Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Русские бабушки, вера, путь к храму


Русские бабушки. Бабулечки, вы милые. Самые стойкие в мире. Сколько пережили, сколько на своих пле­чах вынесли. Комфортному современно­му поколению сложно понять и осознать.

Вера помогала им выживать и преодолевать. Веру они сохра­нили для последующих поколе­ний.

В последнее время много говорят о вли­янии церкви на нашу жизнь. Мол, власть и церковь действуют сообща, плохо влия­ют друг на друга. Все чаще словосочетание  «клерикализация жизни» используется в качестве современной страшилки. Это всего лишь нападки, в которых бросаются важными для верующего человека слова­ми. Храм — это дом Божий, а Церковь — не только религиозный институт, но это и мы с вами. Мы составляем общину, сопри­касаясь с Богом. Народ, который молится вместе, — живет в мире. Иначе и быть не может, если это искренне и идет от чистого сердца. Но чем дальше от Москвы, тем малочисленнее населенные пункты, тем мень­ше помощи и поддержки храмам. Если и помогают храмам, то только местное насе­ление по велению сердца, а ведь Церковь в таких селениях — это единственная воз­можность возрождения духа.

Можно построить бассейны, спортив­ные школы, проводить патриотическое воспитание, но еще лучше — открыть воз­можность для познания Бога через строи­тельство, восстановление храмов, откры­тие воскресных школ. А бывает так, что и дорогу к храму перегородят... Есть у меня давний друг, наставник, можно сказать, ду­ховный отец — архимандрит Евсевий. Че­ловек с огромным оптимизмом и большой жизненной силой. Все, что нужно, он полу­чает по милости Божией. С нуля, с пустого места, начинал он поднимать скит святого Сергия Радонежского в Рязанской области, принадлежащий Свято-Даниловскому мо­настырю. Сейчас там трудится братия в со­ставе 18 человек, и многие паломники при­езжают туда. В монастыре они обретают не только Божию благодать, спокойствие души и гармонию, но вкусную монастыр­скую еду, приготовленную с молитвой. Мед, выпечка там не переводятся. Есть даже столярная мастерская.

Затем о. Евсевий служил на Украине, был рукоположен в архимандрита, вер­нулся настоятелем в Рязанскую область. ЕГроводит службы в сельском храме, без­заветно ухаживает за своей пожилой ма­мой, исполняя сыновний долг. Совсем не­давно получил он послушание поднимать Храм в соседней деревне, где трудно при­ходится молодым городским священнос­лужителям, в отрыве от цивилизации и с прихожанами, состоящими из бабушек и сезонных дачников. Когда я приехал к о. Евсевию, то поразил меня этот храм своим размером и великолепием. Храм в малень­ком селе с тремя алтарями напоминает по размаху кафедральные церкви в областных городах. Он состоит из зимней и летней ча­сти, до революции в нем было сделано ото­пление и теплые полы!

Построил его сельчанин, который стал в Москве крупным промышленником по производству кирпича. Таким образом он решил отблагодарить Бога за все Его ми­лости. Храм был открыт в канун револю­ции, но послужить людям, как следует, не успел. Сделали из него склад и хозяйствен­ную постройку, пришел он в запустение. Удручающие зрелище: власть безбожных людей над храмом, разруха, проломлен­ная крыша, обваливающиеся стены в тех местах, где вода десятилетиями искала путь через зияющие дыры в потолке. Пря­мо аллегоричный пример эксперимента советской власти над душами людей. Но отец Евсевий полон энтузиазма и жизнен­ных сил, хочет все преобразовать. Лишь молится о том, чтобы Господь поддержал его здоровье после перенесенной опера­ции на сердце, да и больше людей добрых послал, которые чем смогли помогли бы восстановлению храма.

Удивило же меня отношение местных властей, самой низовой ячейки админи­стративной вертикали. Храм был на ба­лансе колхоза, как хозпостройка, поэтому, когда распался колхоз, то церковь осталась без каких-либо документов. Восстановить в нашей бюрократической системе, в наш рыночный век право собственности не так- то просто. Когда отец Евсевий занимался вопросом оформления территории храма и подъездных дорог к нему, две дороги к церкви перегородили. С одной стороны храма начали продавать землю и строить дачи — место уж очень хорошее. А с дру­гой стороны хозяева вывели на дорогу свой септик. Сделали так, что его верх оказался выше уровня дороги, проехать нельзя. На все увещевания отца Евсевия и просьбы ре­шить этот вопрос местная администрация давала лишь обещания — спилить деревья и сделать оставшуюся дорогу более удоб­ной, ведь она после дождей превращается в грязевой кэмелтрофи.

Вот так и живем. Нашему Пути к Храму с одной стороны мешает материальный достаток, с другой стороны — септик с не­чистотами не дает прохода, а оставшийся путь пролегает по грязи и разбитым уха­бам. Так матери ал ьныеу стремления, власть греха и испытания встают на нашем пути к Храму. А вы говорите, власть и церковь едины... Церковь не нуждается ни в каком единении с властью, через проникновение в государственные и политические инсти­туты. Церковь находится над политикой, она — отражение душ и чаяний всей па­ствы и всего народа русского.

Напротив — Церкви было бы очень хо­рошо иметь гармоничное сотрудничество с властью, составлять единую симфонию, как принято сейчас говорить. Более при­земленным языком: конструктивная под­держка со стороны администрации, ру­ководителей в решении бытовых нужд и разного рода вопросов, связанных с жиз­неустройством наших храмов и право-

славных общин, всегда пригодится. Было бы здорово, если бы власть понимала про­блемы Церкви на местах и способствовала тому, чтобы Церковь не оставалась один на один со своими бытовыми проблемами там, где это требуется. Ведь Церковь нахо­дится на административных территориях и является частью поселений, городов и жизненного уклада многих людей.

Отец Евсевий и его малочисленная па­ства верят в то, что вновь восстановленный храм очень нужен здесь также, как и в тыся­чи других селениях по России. Возрожде­ние нашей земли русской, народа нашего, особенно в провинции, начнется именно с храмов. Сила наша в Вере, храмы, как маленькие ключи, питают большую реку силу духа русского. И только тогда, когда мы поймем это, изменения вокруг нас ста­нут результатом изменений внутри нас. По­ложительные изменения в жизни общества и страны требуют нашего внутреннего преоб­ражения. Недавно прочитанные слова апо­стола Павла: «...любовь не мыслит зла...» поразили меня своей глубиной. И для меня открылся смысл этих простых слов: Бог — это абсолютная любовь. Там, где не­нависть, зло, зависть, гнев, ложь и все наши пороки, там нет Бога. А любить, желать до­бра, мира, радости, быть милосердным — это и есть счастье. В православии две основ­ные заповеди: возлюби Бога своего больше всего на свете и возлюби ближнего больше, чем себя. Любви нельзя научить, она идет от сердца, а открывает сердца вера.

Сейчас модно бросаться словами, вы­бирать объектом нападок наших духовных служителей, повторяя, как мантру: «клерикализация общества, религиозная от­сталость народа, вездесущие попы». Луч­ше осознаем роль веры в нашей жизни и попробуем дойти до самой ее глубины...

 

 

Отрывок из книги Виталия Шиловского «Записки наивного обывателя. Поле битвы — наши сердца». Перейти к предисловию и содержанию книги.

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru