Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Справедливость — второй хлеб


В России справедливость — это второй хлеб. Жажда справедливости привела к «красному колесу», перемолотившему ми­роустройство дореволюционной страны, а после 90-х стала оголенным нервом обще­ства. Но нельзя доводить до того, чтобы справедливость отстаивалась на улицах, в России это всегда заканчивалось кровью и насилием. Важно помнить, что борьба за справедливость не должна быть фор­мальной и показательной, с применением двойных стандартов. «Хуже несправедливо­сти только справедливость с карающим ме­чом». Борьба за справедливость не может быть знаменем какой-то одной политиче­ской группы, потому не надо окрашивать людей в цвета их политических взглядов и причислять их к «левым» или «правым» взглядам, отделяя декларируемую спра­ведливость левых от правых. Справедли­вость должна быть общей целью для всех политиков. Ведь мы все граждане одной страны и важно работать совместно для достижения благосостояния, безопасности и защиты прав граждан.

Мое первое осознанное соприкоснове­ние со словом несправедливость в обществе произошло в советское время через слово «блат», когда я был юн и толком ничего не понимал, но уже тогда часто слышал это «волшебное» слово. Блатные в очереди, блатные в школе и институте, блатные на хороших должностях — у касты «блатных» все схвачено. Я долго не мог понять, по­чему называют блатными и прожженных уголовников, и приличных, интеллигентных, добропорядочных, имеющих опреде­ленный статус в обществе людей, пока не прочитал Шаламова. Блатные в лагерях — это уголовники, которые жили на особом положении среди массы политических за­ключенных. Оттуда это слово пришло и в повседневную советскую жизнь. В стране были равны все, только одни меньше, а другие больше, «люди на особом поло­жении». Связи, статус, звания, деньги — вот, основная валюта «цивилизованного» блатного мира. Гротескность ситуации в том, что блатные были и криминалом, и частью элиты. Именно они были в первых рядах по демонтажу советского строя, ведь «когда караван поворачивает назад, то впе­реди всегда хромой верблюд».

Один американский президент сказал, что «волки и овцы по-разному понима­ют слово свобода». Это выражение было печальной характеристикой принципов свободы и справедливости в 90-е годы, не­чаянно обрушившейся на нас. А ведь я, как почти все наше население в едином порыве, поддерживал Ельцина во время его триумфального начала политической деятельности. Митинговал после путча, стоя на площади в море людей, испыты­вающих эйфорию. Буквально отстаивал право Ельцина быть нашим новым во­ждем перед Белым домом, ощущая небы­валый порыв масс, обретающих свободу. Мы ждали не только перемен, мы ждали правды.

Наверное, то же самое ощущают все те, кто выходит сейчас на Болотную площадь в поисках справедливости. Смотришь на это и испытываешь дежавю... Умные, об­разованные, успешные, прогрессивные... и снова требуют перемен. Нам надо по­нять одну простую вещь: мы все время соз­даем себе новых вождей и беззаветно идем за ними, наступая на одни и те же граб­ли в своей истории. Мы отдаем на откуп переворачивать страницы истории интел­лигенции, образованным людям, креатив­ному классу, думая, что это совесть нации. А, может, нам не нужны вожди? Может быть, не надо перманентно менять одних вождей на других, а меняться нужно всем нам изнутри и прислушиваться к своей совести? Может быть, тогда будут поло­жительные и масштабные изменения в нашей жизни как результат нашего пре­ображения...

Нужно сохранять свои традиции, кор­ни, дух и живительную силу нашего наро­да — веру, а не размахивать либеральными топорами ради построения современного и «прогрессивного» общественного устрой­ства западного типа. Дуб растет сто лет, срубить его можно за час. Наше возрож­дение будет от корней, а не от использова­ния очага из порубленных традиций. Так устроена Россия.

Какую в первую очередь справедливость хотелось бы для своих соотечественников? Дайте доступ к социальным благам ребя­там из регионов и семей достатка ниже среднего. Даже не в части материальных благ — на собесе не построишь эффектив­ной экономики, — а в части социальных лифтов и возможностей добиваться всего самому. Нужна возможность самореали­зации — это важный элемент устройства общества. Доступ к образованию, медици­не, работе должен быть, если не равным, то общедоступным. Я сам родился и вырос в рабочем поселке, не понаслышке знаю, о чем идет речь. Тем самым мы вовлечем больше талантливых, ярких людей и соз­дадим равные возможности.

Отдельная тема — справедливость в об­ласти государственного администрирова­ния. Наш чиновник настолько упивается властью, данной ему народом, что свою пользу он почему-то видит в истязании это­го народа. В органах власти у нас диктатура чиновника, и перед походом по инстанци­ям всегда испытываешь боязнь и волнение. Хотелось бы все изменить и сделать наобо­рот, чтобы чиновник испытывал страх, что он не сможет своевременно и качественно обслуживать запросы населения. Вот тог­да административная справедливость вос­торжествовала бы и уважение рядовых граждан к власти прибавилось. В борьбе и поиске справедливости мы постоянно переписываем историю и по-разному ин­терпретируем ее страницы. А историче­ская справедливость заключается в том, что необходимо перестать давать все но­вые и новые оценки нашей истории, пы­таясь отречься от своего прошлого. Важно следовать принципу, сформулированному одним из успешных правителей 20 века: «Кто поссорит настоящее с прошлым, у того нет будущего». Это должно быть основной справедливостью в оценках прошедших эпох.

 

Отрывок из книги Виталия Шиловского «Записки наивного обывателя. Поле битвы — наши сердца». Перейти к предисловию и содержанию книги.

 

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru