православный молодежный журнал |
КультураРусские бабушки, вера, путь к храмуРусские бабушки. Бабулечки, вы милые. Самые стойкие в мире. Сколько пережили, сколько на своих плечах вынесли. Комфортному современному поколению сложно понять и осознать. Вера помогала им выживать и преодолевать. Веру они сохранили для последующих поколений. В последнее время много говорят о влиянии церкви на нашу жизнь. Мол, власть и церковь действуют сообща, плохо влияют друг на друга. Все чаще словосочетание «клерикализация жизни» используется в качестве современной страшилки. Это всего лишь нападки, в которых бросаются важными для верующего человека словами. Храм — это дом Божий, а Церковь — не только религиозный институт, но это и мы с вами. Мы составляем общину, соприкасаясь с Богом. Народ, который молится вместе, — живет в мире. Иначе и быть не может, если это искренне и идет от чистого сердца. Но чем дальше от Москвы, тем малочисленнее населенные пункты, тем меньше помощи и поддержки храмам. Если и помогают храмам, то только местное население по велению сердца, а ведь Церковь в таких селениях — это единственная возможность возрождения духа. Можно построить бассейны, спортивные школы, проводить патриотическое воспитание, но еще лучше — открыть возможность для познания Бога через строительство, восстановление храмов, открытие воскресных школ. А бывает так, что и дорогу к храму перегородят... Есть у меня давний друг, наставник, можно сказать, духовный отец — архимандрит Евсевий. Человек с огромным оптимизмом и большой жизненной силой. Все, что нужно, он получает по милости Божией. С нуля, с пустого места, начинал он поднимать скит святого Сергия Радонежского в Рязанской области, принадлежащий Свято-Даниловскому монастырю. Сейчас там трудится братия в составе 18 человек, и многие паломники приезжают туда. В монастыре они обретают не только Божию благодать, спокойствие души и гармонию, но вкусную монастырскую еду, приготовленную с молитвой. Мед, выпечка там не переводятся. Есть даже столярная мастерская. Затем о. Евсевий служил на Украине, был рукоположен в архимандрита, вернулся настоятелем в Рязанскую область. ЕГроводит службы в сельском храме, беззаветно ухаживает за своей пожилой мамой, исполняя сыновний долг. Совсем недавно получил он послушание поднимать Храм в соседней деревне, где трудно приходится молодым городским священнослужителям, в отрыве от цивилизации и с прихожанами, состоящими из бабушек и сезонных дачников. Когда я приехал к о. Евсевию, то поразил меня этот храм своим размером и великолепием. Храм в маленьком селе с тремя алтарями напоминает по размаху кафедральные церкви в областных городах. Он состоит из зимней и летней части, до революции в нем было сделано отопление и теплые полы! Построил его сельчанин, который стал в Москве крупным промышленником по производству кирпича. Таким образом он решил отблагодарить Бога за все Его милости. Храм был открыт в канун революции, но послужить людям, как следует, не успел. Сделали из него склад и хозяйственную постройку, пришел он в запустение. Удручающие зрелище: власть безбожных людей над храмом, разруха, проломленная крыша, обваливающиеся стены в тех местах, где вода десятилетиями искала путь через зияющие дыры в потолке. Прямо аллегоричный пример эксперимента советской власти над душами людей. Но отец Евсевий полон энтузиазма и жизненных сил, хочет все преобразовать. Лишь молится о том, чтобы Господь поддержал его здоровье после перенесенной операции на сердце, да и больше людей добрых послал, которые чем смогли помогли бы восстановлению храма. Удивило же меня отношение местных властей, самой низовой ячейки административной вертикали. Храм был на балансе колхоза, как хозпостройка, поэтому, когда распался колхоз, то церковь осталась без каких-либо документов. Восстановить в нашей бюрократической системе, в наш рыночный век право собственности не так- то просто. Когда отец Евсевий занимался вопросом оформления территории храма и подъездных дорог к нему, две дороги к церкви перегородили. С одной стороны храма начали продавать землю и строить дачи — место уж очень хорошее. А с другой стороны хозяева вывели на дорогу свой септик. Сделали так, что его верх оказался выше уровня дороги, проехать нельзя. На все увещевания отца Евсевия и просьбы решить этот вопрос местная администрация давала лишь обещания — спилить деревья и сделать оставшуюся дорогу более удобной, ведь она после дождей превращается в грязевой кэмелтрофи. Вот так и живем. Нашему Пути к Храму с одной стороны мешает материальный достаток, с другой стороны — септик с нечистотами не дает прохода, а оставшийся путь пролегает по грязи и разбитым ухабам. Так матери ал ьныеу стремления, власть греха и испытания встают на нашем пути к Храму. А вы говорите, власть и церковь едины... Церковь не нуждается ни в каком единении с властью, через проникновение в государственные и политические институты. Церковь находится над политикой, она — отражение душ и чаяний всей паствы и всего народа русского. Напротив — Церкви было бы очень хорошо иметь гармоничное сотрудничество с властью, составлять единую симфонию, как принято сейчас говорить. Более приземленным языком: конструктивная поддержка со стороны администрации, руководителей в решении бытовых нужд и разного рода вопросов, связанных с жизнеустройством наших храмов и право- славных общин, всегда пригодится. Было бы здорово, если бы власть понимала проблемы Церкви на местах и способствовала тому, чтобы Церковь не оставалась один на один со своими бытовыми проблемами там, где это требуется. Ведь Церковь находится на административных территориях и является частью поселений, городов и жизненного уклада многих людей. Отец Евсевий и его малочисленная паства верят в то, что вновь восстановленный храм очень нужен здесь также, как и в тысячи других селениях по России. Возрождение нашей земли русской, народа нашего, особенно в провинции, начнется именно с храмов. Сила наша в Вере, храмы, как маленькие ключи, питают большую реку силу духа русского. И только тогда, когда мы поймем это, изменения вокруг нас станут результатом изменений внутри нас. Положительные изменения в жизни общества и страны требуют нашего внутреннего преображения. Недавно прочитанные слова апостола Павла: «...любовь не мыслит зла...» поразили меня своей глубиной. И для меня открылся смысл этих простых слов: Бог — это абсолютная любовь. Там, где ненависть, зло, зависть, гнев, ложь и все наши пороки, там нет Бога. А любить, желать добра, мира, радости, быть милосердным — это и есть счастье. В православии две основные заповеди: возлюби Бога своего больше всего на свете и возлюби ближнего больше, чем себя. Любви нельзя научить, она идет от сердца, а открывает сердца вера. Сейчас модно бросаться словами, выбирать объектом нападок наших духовных служителей, повторяя, как мантру: «клерикализация общества, религиозная отсталость народа, вездесущие попы». Лучше осознаем роль веры в нашей жизни и попробуем дойти до самой ее глубины...
Отрывок из книги Виталия Шиловского «Записки наивного обывателя. Поле битвы — наши сердца». Перейти к предисловию и содержанию книги. ← Вернуться к списку Оставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |