Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Восхождение и триумф Лидии Руслановой


«Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение, и великие и достойные удивления деяния <…>  не остались в безвестности».

Геродот

Продолжая листать страницы старых городских газет, я обнаружил, что в Златоусте, а потом в Челябинске побывали многие известные киноактеры, певцы и, что меня обрадовало, среди них была и Лидия Андреевна Русланова. Следуя заветам отца современной истории Геродота, мне и захотелось рассказать о драматической судьбе этой самородной певицы и человека.

Родилась Агафья Андриановна Лейкина 14.10.1900 года в селе Чернавка Саратовской губернии, что расположено на Волге. Семья была бедная, как позднее вспоминала певица: «…едоков было много, а кормилец один – отец». Самым ярким впечатлением детства у маленькой девочки осталось пение, а вернее плач: отца увозили в солдаты, на японскую войну, бабушка шла за телегой и голосила или, как тогда говорили, вопила. Потом девочка не раз будет просить: «Бабушка, повопи за тятеньку». Вскоре пришло известие, что отец пропал на войне, а когда Агафье исполнилось шесть лет, умирает мать. Именно тогда, чтобы прокормить брата, сестру да деда с бабкой, маленькая Агафья пошла по людям или, попросту говоря,  просить милостыню и петь – вот это и были первые концерты будущей певицы. А вскоре появилась своя аудитория, многим нравилось, как поёт девочка, а «…одна купчиха, – как потом говорила Русланова, – даже учила меня: ты больше жалостливых песен пой – подавать будут больше».

Мы не знаем, как сложилась бы судьба маленькой Агафьи, если бы не одна местная (саратовская) чиновница, которая сделала доброе дело: видя, как погибает семья, она взяла на себя ответственность и разместила всех детей по разным приютам. Вот тогда и записали девочку Лидией Андреевной (а не Андриановной) Руслановой, вот под этим именем ее позднее и узнает вся Россия. Мы не знаем, почему так записали, а только можем предполагать, что этого требовали, видимо, законы делопроизводства того времени. В приюте был церковный хор, и регент сразу обратил внимание на талантливую девочку. В приюте Лидия окончила полный курс церковно-приходской школы и здесь же, что очень важно, получила начальное музыкальное образование. Вскоре она становится солисткой, и когда хор пел в церкви на клиросе, приезжали, как тогда говорили, «послушать сироту» даже из соседних городов. До наших дней об этом сохранилось воспоминание  писателя и драматурга И. Прута, которое я и приведу: «…на угасающем фоне взрослого хора возник голос, его звучание нарастало не теряя своей первородной чистоты, в полной тишине величественного храма казалось никто не дышал, а голос звучал все сильнее, и было в нём что-то мистическое, и тут я услышал шепот рядом стоящей монашки: «Ангел! Ангел небесный!» Но я стоял, как зачарованный…»

Подросшую девочку из приюта определили на мебельную фабрику полировщицей, где подруги по работе, зная о ее способностях, просили: «Ты, Лида, нам пой, а работу мы за тебя сделаем». В шестнадцать лет Русланова уже пробовала петь солдатам Временного правительства, уходящим на фронт. Как потом вспоминала певица: «…я спела всё, что знала, и спрашиваю: а теперь что делать, больше ничего не знаю? А мне из зала кричат: «Давай сызнова!»». В семнадцать лет она была отчаянной девчонкой, не боялась сцены и публики. На неё обратил внимание профессор М.Е. Медведев, у которого она и пробовала заниматься, она всю жизнь с теплотой вспоминала профессора.

После революции ее включают в состав агитбригады. Любопытно, что именно здесь проявился жесткий характер: когда ее попросили петь самодельные частушки, как тогда говорили, на злобу дня типа: «Как у нас у ворот,/ У самой калиточки,/ Удавился бандит/ На суровой ниточке», она заявила, что это петь не будет, у неё в программе народные песни и саратовские страдания. «Ничего, обойдемся без тебя, пой для народа», – заявил руководитель Д. Васильев.

 Началом своей концертной деятельности сама Лидия Андреевна считала концерт, с которым выступила в 1923 году в Ростове, когда и вошла в состав Государственной филармонии. Концерт прошёл с большим успехом, имел лестную «критику». Именно к этому времени относятся первые передачи советского радио «на зарубеж», одну из которых и услышал знаменитый Ф.И. Шаляпин.

