его книги «Батый» поразили меня. «Бату-хан окинул приведенных пленных внимательным взглядом. Многие урусуты были ранены, залиты кровью. Были среди них белобородые старики, были двое юных, совсем мальчики. Урусуты стояли спокойно и мрачно. Они не склоняли головы, как виноватые, не было у них волнения или страха. Готовые к смерти, они смотрели в глаза грозному хану... Показывая на пленных урусутов, Бату-хан крикнул громко, чтобы воины слышали его: — Вот как надо любить и защищать свой родной улус». Вот какие были стойкие наши предки, и не только дружина воинская, но и старики, дети. Хочется, чтобы помнили потомки об их подвиге. Ведь народная сила духа не покорилась игу, да и другим силам не покорилась. Только безверие сломило нас. И в стране, и в Старой Рязани память о славных событиях поросла бурьяном. Нет трепета перед этими местами у русского человек, где так достойно сложили свою голову за Родину русские воины. Уже не помнит молодое поколение ответ рязанцев, которые первыми приняли нашествие Батыя, на издевательские требования привести в его стан жен и дочерей горожан: «Когда нас не будет, возьмешь все». В этих простых словах: сила духа и веры, жертвенность и боль за свою землю и свой народ. После появления у врагов стенобитных машин Рязань была взята в три дня, монгольские воины проломили стены города, ворвались в него и устроили резню. Князь Юрий Игоревич и все горожане погибли. Помнят ли об этом молодые рязанцы? Большинство не помнит. Но ведь эту историю кто-то бережно сохранил, кто-то научил чтить свои традиции, возвращаться к корням, испытывать трепет перед своей историей. В советское время были другие кумиры, но старались помнить и чтить образы таких славных полководцев, как Александр Невский, например. Умалчивалась правда о том, что он — святой воин земли русской, а Пересвет, поразивший Челубея перед Донской битвой, был монахом. Современный мир, особенно мир молодого поколения, мчится в будущее на всех парах, его, как того известного гонщика, который убрал зеркало заднего вида, мало интересует то, что остается позади. Уходит память об этих славных страницах русской истории, а вместе с ней пропадает стержень, который помогал русскому народу преодолевать любые выпадающие ему испытания. Но верю — возрождение наступит. Россия так устроена. Возрождение духовного стержня — это единственный способ выжить и оставаться сильной страной. Многие пытались покорить Русь, начиная от тевтонцев, заканчивая немцами. Каждый из завоевателей нес, как им казалось, «спасительную» идею нашему народу. Это была новая вера (тевтонцы), или зерна просвещенного общественного устройства (Наполеон), или план полного уничтожения нас как неполноценной нации (Гитлер). Но никому не удалось осуществить такие планы — отпор всегда был поистине всенародный. Всеобщая жертвенность показывала суть русского народа, для которого «лучше умереть стоя, чем жить, стоя на коленях». Лучше умереть, чем потерять национальную идентичность и свою веру. Для русского человека нет ничего страшнее такого рабства. Россия всегда выходила на мировую арену духовной победительницей. Русские писатели наравне с европейскими мыслителями, философами обнажили суть человеческой души, показав, как трагична судьба человека в меняющемся мире. Чтобы ослабить нашу духовную силу, требовалось поразить нас не извне, а изнутри. «...Придут страшные времена, когда волки в овечьих шкурах призовут народ к лучшей жизни». Такое время настало. Оно сопровождалось масштабной пропагандой, в которой ложь перемешивалась с правдой, прелести социалистической жизни — с пороками царского общества. Все подавалось в виде жестко контролируемой государственной идеологии, умело использовавшей систему запретов, репрессий и методов воспитания нового поколения. Основная трагедия России в том, что народ сам вершил новую судьбу России, расправляясь над многовековыми традициями своей культурной жизни, своей веры. Красное колесо прошло по живому, перемолов судьбу страны, русского народа и каждого человека в отдельности. Расплата народа за это была тяжелой, она отразилась на целом ряде поколений и продолжает свершаться. Сейчас мы еще на пути возврата к истокам своей духовной силы.
Отрывок из книги Виталия Шиловского «Записки наивного обывателя. Поле битвы — наши сердца». Перейти к предисловию и содержанию книги. ← Вернуться к спискуОставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |