Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Пионер исторического романа


 

М.Н. Загоскин и его эпоха

 

В Пензенской губернии, в родо­вом селе Рамзал, 225 лет на­зад, 14 июня 1789 года, родил­ся Михаил Николаевич Заго­скин — будущий писатель, который по­ложит начало новому жанру в русской литературе — историческому роману.

«В самом деле, вьюга усилилась до такой степени, что в двух шагах невоз­можно было различать предметов. Снежная равнина, взрываемая порыви­стым ветром, походила на бурное море; холод ежеминутно увеличивался, а ве­тер превратился в совершенный вихрь».

«Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. <...> Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».

В приведенных отрывках немало об­щего в описании зимней бури. В первом: «бурное море», «совершенный вихрь», во втором: «снежное море», «мрак и ви- хорь» — весьма похожие картины раз­бушевавшейся стихии.

Первый отрывок взят из романа Ми­хаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», увидевшего свет в 1829 году. Второй — из пушкин­ской «Капитанской дочки», опублико­ванной в 1836 году. Между этими исто­рическими произведениями почти семь лет. Возможно, Александр Пушкин по­мнил описание зимней бури в романе Загоскина, и это навеяло похожие стро­ки в его произведении, ставшем класси­кой отечественной литературы.

Роман «Юрий Милославский» Миха­ила Загоскина был первым русским историческим романом, который благо­желательно приняла просвещенная публика. Его высоко оценили Жуков­ский и Пушкин. 11 января 1830 года Александр Сергеевич в письме к Заго­скину писал: «...Поздравляю Вас с ус­пехом полным и заслуженным, а публи­ку с одним из лучших романов нашей эпохи. Все читают его. Жуковский про­вел за ним целую ночь. Дамы от него в восхищении». Спустя 10 дней (21 янва­ря) в пятом номере «Литературной га­зеты» поэт напечатал свою рецензию, где подчеркнул: «Г-н Загоскин точно переносит нас в 1612 год. Добрый наш народ, бояре, казаки, монахи, буйные шиши — все это угадано, все это дей­ствует, чувствует, как должно было дей­ствовать, чувствовать в смутные време­на Минина и Авраамия Палицина. Как живы, как занимательны сцены старин­ной русской жизни».

Время, изображенное в этом рома­не, — конец польского нашествия, ос­вобождение Москвы народным ополче­нием Минина и Пожарского. Первых читателей романа привлекала патри­отическая направленность произведе­ния, русский колорит, живо написан­ные сцены из событий 1612 года. Очень скоро «Юрий Милославский» стал по­пулярнейшей книгой всей читающей России. При жизни автора роман вы­держал восемь изданий, был переведен на английский, французский, немец­кий, чешский и другие языки. О нем с большим одобрением отзывались Валь­тер Скотт и Проспер Мериме, а Белин­ский отмечал значение романа для Рос­сии: «Юрий Милославский» был пер­вым русским историческим романом. Он явился очень вовремя, когда все тре­бовали русского и русского. Вот причи­на его необыкновенного успеха».

Этот успех подвиг Михаила Заго­скина обратиться к событиям Отече­ственной войны 1812 года, к событиям, которые еще не ушли в далекое про­шлое, они происходили на глазах у мно­гих современников писателя, он и сам был участником этих событий. Когда началась война 1812 года, Михаил Ни­колаевич оставил службу и записался в петербургское ополчение, участвовал в сражениях, был ранен и награжден за храбрость орденом Анны 3-й степени «на шпагу». Друг и биограф М. Загос­кина, известный писатель С.Т. Аксаков, писал о Михаиле Николаевиче: «С пре­красной наружностью, внушавшей рас­положение и доверенность, вспыль­чивый, живой, откровенный, добрый и постоянно веселый, Загоскин был лю­бим товарищами и всеми его окружав­шими».

Жуковский, узнав о том, что Заго­скин пишет новый роман о войне 1812 года, высказал некоторые опасения — слишком свежи события, тут нет места вымыслу — но все же благословил пи­сателя на новый труд. Жуковский понимал, что России нужна книга об Отечественной войне. Опубликованный в 1831 году роман Загоскина «Рослав- лев, или Русские в 1812 году» и был от­ветом на эти ожидания.

Новый роман разошелся стремитель­но, как и первый. Автор послал роман Жуковскому и Пушкину. Жуковский откликнулся с одобрением, Александр Сергеевич поблагодарил Загоскина за книгу, но от ее оценки уклонился. Но­вый роман не удовлетворил поэта ни своей официальной концепцией войны 1812 года, ни художественной сторо­ной. В это время Пушкин сам обратил­ся к эпохе войны с французами и старал­ся дать свою версию Отечественной вой­ны. Повесть он назвал не без намека на роман Загоскина «Рославлев». О пуш­кинской повести Апполон Григорьев за­метил: «Пушкин написал свою картину под формою высокохудожественного, но, к сожалению, неполного рассказа, в которой он восстановлял и настоящие краски и настоящее значение события и эпохи». Роман же Загоскина «Рослав- лев» после первых положительных впе­чатлений несколько разочаровал чита­телей — романтическая интрига с роко­выми страстями явно заслоняла карти­ну народной жизни. И тем не менее этот роман был первым, по-настоящему пло­дотворным опытом в осмыслении исто­рических событий войны 1812 года, а главное, «Рославлев» Загоскина имел патриотическую направленность, отве­чавшую чаяниям всего русского обще­ства.

История России постоянно интересо­вала Загоскина — время Екатерины II, эпоха Петра и даже древняя старина времен князя Владимира — все это от­разилось во многих его произведениях.