Вот как он написал своему знакомому Л.И. Менделевичу: «...вчера слушал радио. Пела русская баба, по-нашему, по-волжски, и голос деревенский. Песня кончилась, и только тогда заметил, что плачу. И вдруг рванула саратовская гармоника, и понеслись саратовские припевки. Всё детство передо мной встало. Объявили, что пела Лидия Русланова. Кто она? Крестьянка, наверное. Талантливая, уж очень правдиво пела. Если знаешь ее, то передай привет от меня и большое спасибо». Знала ли она об этой высокой оценке русской знаменитости – несомненно, знала, и звезда   кумира светила ей всегда, не раз поддерживала при крутых поворотах ее нелегкой жизни.

В 30-е годы прошлого столетия началась эпоха радио в нашей стране, если быть точнее «радиотарелок», которые были в каждом селе – и голос Лидии Руслановой зазвучал в самых дальних уголках нашей страны. Миллионными тиражами выходили пластинки с ее записями. Приходит всенародная слава: ее любили слушать М. Горький, В. Качалов, Л. Утесов, М. Яншин и многие другие. Приведу характерный пример того времени: идет крупное совещание в Колонном зале, в президиуме сидят С.М. Буденный и К.Е. Ворошилов, объявляют, после торжественной части концерт. «Кто будет петь? – спросил Буденный. – Если нет Руслановой, то мы уходим». Несколько раз ее приглашали в Кремль, но после одного случая перестали. Когда она спела однажды, сам Вождь народов пригласил ее за обильный стол и предложил угоститься, на что она ответила: «...я то вот сыта, а вот моих земляков в Поволжье неплохо бы накормить, – и добавила: – голодают». «Рэчистая», – проворчал И. Сталин – больше ее не приглашали. Но вот что любопытно, по свидетельству Владимира Дмитриевича Успенского, на Кунцевской даче у Сталина был хороший подбор патефонных пластинок, и сверху лежали – с записями Руслановой. Она с удовольствием ходила в театр, как ни странно любила слушать, тогда еще К. Шульженко, Н. Обухову, то есть она ценила настоящее искусство во всех его проявлениях – от живописи до театра. Но не любила халтуру. Вот какой случай вспоминает известный журналист М. Грин: «как-то мы пришли в дом искусств на концерт, певица что-то негромко пела, доходя до шепота, народ скучал.

Лидия Русланова не выдержала: «Пойду-ка, поговорю с этой шепталкой». Зная ее характер, пошли и мы, а то за такое пение может она и прибить. «Если голоса нет – иди в зал – садись и слушай, – начала Лидия Андреевна, – и потом, что это ты поешь?.. он ушел, она ему изменила, они не встретились – что это за любовь? – а где же радость? – а откуда тогда дети берутся? И потом, что ты объявляешь «народная песня»? – ты народную песню не трогай, она и без тебя проживет», – закончила певица.

А я, читая эти воспоминания, подумал: эх, жаль, что не дожила Лидия Андреевна до наших дней, она бы и не то услышала, одна только песня «…ты меня полюби, обними, а потом обмани…» – чего стоит!»

 Предвоенные годы – годы славы певицы, ее начинают узнавать на улице, голос Лидии Андреевны каждый день звучит на радио. Именно в эти годы она и приезжает к нам в Златоуст, а потом в Челябинск, точнее, в 1940 году, со своим знаменитым гармонистом С.О. Максаковым, именно его игру слышал ранее по радио Ф. Шаляпин.

Но пиком творческой биографии и популярности певицы все-таки надо считать годы Великой Отечественной войны, когда в составе первой концертной фронтовой бригады артистов она прошла всю войну.

 «Воевать», – если так выразиться, – Л.А. Русланова начала еще во время финской кампании.  С первыми залпами Отечественной войны бригада была на фронте. Вот как писал журнал «Огонек» № 30 (1942): «…известная певица Лидия Русланова… с первых дней войны разъезжает по частям Красной Армии, выступая перед бойцами. Где только они ни побывали, дали сотни концертов. Вкус к искусству, к песне в крови у русского народа, ничто так не поднимает дух солдата, как искусство».

