православный молодежный журнал |
КультураСправедливость — второй хлебВ России справедливость — это второй хлеб. Жажда справедливости привела к «красному колесу», перемолотившему мироустройство дореволюционной страны, а после 90-х стала оголенным нервом общества. Но нельзя доводить до того, чтобы справедливость отстаивалась на улицах, в России это всегда заканчивалось кровью и насилием. Важно помнить, что борьба за справедливость не должна быть формальной и показательной, с применением двойных стандартов. «Хуже несправедливости только справедливость с карающим мечом». Борьба за справедливость не может быть знаменем какой-то одной политической группы, потому не надо окрашивать людей в цвета их политических взглядов и причислять их к «левым» или «правым» взглядам, отделяя декларируемую справедливость левых от правых. Справедливость должна быть общей целью для всех политиков. Ведь мы все граждане одной страны и важно работать совместно для достижения благосостояния, безопасности и защиты прав граждан. Мое первое осознанное соприкосновение со словом несправедливость в обществе произошло в советское время через слово «блат», когда я был юн и толком ничего не понимал, но уже тогда часто слышал это «волшебное» слово. Блатные в очереди, блатные в школе и институте, блатные на хороших должностях — у касты «блатных» все схвачено. Я долго не мог понять, почему называют блатными и прожженных уголовников, и приличных, интеллигентных, добропорядочных, имеющих определенный статус в обществе людей, пока не прочитал Шаламова. Блатные в лагерях — это уголовники, которые жили на особом положении среди массы политических заключенных. Оттуда это слово пришло и в повседневную советскую жизнь. В стране были равны все, только одни меньше, а другие больше, «люди на особом положении». Связи, статус, звания, деньги — вот, основная валюта «цивилизованного» блатного мира. Гротескность ситуации в том, что блатные были и криминалом, и частью элиты. Именно они были в первых рядах по демонтажу советского строя, ведь «когда караван поворачивает назад, то впереди всегда хромой верблюд». Один американский президент сказал, что «волки и овцы по-разному понимают слово свобода». Это выражение было печальной характеристикой принципов свободы и справедливости в 90-е годы, нечаянно обрушившейся на нас. А ведь я, как почти все наше население в едином порыве, поддерживал Ельцина во время его триумфального начала политической деятельности. Митинговал после путча, стоя на площади в море людей, испытывающих эйфорию. Буквально отстаивал право Ельцина быть нашим новым вождем перед Белым домом, ощущая небывалый порыв масс, обретающих свободу. Мы ждали не только перемен, мы ждали правды. Наверное, то же самое ощущают все те, кто выходит сейчас на Болотную площадь в поисках справедливости. Смотришь на это и испытываешь дежавю... Умные, образованные, успешные, прогрессивные... и снова требуют перемен. Нам надо понять одну простую вещь: мы все время создаем себе новых вождей и беззаветно идем за ними, наступая на одни и те же грабли в своей истории. Мы отдаем на откуп переворачивать страницы истории интеллигенции, образованным людям, креативному классу, думая, что это совесть нации. А, может, нам не нужны вожди? Может быть, не надо перманентно менять одних вождей на других, а меняться нужно всем нам изнутри и прислушиваться к своей совести? Может быть, тогда будут положительные и масштабные изменения в нашей жизни как результат нашего преображения... Нужно сохранять свои традиции, корни, дух и живительную силу нашего народа — веру, а не размахивать либеральными топорами ради построения современного и «прогрессивного» общественного устройства западного типа. Дуб растет сто лет, срубить его можно за час. Наше возрождение будет от корней, а не от использования очага из порубленных традиций. Так устроена Россия. Какую в первую очередь справедливость хотелось бы для своих соотечественников? Дайте доступ к социальным благам ребятам из регионов и семей достатка ниже среднего. Даже не в части материальных благ — на собесе не построишь эффективной экономики, — а в части социальных лифтов и возможностей добиваться всего самому. Нужна возможность самореализации — это важный элемент устройства общества. Доступ к образованию, медицине, работе должен быть, если не равным, то общедоступным. Я сам родился и вырос в рабочем поселке, не понаслышке знаю, о чем идет речь. Тем самым мы вовлечем больше талантливых, ярких людей и создадим равные возможности. Отдельная тема — справедливость в области государственного администрирования. Наш чиновник настолько упивается властью, данной ему народом, что свою пользу он почему-то видит в истязании этого народа. В органах власти у нас диктатура чиновника, и перед походом по инстанциям всегда испытываешь боязнь и волнение. Хотелось бы все изменить и сделать наоборот, чтобы чиновник испытывал страх, что он не сможет своевременно и качественно обслуживать запросы населения. Вот тогда административная справедливость восторжествовала бы и уважение рядовых граждан к власти прибавилось. В борьбе и поиске справедливости мы постоянно переписываем историю и по-разному интерпретируем ее страницы. А историческая справедливость заключается в том, что необходимо перестать давать все новые и новые оценки нашей истории, пытаясь отречься от своего прошлого. Важно следовать принципу, сформулированному одним из успешных правителей 20 века: «Кто поссорит настоящее с прошлым, у того нет будущего». Это должно быть основной справедливостью в оценках прошедших эпох.
Отрывок из книги Виталия Шиловского «Записки наивного обывателя. Поле битвы — наши сердца». Перейти к предисловию и содержанию книги. ← Вернуться к списку Оставить комментарий
|
115172, Москва, Крестьянская площадь, 10. Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru Телефон редакции: (495) 676-69-21 |