О романе «Аскольдова могила» вос­торженно отозвался Пушкин, а по мо­тивам романа А. Верстовский написал оперу с одноименным названием, кото­рая с успехом шла на сценах император­ских театров и увеличила популярность писателя. Справедливости ради необхо­димо отметить, что Михаил Загоскин в литературную жизнь вошел первона­чально не как автор исторических рома­нов, а как драматург, вернее — как ко­медиограф.

Еще в 1815 году Михаил Загоскин написал комедию «Проказник», а в 1817 году другую— «Господин Бога­тонов, или Провинциал в столице». Но настоящую известность принесла ему пьеса «Комедия против комедии, или Урок волокитам». Комедия молодого драматурга была полна намеков на злободневные литературные события. В ней Загоскин брал под защиту попу­лярного в те годы драматурга и режис­сера — князя Александра Шахов­ского — от нападок молодых карамзи­нистов. В предисловии пьесы Загоскин подчеркивал, что стремился выска­зать свое мнение о пьесе Шаховского «Липецкие воды» да создать несколь­ко забавных сцен, свидетелем которых он был. Действительно, в этой пьесе, да и в других, немало забавного. В сво­их произведениях Михаил Загоскин высмеивал пристрастие разбогатев­ших выскочек ко всему иностранному в ущерб отечественному. Вообще во всех многочисленных пьесах Заго­скина порок, в конце концов, наказы­вался, а добродетель торжествовала. Пристрастие литератора именно к ко­медии объяснялось особенностями его характера. Известный мемуарист Ф. Вигель утверждал, говоря о Миха­иле Николаевиче: «Как истинно рус­ский весельчак, любил он всегда без желчи, без злости, без малейшего дур­ного умысла подшучивать в глаза над слабостями людей и таким образом, задевая самые чувствительные струны их самолюбия, часто творил из них не­примиримых себе врагов».

Успехи Загоскина как драматурга были очевидны, его пьесы с успехом шли в петербургских театрах, однако в 1820 году Михаил Николаевич с семь­ей переезжает в Москву на постоянное местожительство. Здесь он тесно обща­ется с театральным миром, дружит со многими известными актерами и одно­временно начинает писать историче­ские романы. Одиннадцать лет (1831 — 1842 годы) он занимал должность ди­ректора московских театров, а после­дние годы жизни был директором Ору­жейной палаты в Кремле. Его привле­кали и древности Москвы, и ее окрест­ности. Большой знаток памятников ста­рины, Михаил Загоскин мог часами рас­сказывать о них. Михаил Николаевич тридцать лет никуда не выезжал из Мос­квы, лишь изредка — в Троице-Сергие ву лавру и в пригороды. Живя постоян­но в городе, писатель внимательно и с большим интересом вглядывался в жизнь москвичей, изучал их характеры и нравы.

В течение восьми лет, с 1842-го по 1850 год, Михаил Загоскин работал над одной из лучших своих книг, выпущен­ной в четырех «выходах» (частях).

Многим известна популярная книга В. Гиляровского «Москва и москвичи», однако едва ли многие знают, что у кни­ги Гиляровского имеется предшествен­ница. Это книга Михаила Николаевича Загоскина с очерками о нашей древней столице, которую он первым назвал «Москва и москвичи». Мне лично она больше по душе и интересу, чем его зна­менитый роман «Юрий Милославский».

В своей книге о Москве писатель ве­ликолепно описал самые разные сто­роны современной ему московской жизни — от Английского клуба и купеческой свадьбы до жизни и быта ямщиков. Загоскин подробно описы­вает торговые ряды и ярмарки, празд­ник в Сокольниках и прогулку в Симо­нов монастырь, где когда-то, несколь­ко веков назад, происходили героиче­ские события. В книге Загоскина ярко выписаны современные ему москов­ские типы с их особым языком. Зор­кий взгляд писателя отмечает своеоб­разные стороны жизни москвичей; так о московских ямщиках он пишет: «Из­возчики-аристократы, известные под названием лихих, составляют совер­шенно отдельную касту. Их гордость и презрение ко всем другим извозчи­кам не имеют никаких границ. По их мнению, тот, кто не может выехать на рысаке, иноходце или, по крайней мере, на красивой заводской лоша­ди — не извозчик... »

В книге «Москва и москвичи» Заго­скин часто использует излюбленную им драматическую форму. Отдельные гла­вы даны в виде драматических сцен. Особенно великолепно, с юмором напи­сана глава «Купеческая свадьба», кото­рая предваряет по сюжету чеховскую «Свадьбу с генералом». Как в своих пье­сах, так и в последней книге Михаил Николаевич отстаивает свою излюблен­ную тему неприятия чужеземного, если имеется свое, родное, которое не хуже привозного.

Писателя в жизни отличало редкое добродушие, он легко сносил любую критику своего творчества, но, по сло­вам его друга, писателя С. Аксакова: «...он не выносил только одного: если, нападая на Загоскина, задевали Россию или русского человека — тогда немину­емо следовала горячая вспышка».

Михаил Николаевич Загоскин был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете и членом Русского отделе­ния Академии наук. Талантливый и самобытный писатель Загоскин до конца своих дней оставался русским патриотом. Умер Михаил Николаевич в 1852 году и упокоился в Новодевичьем монастыре. В наше время его книги не издаются, а жаль. Творчество Михаила Загоскина — одна из славных страниц русской словесности.

 

Анатолий Манушин

Источник: журнал «Подъем»

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru