Наследник - Православный молодежный журнал
православный молодежный журнал
Контакты | Карта сайта

Культура

Радость Рождественской встречи

Праздничный мужской хор Новоспасского монастыря

Возрождение православия в нашей стране, начавшееся в конце 80-х годов прошлого века, принесло свои щедрые плоды, помимо прочего, и в области музыкального исполнительства, концертной практики: на филармонические сцены России вернулась православная духовная музыка - величайшая традиция, долгие годы находившаяся фактически под запретом.

 Помимо профессиональных и любительских светских коллективов, впервые после многих лет неведения открывавших уже в 90-е для себя богатейшие пласты русской церковной музыки, особая роль в этом процессе принадлежит творческим коллективам, чья деятельность непосредственно протекает в лоне церкви. Именно церковные и монастырские хоры, для которых духовная музыка является самим смыслом их существования, призваны быть эталонами в исполнении духовных песнопений. Лучшие из них, ведущие регулярную концертную деятельность и знакомящие широкую публику с различ­ными сторонами огромной вселенной под названием «русская духовная музыка», сегодня справедливо задают тон, именно на образцы их музицирования ориентируются как светские исполнители, так и слушатели.

 Среди высокопрофессиональных церковных коллективов есть те, что уже давно и хорошо известны публике, однако есть и такие, о которых мы знаем пока сравнительно мало. И тем радостнее открывать в неисчерпаемом кладезе русского церковного пения все новые и новые исполнительские ресурсы, в особенности, когда их качество оказывается по-настоящему врачующим и ухо, и душу. К таким коллективам, лишь относительно недавно вышедшим из строго церковного богослужебного круга и ступившим на поле широкой концертной деятельности, принадлежит Праздничный мужской хор московского Новоспасского монастыря.

 Свой хор в одной из крупнейших и знаменитейших (шутка ли - здесь родовая усыпальница самих бояр Романовых!) столичных обителей появился сразу же после возрождения монастыря в 1991-м и достаточно быстро завоевал авторитет одного из значительных церковных мужских хоров России. Помимо своего непосредственного предназначения - пения на службах в монастыре, за прошедшие годы коллектив дал немало концертов: его имели счастье слышать не только москвичи, но и жители других российских городов, гастролировал хор в странах Европы и Азии. Интенсификация концертной деятельности началась с приходом в монастырь нового настоятеля епископа Саввы и молодого и энергичного регента Станислава Попова, что не может не радовать ценителей русской духовной музыки: тем самым расширяется круг меломанов, прикоснувшихся к эталонному звучанию, к тому, как должно исполнять культовую музыку нашей отечественной традиции. Есть что сказать коллективу и в исполнении светской музыки - русских народных песен и песен других народов мира, произведений патриотической направленности и пр.

Одно из знаменательных недавних выступлений хора состоялось в Московском международном доме музыки в святочные дни - в рамках юбилейного V Рождественского фестиваля духовной музыки (художественные руководители Владимир Спиваков и митрополит Иларион Алфеев), который проводится по благословению патриарха Кирилла. Фестиваль собирает богатую палитру как российских, так и зарубежных коллективов - его творческий уровень впечатляюще высок, и тем отраднее, что на этом обязывающем фоне Хор Новоспасского монастыря прозвучал ярко и весомо. В его пении гармонично сочетаются две вещи, казалось бы, контрастные по определению. С одной стороны, это сдержанность, даже сокровенность, внутренняя сосредоточенность на смысле исполняемого, своего рода такая не «показушная», не броская красота молитвенного плана, когда пение - это не столько экстравертный посыл в мир, сколько способ личного обращения каждого поющего к миру горнему, к Творцу. Но концерт - это не молитва в храме, и артисты хора не забывают об этом - вот тут и время сказать об искусстве высшего пилотажа, о «сочетании несочетаемого»: не утеряв молитвенной манеры, коллектив уверенно предъявляет чисто музыкантские вещи, в числе которых - мощь и красота голосов, сочность, в известной степени яркая индивидуальность тембров, умело сложенных в единый «пазл», - хор отличает хороший баланс между партиями, стройность и слитность ансамблевого хорового звучания, выразительность пения, впечатляющая градация нюансов. Понятные и точные дирижерские жесты Станислава Попова оптимально передают фактуру хорового звучания. Синергия контраста рождает необыкновенный эффект: ты и на светском концерте, с его особой, праздничной атмосферой настроя публики на отдых и в известной степени необременительное «потребление культурных благ», но одновременно как бы и в храме, что заставляет душу возвышаться, трудиться, человека духовно расти.

Рождественская тематика в концерте была представлена как произведениями выдающихся отечественных авторов (Чайковского, Кастальского, Гречанинова), так и менее известными, неконцертными, сугубо «храмовыми» произведениями, прозвучавшими, тем не менее, интересно и запоминающееся. В финале не обошлось без хитов, которыми принято радовать публику: «Калинка» и «Вдоль по Питерской» завершили выступление хора на высокой эмоциональной ноте. Многочисленная публика Камерного зала ММДМ горячо приветствовала артистов Хора Новоспасского монастыря, никак не отпуская их со сцены, явно давая понять, что обязательно придет еще не на один концерт замечательного коллектива.

Александр МАТУСЕВИЧ

Фото Сергей СКАЗКИН

Источник: газета "Музыкальный клондайк" №2 (147) февраль 2015 года

← Вернуться к списку

115172, Москва, Крестьянская площадь, 10.
Новоспасский монастырь, редакция журнала «Наследник».

«Наследник» в ЖЖ
Яндекс.Метрика

Сообщить об ошибках на сайте: admin@naslednick.ru

Телефон редакции: (495) 676-69-21
Эл. почта редакции: naslednick@naslednick.ru