«Ничто так правдиво не характеризует человека, как воспоминания современников, что я и предлагаю, – вспоминает Анна Регина, – …это было зимой 1942 года, был страшный мороз, а выступать надо было на улице и некоторые артисты отказались… и вдруг на импровизированной сцене появилась Лидия Андреевна в своем крестьянском наряде и в лаптях, как ее принимали бойцы, описывать не буду, восторг был неописуемый, но когда она зашла за кулисы, я увидела ее такой, какая она была в жизни, искренней и беспощадно прямой. Таких слов, какими она говорила с артистами, отказавшимися выступать, и в словаре Даля не найдешь. Протянув руки к «буржуйке», она продолжала: «…ребята насмерть идут, а они, видите ли, боятся замерзнуть»,  и что вы думаете, зная ее крутой нрав, выступили все».

А вот как о своих фронтовых встречах говорит сама певица: «...петь приходилось везде, но приходилось и так: нас пригласили выступить перед воином-разведчиком, который был в тяжелейшем состоянии и лежал на полу, я положила его окровавленную голову себе на колени и пела – о степи, о девушке, которая ждет любимого… так я просидела почти половину ночи, вошел врач и санитарки, чтоб забрать в операционную, и тут произошло чудо, раненый открыл глаза и, превозмогая страшную боль, хотел улыбнуться. Я посмотрела на врача, он понял меня, и сказал: «безнадежен, – и добавил: – но попробуем спасти». Какова же была моя радость, когда я получила «треугольник» от моего слушателя – он выжил, писал в письме, награжден орденом Ленина и продолжает воевать».

В 1942 году певице Руслановой Лидии Андреевне присваивают звание «Заслуженная артистка РСФСР». Этот год стал поворотным и в ее личной судьбе: она встретила свою, как она выразилась, настоящую любовь – это был генерал-лейтенант Владимир Викторович Крюков, Герой Советского Союза, его талант полководца высоко ценил Г.К. Жуков. Забегая вперед, скажу, что именно с ним она переживет звездные часы своей жизни и именно с ним попадет на «бериевскую плаху». Свадьбу сыграли прямо на передовой, а в перерыве между выступлениями она ездила в Ташкент, где жила у тетки дочь В.В. Крюкова, и стала для Маргариты родной матерью. Но продолжалась война, в частях Красной Армии да и в стране широко обсуждался такой случай: сын написал домой, что воюет артиллеристом, мать простая колхозница, не долго думая, собрала все имеющиеся свои сбережения, чтобы сделать пушку для сына. Поступок простой женщины растрогал Лидию Андреевну, и она принимает решение создать батарею «катюш». Сказано – сделано. Через некоторое время певица торжественно вручила десятому минометному гвардейскому полку две батареи «катюш», изготовленных на личные деньги, на боку машин, красовалась надпись «Подарок заслуженной артистки Руслановой Л.А.», бойцы полка тут же их переименовали в «Лидуши».

Нет смысла рассказывать обо всех военных концертах певицы, но вот о самом главном из них, который спела она в поверженном Берлине, стоит привести воспоминание Бориса Георгиевича Уварова, бойца 2-го кавалерийского корпуса. Вот оно: «…и вот Берлин. Русский солдат, он, знаете, если уж отойдет душой, шутка у него выйдет такая! Словом, праздник – рекой! У рейхстага шумно, людно, и тут мы увидели Русланову, кто ее тогда не знал! – попросили спеть, и она запела, помню «Степь да степь кругом». Ком в горле стал, слез не сдержать, смотрю – не только со мной такое, герои  – орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали свои песни – кто сибирские, кто про Волгу-матушку, кто калужские, кто саратовские…, я не помню, сколько часов продолжался концерт. После выступления Руслановой мы все ставим на вечную память свои автографы на рябом теле рейхстага… а вверху над ним реет Красное знамя».

Это был 1120-й концерт Лидии Андреевны Руслановой.  

Тогда же в поверженном Берлине был издан приказ № 109н: «За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками… за помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами наградить Русланову Лидию Андреевну, артистку Мосэстрады, орденом Отечественной войны 1-й степени.

Главнокомандующий Группы советских оккупационных войск в Германии Г. Жуков. 

Владимир Волков,

г. Златоуст

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru